Разработка учителя начальных классов МБОУСОШ № 5 г. Новочеркасска Ростовской области Колюжной Натальи Павловны.
Урок литературного чтения и развития речи.
Цели урока:
• познакомить учащегося с произведениями: В. Бианки «Март», Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится...»,
обобщить знания учащегося о приметах весны, систематизировать любовь и бережное отношение к природе;
учить учащегося выразительному чтению, умению определять тему текста, выделять смысловые части, озаглавливать их на основе определения микротем;
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Вступительная беседа.
1. Загадка: Четыре раза в год ковер
Рукодельницы ткут
Один за другим
Их на землю кладут:
Белый, зеленый
Пестрый и желтый
Ответ здесь мудреный
Его нашел ты?
- Правильно это времена года
Четыре сестры в строгом порядке приходят и уходят. Одна сменяет другую.
И еще одна загадка:
Вопрос: Приметы какого времени вы услышите в этой загадке?
Пришла, улыбнулась
Утихли метели,
Позванивать стал
Колокольчик капели
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады,
Взревев за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора!»
Правильно это все приметы весны.
А о каких изменениях в природе можете рассказать вы?
(Солнце, небо, деревья, кустарники, поведение птиц.)
IV. Речевая разминка
Назовите весенние месяцы.
Первый весенний месяц март. В народе его называют зимобор, протальник, березодол.
Читаем хором. Отрабатываем дыхание.
Вдох. Третий месяц у ворот - (пауза)
Вдох. Это к солнцу поворот.
- Как вы понимаете вторую строчку? (Ближе к теплу)
V. Работа над выразительностью.
1. Чтение хором:
Март хоть чуть и плакса,
Но хитрец большой:
Глаз один в слезинках,
А в лучах другой.
Первые снежинки
Март в дубраве рвет
И венок весенний
Март искусно вьет.
М. Мревлишвили.
Почему автор этого стихотворения называет март хитрецом?
Вам понравилось это стихотворение?
Нам нужно его прочитать выразительно?
Что это значит?
(Выразить свое отношение в чтении дело совсем непростое)
Для того чтобы чтение стало по-настоящему выразительным, надо соблюдать следующие условия. А узнать их нам поможет наш парусник «Выразительное чтение»
Поплывет ли наш парусник, если нет у него паруса, руля, винта?
Парус придает судну изящество, плавность движения. Что же будет парусом в выразительном чтении?
Тон или окраска голоса
(веселый, насмешливый, торжественный, грустный)
- От чего зависит тон?
(От содержания и от нашего отношения к этому содержанию)
- Тон выбрали
(Веселый, шуточный, со смешинкой)
- Парусник не может двигаться без руля
( Все ли слова я произнесла одинаково?)
Какие выделила?
Для чего я это делаю?
(Для того, чтобы те, кто слушает меня лучше поняли содержание.)
Итак, руль - это главные слова
Еще нашему паруснику нужен винт с лопастями, чтобы можно было менять его скорость.
При чтении нужно выбрать скорость: читать быстро, умеренно или медленно.
И еще якорь.
Для чего нужен якорь?
Чтобы делать остановки.
Эти остановки называются паузами:
длинная (точка);
короткая (др. значки).
- Чтобы чтение было выразительным, чтобы наш парусник поплыл, мы должны выбрать тон, темп, главные слова, расставить паузы.
- Прочитаем выразительно это стихотворение.
VI. Факультминутка.
- Представьте себе, что вы в весеннем лесу. Ярко светит солнце. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему. Свежий воздух. Наберем полную грудь свежего воздуха. Вздохнем глубоко - глубоко, выдохнем (2-Зр).
Звенит капель. Дон- день- день. Передаем звучание капели.
VII. Работа с учебником.
1. Первичное чтение
В. Бианки «Март»
2. Словарная работа
Капельник
3. Вопросы:
Что мы прочли ? (Текст)
Определяем тему текста (Весна, март, приметы весны)
Определяем тип текста (описание)
Сколько смысловых частей ( 2 части)
Определить микротему
4. Чтение по частям
5. Чтение « птичьим базаром»
6. Выборочное чтение
7. Работа над образностью
Беседа
8 -13 В природе весной нередко случается. Что перед потеплением вдруг станет холодно, пройдет снег, потом опять тепло. Как бы зима и весна борются Кто кого? Об этом рассказывается в стихотворении замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева.
- Послушайте и постарайтесь увидеть в своем воображении как весна и зима борются.
9. Чтение целиком.
10.Чтение четверостиший.
11. Выборочное чтение.
- Почему злится зима?
- Как вы понимаете, Что весна «стучится и гонит зиму»
Что заставляет зиму уйти?
- Сразу ли Зима ушла, увидев Весну
Как же она ушла?
- Как весна вела себя
Как поэт изображает Весну и Зиму.
12. Прочитайте самостоятельно и подчеркните слова, которые показывают действия Весны и Зимы.
Стучится злится
Гонит хохочет
Хохочет ворчит
Шумит взбесилась
Умылась пустила
Стала румяной
13. Выразительность
1.Тон - с одинаковым ли тоном мы читаем слова о весне и зиме:
О Весне - веселый, задорный, шумливый ,хохочущий.
О Зиме - ворчливый ,злой, сердитый.
2. Выделение главных слов.
3. Скорость чтения
4. Паузы.
14. Выразительное чтение (хором).
15. Повторение чтения (2-3 уч.).
16. Д/з Выучить стихотворение наизусть.
VIII. Обобщение
Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке.
Домашнее задание