СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики «Единицы массы. Центнер. Тонна».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использованы технологии развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии), информационно-коммуникационные технологии (использование презентации), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Просмотр содержимого документа
«Урок математики «Единицы массы. Центнер. Тонна».»

Математика.

ФИО учителя Клюкинова Татьяна Ивановна.

Класс: 4

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии), информационно-коммуникационные технологии (использование презентации), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Группы формируемых компетенций: 

  • Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

  • Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых  средств для решения коммуникативных задач;  использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

  • Познавательные УУД:  добыча новых знаний из текста учебника, раздаточного материала, переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа).

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы: проблемно-сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), самоорганизация познавательной работы на всех  этапах  урока.

Цель урока: сформировать представление о новых единицах измерения массы (тонна, центнер), установить соотношения между ними; · систематизировать знания учащихся о соотношениях между единицами измерения массы; развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы; воспитывать познавательную активность; расширять кругозор учащихся. 

Задачи: Способствовать запоминанию единиц измерения массы. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Дидактические средства: проектор, экран, презентация, таблицы и схемы для решения задач, таблички с примерами, учебник « Математика 4 класс» Башмакова, рабочая тетрадь по математике.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Формулируемые УУД

I. Организация.

 

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. 

Демонстрируют готовность к уроку

Регулятивные: контролируют свои действия

 

– Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело и с пользой, давайте подарим, друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.
- Желаю успехов в работе на уроке.

- Развивать внимание
- Тренировать свой мозг, волю;
- Воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели.

II. Актуализация знаний учащихся

 

– Арифметический диктант. Запишите в тетради получившиеся ответы.
- 19 увеличить в 100 раз.
- Записать число, в котором 7 единиц , 8 десятков. 6 тысяч.
- Какое число при счёте предшествует числу 2015?
- 3 тысячи увеличить на 305.
- Найти разность 2 тысяч и числа 500.

Слушают учителя, считают устно, анализируют, обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера, при необходимости корректируют свою деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные: владеют математическими терминами.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, стремятся развивать наблюдательность мышления.

Расположи числа  в порядке уменьшения и составь слово

1900

6087

2014

3305

1500

с

м

с

а

а

 

6087

3305

2014

1900

1500

м

а

с

с

а

- Что такое масса?

В словаре С.И.  Ожегова одно из значений массы: «…масса-это одна из основных величин в механике,  измеряющая количество вещества в теле…»
- Где в жизни мы пользуемся этим понятием? 
- Чтобы научиться чему- то новому, нужно сначала выяснить, что вы уже знаете по данному понятию.
- Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
- Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1кг = 1000г)
- Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)
Для чего нужна такая единица массы? (чтобы определить массу очень маленьких и очень легких предметов.)

Ответы детей.

III. Подготовка к восприятию нового материала.



























Определение темы и цели учебной деятельности.


- Какие предметы нужны для измерения массы?
Практическая работа
- Некоторые весы есть у нас на уроке. Демонстрация весов: аптекарские весы,  весы - чаша, весы-безмен, напольные весы. Работа в группах. 
- Найдём массу предметов.
1 группа находит массу мелкого предмета.
2 группа находит массу 1 яблока 
3 группа находит массу пакета яблок 
4 группа измеряет массу каждого ученика.

- Если нужно узнать массу 1 яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся?
- А массу корзины яблок, то какую единицу возьмем?
- А если нужно узнать массу машины яблок?
- Верно, для этого существуют более крупные единицы массы, найдите материал о них в учебнике (тонна и центнер). 


- Сформулируйте тему урока:
«Единицы массы. Центнер. Тонна»

Определяем цели урока:
1. Познакомиться с единицами измерения массы - тонной  и центнером.
2. Быстро и правильно переводить из одной единицы в другою.
3. Научиться решать задачи с новыми единицами измерения. 

Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100».

Слушают учителя, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить. Находят массу предметов.















Работают по учебнику стр.45

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевой высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значения знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому процессу

IV. Открытие новых знаний

 

- Какая из новых единиц самая большая?
- Почему?
- Как её записывают кратко?
- Как называется другая единица?
- Как записать кратко?

Слушают учителя.
Записывают соотношение величин, обобщают, делают выводы.

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.
Познавательные: осознанно строят речевой высказывание в устной форме.
Коммуникативные: знают правило ведения диалога, уважают в общении партнеров и себя.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Преобразование величин.
Установите соответствие.
- Вернёмся к результатам практической работы. Найдите общую массу всех детей 4 группы, выразите результат в центнерах.  А чтобы получилась тонна, сколько ещё нужно добавить?
- Рассмотрите таблицу результатов взвешивания учеников нашего класса. 
- Выберите нужные числа, чтобы результат был равен тонне.

Преобразовывают величины в крупные и мелкие, работают у доски «по цепочке».

V. Закрепление

 

 

Вспомните из уроков окружающего мира, масса каких животных измеряется в тоннах?
Самые крупные животные (слайд)
Кто прав? Задача (устно)
Мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т,  Второй утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий вовсе называет 30 ц. Кто прав?
- Можно утверждать, что кто-то из ребят ошибается?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают задачу кратко в таблицу, объясняют выбор метода решения, обосновывают выбор арифметического действия для решения задачи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников, способны к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения при возникновении спорных ситуаций, не создают конфликтов.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

 

Решение задачи. (Текст и таблица даны каждому ученику)
Бегемот может съесть за 10 недель 2 тонны травы, а слон за такое же время  может съесть 6 тонн. На сколько больше требуется травы на 1 неделю слону, чем бегемоту?

Записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос.
Производят замену крупных единиц мелкими, самостоятельно осуществляют проверку по эталону.

- Прочитали задачу.

- Что обозначает число 2 тонны? Записали.

- Сколько недель бегемот ел эту траву?

- Что обозначает число 6 т?

- За сколько недель слон съел её?

- Известно сколько бегемот съел травы за одну неделю?

- Известно сколько слон съел травы за одну неделю?

Что надо узнать?

- Какое правило помним?
- Прочитали еще раз внимательно вопрос.
- В каких единицах надо выразить ответ?
- А у нас какие единицы?
- Что должны сделать, прежде чем решать?
Проверяют таблицу.

 

Составляем план решения задачи.
Что узнаем сначала, что потом?
Кто решил задачу быстро дополнительно получает карточку на преобразование величин.
Взаимопроверка.

Работа в парах самостоятельно, осуществляют самоконтроль по эталону.

Ребята, те единицы массы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, появились не очень давно. Издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы.
( Слайд.) Старинные русские меры длины.
1 пуд==40 фунтов=16 кг
1 фунт=410г
1 золотник=4г
Пословицы:
Мал золотник, да дорог.
Болезнь входит пудами, а уходит золотниками. 
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Узнаешь, почём фунт лиха.

 

VI. Рефлексия учебной деятельности







VII.Домашнеезадание

- Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке?

- Как они связаны между собой?

- В каких профессиях единицы массы применяют чаще всего?

- А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке?



1.Выучить таблицу единиц массы.

2.Стр 46 № 211 или составить задачу с единицами массы.



Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщение.
Осуществляют самооценку.









Записывают задания в дневник.

Регулятивные: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя, способны к мобилизации волевых усилий.
Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.
Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание и личностные, осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к учебной деятельности, овладевают начальными навыками адаптации в обществе.