Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формулируемые УУД |
I. Организация. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Демонстрируют готовность к уроку | Регулятивные: контролируют свои действия |
– Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело и с пользой, давайте подарим, друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока. - Желаю успехов в работе на уроке. | - Развивать внимание - Тренировать свой мозг, волю; - Воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели. |
II. Актуализация знаний учащихся | – Арифметический диктант. Запишите в тетради получившиеся ответы. - 19 увеличить в 100 раз. - Записать число, в котором 7 единиц , 8 десятков. 6 тысяч. - Какое число при счёте предшествует числу 2015? - 3 тысячи увеличить на 305. - Найти разность 2 тысяч и числа 500. | Слушают учителя, считают устно, анализируют, обосновывают свою точку зрения. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера, при необходимости корректируют свою деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: владеют математическими терминами. Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, стремятся развивать наблюдательность мышления. |
Расположи числа в порядке уменьшения и составь слово 1900 | 6087 | 2014 | 3305 | 1500 | с | м | с | а | а | 6087 | 3305 | 2014 | 1900 | 1500 | м | а | с | с | а | - Что такое масса? В словаре С.И. Ожегова одно из значений массы: «…масса-это одна из основных величин в механике, измеряющая количество вещества в теле…» - Где в жизни мы пользуемся этим понятием? - Чтобы научиться чему- то новому, нужно сначала выяснить, что вы уже знаете по данному понятию. - Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г) - Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1кг = 1000г) - Какая из этих двух величин самая маленькая? (г) Для чего нужна такая единица массы? (чтобы определить массу очень маленьких и очень легких предметов.) | Ответы детей. |
III. Подготовка к восприятию нового материала. Определение темы и цели учебной деятельности. | - Какие предметы нужны для измерения массы? Практическая работа - Некоторые весы есть у нас на уроке. Демонстрация весов: аптекарские весы, весы - чаша, весы-безмен, напольные весы. Работа в группах. - Найдём массу предметов. 1 группа находит массу мелкого предмета. 2 группа находит массу 1 яблока 3 группа находит массу пакета яблок 4 группа измеряет массу каждого ученика. - Если нужно узнать массу 1 яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся? - А массу корзины яблок, то какую единицу возьмем? - А если нужно узнать массу машины яблок? - Верно, для этого существуют более крупные единицы массы, найдите материал о них в учебнике (тонна и центнер). - Сформулируйте тему урока: «Единицы массы. Центнер. Тонна» Определяем цели урока: 1. Познакомиться с единицами измерения массы - тонной и центнером. 2. Быстро и правильно переводить из одной единицы в другою. 3. Научиться решать задачи с новыми единицами измерения. Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100». | Слушают учителя, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить. Находят массу предметов. Работают по учебнику стр.45 | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевой высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значения знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому процессу |
IV. Открытие новых знаний | - Какая из новых единиц самая большая? - Почему? - Как её записывают кратко? - Как называется другая единица? - Как записать кратко? | Слушают учителя. Записывают соотношение величин, обобщают, делают выводы. | Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки. Познавательные: осознанно строят речевой высказывание в устной форме. Коммуникативные: знают правило ведения диалога, уважают в общении партнеров и себя. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. |
Преобразование величин. Установите соответствие. - Вернёмся к результатам практической работы. Найдите общую массу всех детей 4 группы, выразите результат в центнерах. А чтобы получилась тонна, сколько ещё нужно добавить? - Рассмотрите таблицу результатов взвешивания учеников нашего класса. - Выберите нужные числа, чтобы результат был равен тонне. | Преобразовывают величины в крупные и мелкие, работают у доски «по цепочке». |
V. Закрепление | Вспомните из уроков окружающего мира, масса каких животных измеряется в тоннах? Самые крупные животные (слайд) Кто прав? Задача (устно) Мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, Второй утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий вовсе называет 30 ц. Кто прав? - Можно утверждать, что кто-то из ребят ошибается? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают задачу кратко в таблицу, объясняют выбор метода решения, обосновывают выбор арифметического действия для решения задачи. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников, способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: умеют слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения при возникновении спорных ситуаций, не создают конфликтов. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений. |
Решение задачи. (Текст и таблица даны каждому ученику) Бегемот может съесть за 10 недель 2 тонны травы, а слон за такое же время может съесть 6 тонн. На сколько больше требуется травы на 1 неделю слону, чем бегемоту? | Записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос. Производят замену крупных единиц мелкими, самостоятельно осуществляют проверку по эталону. |
- Прочитали задачу. - Что обозначает число 2 тонны? Записали. - Сколько недель бегемот ел эту траву? - Что обозначает число 6 т? - За сколько недель слон съел её? - Известно сколько бегемот съел травы за одну неделю? - Известно сколько слон съел травы за одну неделю? Что надо узнать? - Какое правило помним? - Прочитали еще раз внимательно вопрос. - В каких единицах надо выразить ответ? - А у нас какие единицы? - Что должны сделать, прежде чем решать? Проверяют таблицу. | |
Составляем план решения задачи. Что узнаем сначала, что потом? Кто решил задачу быстро дополнительно получает карточку на преобразование величин. Взаимопроверка. | Работа в парах самостоятельно, осуществляют самоконтроль по эталону. |
Ребята, те единицы массы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, появились не очень давно. Издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы. ( Слайд.) Старинные русские меры длины. 1 пуд==40 фунтов=16 кг 1 фунт=410г 1 золотник=4г Пословицы: Мал золотник, да дорог. Болезнь входит пудами, а уходит золотниками. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь. Узнаешь, почём фунт лиха. | |
VI. Рефлексия учебной деятельности VII.Домашнеезадание | - Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке? - Как они связаны между собой? - В каких профессиях единицы массы применяют чаще всего? - А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке? 1.Выучить таблицу единиц массы. 2.Стр 46 № 211 или составить задачу с единицами массы. | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщение. Осуществляют самооценку. Записывают задания в дневник. | Регулятивные: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя, способны к мобилизации волевых усилий. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание и личностные, осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к учебной деятельности, овладевают начальными навыками адаптации в обществе. |