СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 4 классе «Письменное умножение на двузначное число».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе «Письменное умножение на двузначное число».»

Тема: «Письменное умножение на двузначное число».

Цель: Создание условий для формулирования и усвоения  учащимися  алгоритма действий при умножении  на двузначные числа.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения;

получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, роли ученика, интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные: научатся: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; получат возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.

Познавательные: научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках и анализировать ее; понимать знаки, символы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков); находить и формулировать решение задачи;

получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.


Оборудование: презентация, учебник, доска.





Этап урока,

цель этапа, время

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Формы работы

Виды контроля







Мотивационный

2 мин

Словесный (беседа)


Здравствуйте, ребята!

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число. Классная работа. Сегодня 1 марта



Приветствуют














Ф.

Устный контроль учителя.

Актуализация знаний

5 мин

Словесный (беседа)

Практический

(решение примеров)

Наглядный (презентация)

- Отгадайте из какой сказки эти слова?

Корова Мурка, которую кот купил, глупая была и балованная. Но молока много давала. Все вёдра с молоком стояли. Все банки. И даже в аквариуме молоко было. (слайд 1)



- Решим задачу (слайд 2)

За 1 день коту корова даёт 23 л молока.

Сколько кот получит молока за:

-2 дня-

-5 дней

- 20 дней-

-За февраль

-Вспомним сколько дней в феврале?

-Когда 28 дней, а когда 29?

-Сейчас високосный год? Сколько дней в феврале в этом году?

- Как нам узнать сколько получил кот молока за 28 дней?

- Можем мы это решить устно?

- И так как - же нам умножить 23х28?



Дядя Фёдор Кот и Пёс. Эдуард Успенский











23*2=46

23*5=115

23*20=460

28 или 29

29 дней в високосном году (1 раз в 4 года), остальные года 28 дней.

Нет. 28 дней.

23*28



Если устно нельзя, надо значит письменно

Ф.

И.

Устный контроль учителя, взаимоконтроль.

Самоопределение к деятельности

5 мин

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)


- Кто догадался, какова тема нашего урока? (слайд 3)



- Какие цели мы должны достичь?(слайд 4)





-Посмотрите план урока, закончите предложения (слайд 5)

План урока

1. Узнать…



2. Научиться…

Письменное умножение на двузначное число

Познакомиться с письменным приёмом умножения на двузначное число









алгоритм умножения на двузначное число

выполнять умножение на двузначное число

Ф.

Устный контроль учителя.

Открытие новых знаний

20 мин

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (доска)

Практический (решение примеров)

- Каким способом вы учились устно умножать на двузначное число на прошлых уроках?

- Какой закон умножения использовали?

23х28=23х(20+8)=23х20+23х8=460+184=644

-Посмотрите, какой длинный путь пришлось проделать, чтобы найти значение выражения. Подумайте и скажите, может, есть запись выполнения решения короче?

Совершенно верно, вычисление можно записать короче, в столбик.

- Может у вас есть предложения, как 23х28?

Кто хочет выполнить запись на доске?



-Как записать пример?



— С какого разряда начнем умножение столбиком?

— Выполните умножение на единицы. Где будем записывать ответ?

— Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни сместите влево.

- Какое произведение получилось?

-Это первое неполное произведение

Умножение закончили?

- Почему?

– Что нужно сделать дальше?

— Выполните умножение на десятки.

Если умножаем на десятки, где начнем записывать ответ?

Какое произведение получилось?

- Получили второе неполное произведение.

-Действие закончили?

- Что нужно сделать дальше?



- С чего нужно начать?

- Получается ответ:

-Запись на доске (пример в столбик)

- Давайте повторим ещё раз ход решения и составим алгоритм умножения на многозначного числа на двузначное.

-Прочитайте алгоритм умножения на двузначное число в учебнике на стр.44.



















-Вернемся к плану урока. Выполнили первый пункт?

Распределительный

Ученик решает у доски, остальные в тетради













Выходит желающий ученик

Можно попробовать записать в столбик.

Единицы записываем под единицами. Десятки под десятками.

С единиц.



Под единицами





184



Нет

Умножили не на все число.

Умножить число 23 на 2, десятка



Записывать начнем под десятками.



46



Нет

- Неполные произведения нужно сложить

С единиц

644







Читают алгоритм

Алгоритм

I. Пишем единицы под единицами, десятки под десятками.

II. Умножаем число на единицы. Получаем первое неполное произведение.

III. Умножаем число на десятки. Пишем под десятками. Получаем второе неполное произведение.

IV. Складываем неполные произведения.

V. Читаем ответ.

Да, мы узнали алгоритм деления на двузначное число.


Ф.

И.

Устный контроль учителя.

Физминутка

1 мин

Словесный

Наглядный

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли,

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.

Сделали по 5 прыжков,

И к работе класс готов!



Ф.

Контроль учителя.

Первичное закрепление

5 мин

Словесный

Наглядный (карточки)

Практический (решение примеров)


Закрепим алгоритм с помощью задания 156 на стр. 44. Объясни по данным записям, используя алгоритм на слайде, как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. (слайд 6)

Первый пример проговариваем вместе

68*45

Записали единицы под единицами, десятки под десятками.

Умножаем число на 5 единиц. Получаем первое неполное произведение 340.

Умножаем число на 4 десятка. Пишем под десятками. Получаем второе неполное произведение 272.

Складываем неполные произведения.

Получаем ответ 3060.



- Переходим ко второму пункту плана. Научиться умножать на двузначное число. Для этого выполним №157. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Решаем первые примеры (42*27, 89*41) у доски с комментированием

-Третий и четвертый примеры (75*34, 93*46) решаете самостоятельно с опорой на алгоритм.


Проверьте по эталону (слайд 7)



Объясняют первый пример с учителем, 2-3 по 1 ученику как выполнено умножение.















































Выполнить умножение с проговариванием алгоритма.



Решают 2 примера на доске с комментированием. 3-4 пример самостоятельно с проверкой по эталону.


И.

Контроль учителя.

Включение в систему знаний и повторение ( 6 мин.)

Словесный

Наглядный (схема)

Практический

133. Прочитайте задачу про себя.

Два самолета вылетели с аэродрома в противоположных направлениях. Через 10 мин. после вылета расстояние между ними было 270 км. Первый самолет летел со скоростью 15 км/мин. С какой скоростью летел второй самолет?


- Как кратко записать задачу?

Читает задачу частями, выполняем чертеж.

-Как на чертеже показать, что 2 самолета вылетели в одно и то время в противоположных направлениях


Как на чертеже обозначить скорость?

Как на чертеже обозначить расстояние между ними?




15км\мин. ? км\мин.



270 км



- Что известно?



- Что можно узнать зная общее расстояние и общее время?


- Как найти скорость?


- Правильно (открываю формулу на доске)


- Запишите первое действие. (пишем с пояснением)


-Как найти скорость второго самолета, если известна общая скорость и скорость первого самолета?

Запишите 2 действие. (пишем с пояснением)

- Ответили на вопрос задачи?

-Записываем ответ.









Всё ли задание выполнили?


- Что значит обратная задача?


- Дома вы должны составить и решить обратную задачу







Читает задачу вслух



Сделать чертеж

один ученик выполняет чертеж на доске с комментированием, остальные работают в тетрадях.


Аэродром обозначаем Флажком, а противоположные направления -стрелочками

Над стрелочками – надписываем 15км/мин.

Обозначить фигурной скобкой и написать 270 км







Известно скорость одного самолета, общее время и общее расстояние.

Мы можем узнать общую скорость


Что бы найти скорость нужно расстояние разделить на время



270:10=27 (км/мин.) общая скорость

самолета


Из общей скорости вычесть скорость первого самолета


27-15=12 (км/мин) скорость второго самолета.


Решение:

1)270:10=27(км/мин)-общая скорость

2) 27-15=12 (км/мин) скорость второго самолета.

Ответ: 12 км/мин.


Нет. Нужно еще составить и решить обратную задачу.

Обратная задача это когда известное становится не известным, а неизвестное известным.

Ф.


Контроль учителя.

Рефлексия

2 мин

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)



- Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока?

- Добились ли мы этой цели?

-Что на уроке было для вас новым?

-Чему научились?

-Спасибо за урок














Ф.

Самоконтроль.

Инструктаж домашнего задания

1 мин

Словесный (объяснение)

Д.з. составить обратную задачу к №158 с.44




































План урока:





1. Узнать алгоритм умножения на двузначное число

2.Научиться

выполнять умножение на двузначное число

V=S:t