ТЕМА: МИЛОСЕРДИЕ
Цели:
1. Формировать у учащихся понятие «МИЛОСЕРДИЕ».
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Задачи:
Предметные:
- формировать знания о понятиях милосердии, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сестра милосердия, сердоболие, добро как об основополагающих в этике;
- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности;
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Ход урока:
Приветствие ребят.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.
Настрой на работу.
- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок совершили вы в течение этой недели. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.
Введение в тему.
- А теперь откройте глаза. Мне было приятно видеть, что не было ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от ваших улыбок.
А сейчас посмотрите фильм и попробуйте сформулировать тему урока.
- Назовите тему урока, одним словом. (запись на доске: забота, доброта, жалость, сострадание)
- а можно я предложу своё мнение, я предлагаю такое слово как милосердие.
- как вы думаете, почему я предложила вам это слово? (все эти понятия входят в определение милосердия)
- У вас на парте у каждого лежит лист с выдержками из разных словарей понятия «МИЛОСЕРДИЕ» Давайте, убедимся в том, что все эти слова, которые на доске входят в понятие «милосердие»
- Все ли слова мы включили в это понятие?
Работа по теме урока.
- Что объединяет эти слова? (близкие слова по смыслу)
- У вас на парте лежит листочек. Обсудив в паре, подберите к этим словам слова антонимы.
На доске: доброта злоба, жестокость
забота равнодушие
жалость безжалостность
любовь ненависть
отзывчивость равнодушие
сострадание жестокость
- Почему я прикрепила модели человека?




На доске: доброта злоба, жестокость
(не качество) забота – заботливость равнодушие
жалость безжалостность
любовь ненависть
(не качество) помощь – отзывчивость равнодушие
сострадание жестокость
(это человеческие качества. У человека могут быть хорошие и плохие качества)
- А какая из этих моделей является моделью милосердного человека?
Значит, на земле все люди обладают только хорошими либо только плохими качествами?
(Нет, есть люди, которые имеют и те и другие качества)
- Я правильно понимаю, что есть ещё одна модель? (вставить)
- Охарактеризуйте эту модель.
(у этой модели есть и хорошие и плохие качества)








На доске: доброта злоба, жестокость
заботливость равнодушие
жалость безжалостность
любовь ненависть
отзывчивость равнодушие
сострадание жестокость
- А как определить человека милосердный он или немилосердный?
(по его поступкам и действиям)









ПОСТУПКИ
ДЕЙСТВИЯ
У нас получилось 3 модели. Это условные модели. Охарактеризуйте ещё раз каждую модель.
У меня есть цветные фишки. Подумайте, какими бы вы фишками раскрасили каждую модель. Обратите внимание на качества каждой модели.
1 ряд прикрепляет на первую модель, 2 ряд – на вторую, 3 ряд на 3 модель.
- Что мы можем сказать о первой модели, о второй и третьей?
- Так как определить милосердный человек или немилосердный? (по его поступкам и действиям)
Работа с притчей
Предлагаю вашему вниманию притчу «Незабудка». Послушайте её.
- Назовите главных героев (мальчик и цветок)
Работа в группах.
- Вы сейчас поработаете в группе. Ваша задача определить из текста, кто из героев обладает такими качествами, как милосердие. Перед вами схема кластера. Заполните и сделайте вывод.
Обсуждение.
-Почему вы считаете, что цветок милосердный (зачитывают вывод: познав, что такое боль, так не хотел, чтобы ещё хоть кому-нибудь на земле было больно…)
- почему мальчика считаем не милосердным?
Значит, он какой? Объясните. Повесим на него клеймо!!!
-Все ли так думают? (а может он хороший, просто не понимает, что сделал плохой поступок)
- Какой можно сделать вывод? (нельзя судить человека только по одному поступку)
- Что же нам мешает быть милосердным? (какие то поступки наши и действия)
Какой можно сделать вывод по кластеру, какого же человека можно назвать милосердым? (у которого добрые мысли, чувства и действия)
-Правильно, человека можно назвать милосердным по его добрым мыслям, чувствам и действиям.
Рефлексия.
У вас у всех на парте модель. Лучше вас самих себя никто не знает. Раскрасьте свою модель, каким вы себя считаете.
- Я вижу, что у вас у всех разные получились модели. У многих есть и светлые и тёмные тона.
- Это о чём ребята говорит? (у всех у нас есть и добрые и плохие качества)
А для того чтобы в мире всегда царила доброта, все люди и в частности мы с вами должны быть какими? (милосердными)
- А что для этого надо? (думать, чувствовать, мыслить хорошо)
-Правильно ребята ведь милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка!
Какие качества будете в себе формировать? (забота, сострадание, уважение, помощь т.д.)
8.Дом. задание написать мини-сочинение на тему «Мой милосердный поступок»