СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с кратким анализом

Просмотр содержимого документа
«Урок математики 2 класс»

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Устный прием сложения двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд (прием вида​ 26+7)

ФИО (полностью): Гунько Татьяна Борисовна

Место работы: ​МКОУ «Шумская СОШ»

Должность: ​учитель начальных классов

Предмет: ​математика

Класс: ​2

Тема и номер урока в теме: ​17-ый урок в теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Устные вычисления».

Урок разработан по учебнику М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой. УМК “Школа России”, 2024 г.

Цель урока: ​создание условий для формирования способности обучающихся к открытию нового приёма сложения для случаев вида 26+7.

Планируемые результаты:

предметные: познакомятся с новым приёмом сложения для случаев 26+7, научатся применять изученный приём сложения при вычислении значения числового выражения; метапредметные:

личностные:​ ​ ​создание условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться; осознание

собственных достижений при освоении учебной темы;

Регулятивные: ​планирование, контроль и оценивание учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

выполнения; выбор способа действий; соотнесение своих знания с заданием, которое нужно выполнить;

Познавательные:​ развитие умения использовать различные знаки и символы для создания моделей; овладение основами

математической речи;

Коммуникативные:​ развитие умения слушать собеседника, договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

Тип урока: ​урок открытия новых знаний.

Необходимое техническое оборудование: ​учебник, сигнальные карточки, карточки-помощницы.

Структура и ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

Время

1.

Организационный момент

Посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Давайте будем дружелюбны на уроке.

Проверим посадку:

  • Руки?

  • Ноги?

  • Локти?

  • Спина?

  • На месте.

  • На месте.

  • У края.

  • Прямая.

Личностные​: иметь желание учиться, правильно идентифицировать себя с позиции школьника

1 мин.


2.

Актуализация опорных знаний

1)Оформление странички тетради.

2)Сравнение числовых

выражений. -

Рассмотрите запись на доске.

24+5 23+7

28+30 26+7

  • Есть ли общий признак у данных выражений?

  • Какое задание к этим выражениям можно сформулировать?

3)Самостоятельная работа.

  • Выполните задание в тетради.

4)Проверка результатов.

  • Подробно расскажите о том, как вычисляли результаты.

Записывают дату.

Рассматривают записи на доске.

Все выражения – суммы, в них первые слагаемые – двузначные числа, в которых по 2 десятка.

Найти значение выражений.

Записывают выражения в тетрадь, находят их значения.

Ученики выходят к доске, объясняют, заканчивают запись:

Раскладываем 24 на разрядные слагаемые 20 и 4. Складываем единицы с единицами, получаем 9. Прибавим 9 к 20, получим 29.

24+5= 20+4+5=20+9=29

20 4

Познавательные​: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта

Находят пути решения поставленной задачи.

Коммуникативные​: рассуждают,

высказывают свое мнение.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

4 мин.


3.

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

  • Вы смогли выполнить задание полностью?

  • В чем заключаются затруднения?

  • Вы хотите узнать, как выполняется такое сложение?

  • Какой основной вопрос урока?

Учитель открывает запись на доске.

Нет. В последнем выражении есть затруднения.

Мы еще не учились складывать двузначные и однозначные числа с переходом через разряд.

Да.

Каким способом выполнить сложение двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд?

Регулятивные​:

Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.

2 мин.



4.

Открытие нового знания.

1)Выдвижение версий.

- Поработаем в парах. Обсудите, подумайте, какие у вас есть предположения о том, каким способом (или способами) выполним сложение в выражении 26+7.

Учитель фиксирует предложенные версии на доске.

Обучающиеся обсуждают вопрос в парах, высказывают свои предположения.

Возможные предположения обучающихся:

а) Заменим 26 разрядными слагаемыми 20 и 6. Складываем единицы: 6+7, получим 13. 13 – это 10 и 3. Удобно сложить десятки: 20+10, получится 30. Прибавим оставшиеся 3 единицы, получится 33.

26+7=20+6+7=20+13=30+3=33

20 6 10 3

б) Прибавим 7 единиц по частям. Сначала прибавим к 26 четыре, чтобы получилось круглое число 30.

Осталось прибавить еще 3. Получится

33.

26+7=26+4+3=30+3=33

4 3

Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение.

Коммуникативные​:

Слушать и понимать речь других.

Познавательные​:

Ориентироваться в своей системе знаний,​ ​отличать новое от уже известного.

Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях.

10 мин.





2)Проверка предположений.

  • Согласны ли с первым предположением?

  • Согласны ли со следующим предположением?

Если были другие предположения, они также проверяются. Неверные предположения с доски стираются.

  • На доске остались только верные предположения. Какое удобнее применять при выполнении вычислений? Почему?

3) Озвучивание нового знания.

а) Формулировка нового знания.

- Обсудите в парах и расскажите о порядке выполнения действий при сложении двузначного и

Да, т.к., заменяя суммой разрядных слагаемых сначала число 26, затем 13, получили уже изученные приемы сложения и смогли вычислить результат.

Да, т.к. прибавление однозначного числа по частям и дополнение числа до круглого десятка – приемы изученные.

Второе, т.к. выполняется меньше действий, значит быстрее считаем.

Однозначное число прибавим по частям. Сначала дополним двузначное число до круглого десятка, а потом прибавим оставшиеся единицы.






однозначного чисел с переходом через разряд.

б) Работа по учебнику. Анализ математического текста.

  • Рассмотрите запись в верхней части с.66. Перед вами математический текст, который состоит из математических символов. Как вы думаете, из скольких частей он состоит?

​- Прочитайте первую часть текста. Что обозначает пустой квадратик в записи?

  • Почему шарики на рисунке разного цвета?

-Что в числовом выражении обозначают усики под числом 7?

Из двух.

Нужно найти значение выражения.

Синие - первое слагаемое 26, красные - второе слагаемое 7.

Его нужно разделить на части: 4 и 3.






  • Опираясь на рисунок, расскажите, почему разделили именно так, а не на 6 и 1 или 5 и 2?

  • Сделайте вывод по первой части текста.

  • Прочитайте вторую часть текста. О чем она? Что в ней главное?

  • Что делаем сначала?

  • Как в записи выделена эта часть вычислений?

  • Что делаем дальше?

На каждой проволоке по 10 шариков. Число 26 занимает две полных проволоки и на третьей еще 6 шариков. Чтобы заполнить третью проволоку, добавим именно 4 шарика, а остальные будут уже на четвертой проволоке.

Однозначное число нужно прибавить по частям так, чтобы сначала дополнить двузначное до круглого десятка.

Однозначное число прибавляем по частям.

Дополняем двузначное число до круглого десятка.

Скобками.

Прибавляем оставшуюся часть.






б) Представление нового знания в виде числовой модели.

  • Составим модель нового приема сложения, опираясь на текст. О чем должна рассказать модель? Чтобы ответить на вопрос, вспомните, какова тема текста.

  • Как это обозначить на модели, подскажет первая часть текста.

  • Вспомните, о чем вторая часть текста.

О том, как к двузначному числу прибавить однозначное с переходом через разряд.

Двузначное число ,

однозначное , знак +, т.к. изучаем прием сложения, проведем усики, под ними квадратики, т.к. число делили на части.

=

⁄∖

Второе слагаемое прибавляем по частям: сначала дополняем до круглого десятка, затем прибавляем оставшуюся часть.






  • Как закончим модель?

в) Сравнение полученной формулировки с формулировкой авторов учебника.

  • Сравните формулировку нового приема сложения, предложенную авторами учебника, и полученную нами в ходе работы на уроке. В чем сходство и различие?

г) Обобщение.

  • Где будем использовать новое знание?

Круглое число обозначим 0, оставшаяся часть-число однозначное

.

⁄∖

Прием вычислений одинаковый, разные числовые модели.

На уроках (не только математики) при выполнении заданий, может быть в определенных жизненных ситуациях.



Физминутка.

Личностные​:

3 мин.

5.

Применение нового знания.

1)Решение примеров вида 26+7 с подробным объяснением (учебник с.66 №1).

  • Прочитайте задание. -Все ли согласны с рассуждениями?

Если есть те, кто не согласен, выяснить с чем не согласны, почему, обсудить ситуацию.

  • Все ли согласны с рассуждениями?

2)Составление числовых выражений вида 26+7.

Вычисли устно с объяснением.

Выполняют задание в тетради. Два ученика работают у доски.

38+5. Чтобы дополнить 38 до круглого числа 40, прибавим 2. Знаем, что 5 – это 2 и 3. Осталось прибавить 3: 40+3, получится 43.

64+9. Чтобы дополнить 64 до круглого числа 70,прибавим 6. Знаем, что 9- это 6 и 3. Осталось прибавить 3: 70+3, получится 73.

Регулятивные​:

Контролировать свои действия и действия другого.

Осуществлять контроль в применении способа действия.

10 мин.





  • Поработайте в парах, выполните такое задание: составьте одно выражение, подходящее к теме урока.

  • Что поможет выполнить задание?

  • Какие пары хотят представить получившиеся выражения?

Выслушиваются ответы 2-3 пар.

Выражения записываются на доске.

3)Проверка и оценивание полученных результатов.

  • Чтобы проверить выполнение задания, воспользуемся сигнальными карточками

зеленого и красного цвета. Если вы согласны с результатами,

Новое правило, числовая модель.

Идет обсуждение в парах.

Примерный ответ учеников пары:

57+8. Проверяем по модели: первое слагаемое – двузначное число, второе – однозначное; сложение с переходом через разряд. Чтобы дополнить 57 до круглого числа прибавим 3. 8 – это 3 и

5. Прибавим еще 5.

После записи выражений обучающиеся самостоятельно вычисляют их значение. Один ученик работает у доски.

Поднимают карточки.

Регулятивные: моделируют пример и записывают его решение в тетрадь.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий и действий партнера.





а) Отбор материала по теме урока.

  • Прочитайте выражения 1-3 столбиков. Все ли выражения подходят к теме урока?

  • Какие выражения «лишние»?

  • Карандашом зачеркните эти выражения.

б) Самостоятельное решение примеров по вариантам.

  • Найдем значение оставшихся выражений: 1 вариант – 63+9, 78+6; 2 вариант – 54+8, 62+9. Не забудьте записать номер варианта.

в) Проверка и оценивание результатов.

-На доске записано начало выражений из №2.

1 в. 2 в.

Не все.

«Лишние» выражения 63+7, 78+2. В них происходит переполнение разряда единиц и 1 десяток переходит в разряд десятков.

Самостоятельно вычисляют значение выражений.

Проверяют, исправляют ошибки.

элементов математической символики.





63+9= 54+8=

⁄∖ ⁄∖

7 2 6 2

78+6= 62+9=

⁄∖ ⁄∖

2 4 8 1

  • Сравните со своими записями в тетради. Если допустили ошибки в начале вычислений, исправьте их, выполните правильно дальнейшие вычисления.

-Кого результаты проверки порадовали – справились без ошибок? Молодцы!

  • У кого не все получилось? Какие были затруднения?

Поднимают руки.

Рассказывают о затруднениях при выполнении заданий.



6.

Включение нового знания в систему уже освоенных.

Повторение.

1)Составление задачи по выражению.

Прочитайте выражение, записанное на доске по-разному.

36+(36-30)

- Какое задание можно сформулировать по данному выражению?

Составьте задачу по выражению.

2) Анализ задачи.

  • О чем задача?

  • Известно ли количество моделей автомобилей?

  • Известно ли количество моделей самолетов?

  • Какой вопрос задачи?

Сложить число 36 и разность чисел 36 и 30.

Найти сумму 36 и разности 36 и 30.

36 увеличить на разность чисел 36 и

30.

Предполагаемые ответы: найти значение выражения, составить задачу и др.

Вариант задачи:

В Сашиной коллекции 36 моделей автомобилей, а моделей самолетов на 30 меньше. Сколько всего моделей в Сашиной коллекции?

О моделях автомобилей и самолетов.

Да. Их 36.

Нет. Но сказано, что их на 30 меньше, чем моделей автомобилей.

Сколько всего моделей в Сашиной коллекции?

Личностные:​ решают житейские ситуации, требующие знаний структурных компонентов задачи и умения решать задачу.

12 мин.





  • Каким арифметическим действием выполним второе действие задачи?

Учитель записывает на доске по ходу ответов детей:

    1. -

    2. +

4)Решение задачи. Запись в тетрадь.

  • Запишите решение задачи по действиям с пояснениями.

5)Проверка.

  • Прочитайте каждое действие задачи с пояснением.

-Все ли согласны? Если нет – почему?

-Как задача связана с темой урока

–сложение двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд?

6)Работа с геометрическим материалом (учебник с. 66 №7).

Записывают решение задачи.

1)36-30=6 моделей самолетов у Саши.

2)36+6=42 модели у Саши в коллекции всего.

Чтобы выполнить второе действие задачи, нужно было применить новое знание.






- Составим план выполнения задания: что сделаем сначала, что потом.

По ходу ответов детей учитель последовательно вывешивает на магнитную доску карточки-помощники, которые напомнят последовательность

работы.3)

1)

2)​ Р​

3)

4)​ Р ​ =

в) Выполнение задания в парах.

1) Измерим длины сторон треугольника;

2)Найдем периметр треугольника;

3)Измерим длину каждого отрезка;

4)Выберем отрезок, длина которого равна периметру треугольника.






- Результаты измерений можно записывать карандашом в учебнике.

7) Проверка и оценивание результата работы.

  • Постройте свой ответ по плану, который составили перед началом работы.

  • Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы! Вы отлично поработали.

Выполняют необходимые измерения и вычисления в парах с опорой на составленный план.

Стороны треугольника равны 3 см, 3 см, 2 см. Складываем, чтобы вычислить периметр треугольника, получается 8 см. Длина 1-го отрезка 7 см, 2-го – 7 см 6 мм, 3-го – 8 см. Периметру треугольника равна длина 3-го отрезка.




7.

Рефлексия учебной деятельности.

  • Прочитайте еще раз вопрос урока.

  • Каким способом выполняется сложение двузначного числа с однозначным с переходом через разряд?

  • Где на уроке использовали новые знания?

  • Оцените свою работу на уроке следующим образом: хорошо усвоил новый прием, помощь не требуется – зеленый сигнал; есть затруднения, нужна помощь – красный сигнал.

Читают вопрос на доске.

Однозначное число прибавим по частям. Сначала дополним двузначное число до круглого десятка, а потом прибавим оставшиеся единицы.

При решении примеров №1 и№2, в решении задачи.

Оценивают свою работу – поднимают сигнальные карточки.

Познавательные​:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

3 мин.

Домашнее задание.

Запишите задания в дневник: с.66 №3,4. В третьем задании записать выражения, данные к задаче и пояснения к каждому выражению.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные​:

Планировать свои действия в соответствии с





поставленной задачей.


Самоанализ урока математики.

Тип урока​: ​урок открытия новых знаний.

Тема:​ ​Устный прием сложения двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд (прием вида 26+7)

Урок математики будет проведён во 2 классе согласно календарно-тематическому планированию, тема урока «Устные приемы вычислений вида 27+6», раздел «Сложение и вычитание». Целью данного урока является: формирование навыков сложение двузначного числа с однозначным с переходом через десяток.

Основные задачи:

Предметные: ​совершенствовать и развивать вычислительные навыки;

Метапредметные: ​формировать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, обеспечить возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Личностные: ​сделать учение осмысленным, обеспечить ученику понимание значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; обеспечить возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя;

По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны ​формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная и парная. ​Методы обучения:​ наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Свой урок я начну с эмоционального настроя, что позволит мне сконцентрировать внимание обучающихся. Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе будет использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой в учебнике. Изложение новых знаний мною не будет даваться в готовом виде, детям будет предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.

Организованная данным образом работа позволит учащимся ориентироваться в своей системе знаний, ​отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. На разных этапах урока будет использоваться работа в парах. Это будет способствовать развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоят информацию, а также воспроизведут в памяти пройденное, составят модель, которой будут пользоваться при первичном закреплении.

При проведении урока будут использоваться различные виды контроля: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске);

Завершающим этапом будет подведение итогов и оценивание учащимися своих результатов на уроке. Для оценивании ответов у обучающихся есть сигнальные карточки , которые они используют на разных этапах урока, подводя итоги.

Высокая работоспособность на протяжении всего урока будет обеспечиваться сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, индивидуальной, работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Это будет способствовать созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.

В процессе обучения будут сформированы следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-​формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-​контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка.

Поскольку урок планируемый (будет проведен в ближайшее время) выводы об общих результатах урока (достижение цели урока, уровень выполнения поставленных задач) будут сделаны позже.