СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения и развития речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

•  познакомить учащегося с произведениями: В. Бианки «Март», Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится...»,

  • обобщить знания учащегося о приметах весны, систематизировать любовь и бережное отношение к природе;
  • учить учащегося выразительному чтению, умению определять тему текста, выделять смысловые части, озаглавливать их на основе определения микротем;
  • обогатить словарный запас учащегося образными словами и выражениями.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения и развития речи.»

Разработка учителя начальных классов МБОУСОШ № 5 г. Новочеркасска Ростовской области Колюжной Натальи Павловны.

Урок литературного чтения и развития речи.


Цели урока:

• познакомить учащегося с произведениями: В. Бианки «Март», Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится...»,

  • обобщить знания учащегося о приметах весны, систематизировать любовь и бережное отношение к природе;

  • учить учащегося выразительному чтению, умению определять тему текста, выделять смысловые части, озаглавливать их на основе определения микротем;

  • обогатить словарный запас учащегося образными словами и выражениями.


Ход урока:


I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Вступительная беседа.


1. Загадка: Четыре раза в год ковер

Рукодельницы ткут

Один за другим

Их на землю кладут:

Белый, зеленый

Пестрый и желтый

Ответ здесь мудреный

Его нашел ты?

- Правильно это времена года

Четыре сестры в строгом порядке приходят и уходят. Одна сменяет другую.


И еще одна загадка:

Вопрос: Приметы какого времени вы услышите в этой загадке?

Пришла, улыбнулась

Утихли метели,

Позванивать стал

Колокольчик капели

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады,

Взревев за работу

Взялись трактора,

А птицы пропели:

«Вить гнезда пора!»

  • Правильно это все приметы весны.

  • А о каких изменениях в природе можете рассказать вы?
    (Солнце, небо, деревья, кустарники, поведение птиц.)


IV. Речевая разминка

  1. Назовите весенние месяцы.

  2. Первый весенний месяц март. В народе его называют зимобор, протальник, березодол.

  3. Читаем хором. Отрабатываем дыхание.


Вдох. Третий месяц у ворот - (пауза)

Вдох. Это к солнцу поворот.


- Как вы понимаете вторую строчку? (Ближе к теплу)


V. Работа над выразительностью.


1. Чтение хором:

Март хоть чуть и плакса,

Но хитрец большой:

Глаз один в слезинках,

А в лучах другой.

Первые снежинки

Март в дубраве рвет

И венок весенний

Март искусно вьет.

М. Мревлишвили.


  • Почему автор этого стихотворения называет март хитрецом?

  • Вам понравилось это стихотворение?

  • Нам нужно его прочитать выразительно?

  • Что это значит?

(Выразить свое отношение в чтении дело совсем непростое)

  • Для того чтобы чтение стало по-настоящему выразительным, надо соблюдать следующие условия. А узнать их нам поможет наш парусник «Выразительное чтение»

  • Поплывет ли наш парусник, если нет у него паруса, руля, винта?

  • Парус придает судну изящество, плавность движения. Что же будет парусом в выразительном чтении?

  • Тон или окраска голоса

(веселый, насмешливый, торжественный, грустный)

- От чего зависит тон?

(От содержания и от нашего отношения к этому содержанию)

- Тон выбрали

(Веселый, шуточный, со смешинкой)

- Парусник не может двигаться без руля

( Все ли слова я произнесла одинаково?)

  • Какие выделила?

  • Для чего я это делаю?

(Для того, чтобы те, кто слушает меня лучше поняли содержание.)

  • Итак, руль - это главные слова

  • Еще нашему паруснику нужен винт с лопастями, чтобы можно было менять его скорость.

  • При чтении нужно выбрать скорость: читать быстро, умеренно или медленно.

  • И еще якорь.

  • Для чего нужен якорь?

  • Чтобы делать остановки.

  • Эти остановки называются паузами:

  • длинная (точка);

  • короткая (др. значки).

- Чтобы чтение было выразительным, чтобы наш парусник поплыл, мы должны выбрать тон, темп, главные слова, расставить паузы.

- Прочитаем выразительно это стихотворение.


VI. Факультминутка.


- Представьте себе, что вы в весеннем лесу. Ярко светит солнце. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему. Свежий воздух. Наберем полную грудь свежего воздуха. Вздохнем глубоко - глубоко, выдохнем (2-Зр).

Звенит капель. Дон- день- день. Передаем звучание капели.


VII. Работа с учебником.


1. Первичное чтение
В. Бианки «Март»

2. Словарная работа

Капельник

3. Вопросы:

  • Что мы прочли ? (Текст)

  • Определяем тему текста (Весна, март, приметы весны)

  • Определяем тип текста (описание)

  • Сколько смысловых частей ( 2 части)

  • Определить микротему

4. Чтение по частям

5. Чтение « птичьим базаром»

6. Выборочное чтение

7. Работа над образностью

Беседа

8 -13 В природе весной нередко случается. Что перед потеплением вдруг станет холодно, пройдет снег, потом опять тепло. Как бы зима и весна борются Кто кого? Об этом рассказывается в стихотворении замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

- Послушайте и постарайтесь увидеть в своем воображении как весна и зима борются.

9. Чтение целиком.

10.Чтение четверостиший.

11. Выборочное чтение.

- Почему злится зима?

- Как вы понимаете, Что весна «стучится и гонит зиму»

  • Что заставляет зиму уйти?
    - Сразу ли Зима ушла, увидев Весну

  • Как же она ушла?
    - Как весна вела себя

  • Как поэт изображает Весну и Зиму.

12. Прочитайте самостоятельно и подчеркните слова, которые показывают действия Весны и Зимы.

Стучится злится

Гонит хохочет

Хохочет ворчит

Шумит взбесилась

Умылась пустила
Стала румяной


  • Кому больше симпатизирует автор

  • Как он называет Весну? (Прекрасное дитя)
    - Как он называет Зиму (Злой ведьмой)

13. Выразительность

1.Тон - с одинаковым ли тоном мы читаем слова о весне и зиме:

О Весне - веселый, задорный, шумливый ,хохочущий.

О Зиме - ворчливый ,злой, сердитый.

2. Выделение главных слов.

3. Скорость чтения

4. Паузы.

14. Выразительное чтение (хором).

15. Повторение чтения (2-3 уч.).

16. Д/з Выучить стихотворение наизусть.


VIII. Обобщение

Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке.

Домашнее задание