СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки для начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки для 2класса, на тему "Опера Руслан и Людмила"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки для начальных классов»



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Организационный момент



Приветствует.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Сергеевна. И сегодня урок музыки проведу у вас я. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Попробуйте, определить тему нашего урока.

(Видеоролик)

Как вы думаете, куда мы сегодня с вами попали?

-А что мы там будем делать? Что делают в театрах?

-Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём?


-Просматривают видеоролик













-Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера"




просмотр видеофрагмента на 1 минуту ТЕАТР


Самоопределение деятельности (целеполагание)

-Мы познакомимся с оперой.

-Самый богатый и сложный жанр музыки -опера. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Опера ставится композитором по известным произведениям. И сегодня мы познакомимся с одной из них.

-Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира.

Ребята, вспомните, кому принадлежат эти строки?


У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…


-Эти строки из замечательного произведения Александра Сергеевича «Руслан и Людмила»

Именно по этому произведению мы сегодня познакомимся с оперой.

-Давайте прослушаем отрывок из произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Какие замечательные строки русского поэта А.С. Пушкина А хотите узнать, что было 172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора Михаила Ивановича Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. 
-Вы просмотрели фрагмент произведения, как вы думаете, почему я называю оперу волшебной и сказочной?

-Послушайте сюжет оперы:

"Киевский князь празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Но по пути встречает коварную, злую волшебницу Наину, она завлекла в свои владения Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Колдунья Наина и отвергнутый жених Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву появляется добрый волшебник Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве продолжается всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых."













- А.С. Пушкину










-Смотрят видеоролик











(Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники)



-Слушают рассказ














































Видеофрагмент

Презентация




Слайд№1




Слайд№2






Слайд№3





Слайд№4







Слайд№5

Слайд№6



Слайд№7



Слайд№8






Слайд№9





Слайд№10

Изучение нового материала

-Вы прослушали сюжет оперы, а теперь я вам предлагаю посмотреть и послушать как она выглядит с музыкальным сопровождением.

-Прослушайте «Увертюру" Так начиналась опера

-Музыкальное вступление, начало к оперному, театральному представлению.

-Вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА.

-Теперь послушаем фрагмент из арии Руслана.

Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» 

- Этот музыкальный фрагмент -образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен)

Как вы думает, кто исполняет это произведение, сколько людей? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ-Артист, выступающий соло.

-Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера).

-Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?


Коварный, злобный Черномор, Семейства нашего позор, Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде, в его чудесной бороде таится сила роковая... – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.

–Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)

Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите, какой из трех жанров он для этого выбирает? (жанр марш)

звучит 

"Марш Черномора"

- Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют) Удобно вам было маршировать? 

- По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков). 

- Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы). Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера)

-Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

А какой герой понравился больше? Почему?

-Руслан в произведении герой, легендарный богатырь из русских былин и сказок. Каких вы ещё знаете богатырей? С каким цветом ассоциируется у вас их образы? (красный – цвет крови). А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины).

-А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

видеофрагмент "Финал"

-Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная). Кто исполняет это произведение? (хор).

-Слушают увертюру

-Отвечают на вопросы








-Слушают тему Руслана





-Учувствуют в беседе



















-Слушают «Марш Черномора»












-Учувствуют в беседе




















-Слушают аудио фрагмент


Аудио фрагмент








Аудио фрагмент























Аудио фрагмент































Аудио фрагмент

Рефлексия

-Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. Посмотрите на экран. Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою. 

-У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе. В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни.

Людмила – “милая людям». Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”. Черномор –поступки героя чёрные, недобрые.

Презентация

Домашнее задание

-Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны. 
- Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила». Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились. 
Вы встретились с добрыми и злыми героями. Нарисуйте, пожалуйста дома, образ любого понравившегося вам героя.

-Оцениваются

-Записывают домашнее задание