СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе»

Урок математики , 5 класс. Учитель математики: Слепцова М.В.

Авторы учебника : Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б.

Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». Цели урока.
  • Образовательные: сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить применять его при решении задач, вычислении значения выражений;

  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение ставить, осознавать, формулировать проблему;

  • Воспитывающие: Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Структура урока:
  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация опорных знаний. (6 мин)

  3. Гимнастика для глаз. (1 мин)

  4. Сообщение темы и цели урока. (2 мин)

  5. Изучение нового материала. (13 мин)

  6. Физкультминутка. (1 мин)

  7. Применение полученных знаний при решении задач.

  • Тренировочные упражнения. (4мин)

  • Самостоятельная работа. (9 мин)

  1. Домашнее задание. (2 мин)

  2. Итог урока. (1 мин)


Оборудование:

презентация, интерактивная доска, карточки.


Ход урока
    1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть сегодня на нашем уроке.

Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли герои мультфильма «Смешарики».

Слайд 1

Давайте откроем тетради, запишем число , классная работа.


2. Актуализация опорных знаний.

Как обычно урок мы начнем с повторения.(вставьте пропущенное слово)

Слайд 2

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.

Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется знаменатель.

Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется числитель.

Слайд 3

1) Какая часть фигуры закрашена?

3/4 4/9 3/6 5/8 4/8

2) Расположите дроби в порядке возрастания:



Слайд 4

Задача 1.

В огороде у Копатыча 10 грядок с овощами. грядок засажено капустой. Сколько грядок в огороде у Копатыча с капустой? (Ответ: 4 шт)

краткая запись условия записана на доске с обратной стороны.

Задача 2.

Помогите Ежику определить какую часть часа составляют 15 минут? Какую часть часа составляют 20 минут? ( у вас на столах лежит циферблат без стрелок, его можно карандашом делить на части).

(1 час=60 минут, 15/60=1/4ч, 20/60=1/3 ч.)

краткая запись условия записана на доске с обратной стороны.

Задача 3.

Кар Карыч забыл порядок действий. Помогите ему.

444:4+(45•51-232:2)•6



ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.( нашим глазкам надо отдохнуть, чтобы дальше продолжить работу)

Сколько окон в кабинете?

Сколько ламп в кабинете?

Нарисуйте глазами круг, прямоугольник, треугольник.( голова не двигается)


3. Сообщение темы и цели урока.

В начале года мы с вами изучили натуральные числа, а затем все действия с ними. Теперь мы изучаем обыкновенные дроби, а значит будем изучать и действия с ними.

У многих народов в древности дроби называли ломаными числами. Правил действий с дробями было так много, что умение оперировать ими воспринималось как чудо! Поэтому всегда и везде знание дробей пользовалось особым почетом и уважением.

Сегодня мы начинаем изучать первые действия с ними.

Ребята у вас на парте есть окружность , которая разделена на несколько частей. Подумайте, какие примеры с дробями вы могли бы составить. ( сложение, вычитание).

Сформулируйте тему урока

- Запишите тему в тетрадь.

Тема урока: Сложение и вычитание дробей. Слайд 5


– Чему мы должны научиться на уроке?


Слайд 5

Цель на уроке :

научиться выполнять сложение и вычитание дробей; работать с текстовыми заданиями; приводить и разбирать примеры

4. Изучение нового материала

Слайд 6

Нюша и Бараш раскрашивали квадрат. Нюша раскрашивала красным цветом, а Бараш зеленым.

Какую часть квадрата закрасила Нюша? (7/25)

Какую часть – Бараш? (10/25)

Какую часть они всего закрасили? (17/25)

Какое арифметическое действие используют, если нужно найти сколько всего в задачах? (сложение).

Значит получаем, что 7/25 +10/25 =17/25.

Теперь попробуем сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Слайд 7

Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями надо:

  • сложить числители

  • знаменатель оставить прежним

Например: 3/14 +5/14 = 8/14


Отработка правила –

учащиеся решают примеры на месте в парах , один - у доски. Затем сверяемся с результатами


19/24 + 3/24 = 22/24

17/29 + 9/29 = 26/29

21/45 + 17/45 = 38/45


А теперь вернемся к Нюше и Барашу.

Слайд 8

На сколько частей Бараш закрасил больше, чем Нюша? (3/25)

Какое арифметическое действие используют, если нужно найти на сколько одно число больше другого? (вычитание)

Значит получаем, что 10/25 -7/25 = 3/25.

Теперь попробуем сформулировать правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Слайд 9

Чтобы вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями надо:

1. вычесть числители

этих дробей

2. знаменатель оставить

прежним

Например:7/15 – 4/15 = 3/15


Отработка правила –

учащиеся решают примеры на месте в парах , один - у доски. Затем сверяемся с результатами.


19/24 - 3/24 = 16/24

17/29 - 9/29 = 8/29

21/45 - 17/45 = 4/45



Слайд10

Теперь настало время для ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Давайте немного отдохнем.

Встаньте в проходе друг за другом.

.

Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)
Все умеем мы считать (хлопки в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)
Руки за спину положим (руки за спину)
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох)
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас .

(Поднимаемся на носочках10 раз).


Присаживаемся, продолжим работу.



5. Применение полученных знаний при решении задач.

  1. Тренировочные упражнения

Давайте еще раз повторим:

Как сложить и вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?

Откроем учебники на стр.156, найдем правила ( выделены восклицательным знаком).

  1. Самостоятельная работа.

Раздать карточки учащимся. ( работают на карточках, подписать надо вверху)

Вариант 1

Вычислите

1 .


2 .



3.



4.

5. В книге у Совуньи несколько рассказов.

Первый рассказ занимает 7/17 частей книги, а второй на 3/17

меньше. Какую часть занимает второй рассказ?

(Ответы: 1. 7/10; 2. 2/14; 3. 4/5; 4. 1/4; 5. 4/17)

Вариант 2

Вычислите

1 .


2 .



3 .

4.

5. Дорога от домика Нюши до домика Бараша равна км,

а от домика Бараша до домика Кроша км.

Сколько метров занимает дорога от домика Нюши до домика Кроша?

(Ответы: 1. 15/13; 2. 1/15; 3. 5/10; 4. 3/7; 5. 13/19)


Ученикам, быстро справившимся с заданием дать дополнительное задание.


1.На первой тарелке было 7/25 фунта сливочного масла, на второй тарелке на 3/25 фунта меньше, а на третьей – 4/25 фунта больше, чем на первой. Сколько граммов масла было на трех тарелках вместе, если считать фунт равным 400 г? (22/25 фунта, 352г)


2.Решите уравнение (7/8)


6. Домашнее задание.

Слайд11

Стр.156, №544, 545. Составить задачу по теме урока (связать с профессией родителей)


7. Итог урока. (рефлексия)

Учитель: Ребята вот и подходит к концу наш урок. Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели? почему, что было трудным на уроке, как с этим можно бороться?

Полностью ли вы участвовали в работе на уроке?

Что нужно сделать, чтобы результат был лучше? 

2. Выставить отметки учащимся.


Подведение итога урока закончить словами:

Слайд 12

Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача.