Организационный момент | Приветствует. Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Сергеевна. И сегодня урок музыки проведу у вас я. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Попробуйте, определить тему нашего урока. (Видеоролик) Как вы думаете, куда мы сегодня с вами попали? -А что мы там будем делать? Что делают в театрах? -Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём? | -Просматривают видеоролик
-Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера"
| просмотр видеофрагмента на 1 минуту ТЕАТР |
Самоопределение деятельности (целеполагание) | -Мы познакомимся с оперой. -Самый богатый и сложный жанр музыки -опера. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Опера ставится композитором по известным произведениям. И сегодня мы познакомимся с одной из них. -Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Ребята, вспомните, кому принадлежат эти строки? У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом… -Эти строки из замечательного произведения Александра Сергеевича «Руслан и Людмила» Именно по этому произведению мы сегодня познакомимся с оперой. -Давайте прослушаем отрывок из произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Какие замечательные строки русского поэта А.С. Пушкина А хотите узнать, что было 172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора Михаила Ивановича Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. -Вы просмотрели фрагмент произведения, как вы думаете, почему я называю оперу волшебной и сказочной? -Послушайте сюжет оперы: "Киевский князь празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Но по пути встречает коварную, злую волшебницу Наину, она завлекла в свои владения Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Колдунья Наина и отвергнутый жених Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву появляется добрый волшебник Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве продолжается всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых." | - А.С. Пушкину -Смотрят видеоролик (Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники) -Слушают рассказ | Видеофрагмент Презентация Слайд№1 Слайд№2 Слайд№3 Слайд№4 Слайд№5 Слайд№6 Слайд№7 Слайд№8 Слайд№9 Слайд№10 |
Изучение нового материала | -Вы прослушали сюжет оперы, а теперь я вам предлагаю посмотреть и послушать как она выглядит с музыкальным сопровождением. -Прослушайте «Увертюру" Так начиналась опера -Музыкальное вступление, начало к оперному, театральному представлению. -Вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА. -Теперь послушаем фрагмент из арии Руслана. Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» - Этот музыкальный фрагмент -образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен) Как вы думает, кто исполняет это произведение, сколько людей? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ-Артист, выступающий соло. -Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера). -Добро в сказке борется со злом. Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? Коварный, злобный Черномор, Семейства нашего позор, Рожденный карлой, с бородою... ...Умен, как бес, и зол ужасно. Притом же, знай, к моей беде, в его чудесной бороде таится сила роковая... – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
–Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.) Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор. – Определите, какой из трех жанров он для этого выбирает? (жанр марш) звучит "Марш Черномора" - Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют) Удобно вам было маршировать? - По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков). - Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы). Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера) -Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре? А какой герой понравился больше? Почему? -Руслан в произведении герой, легендарный богатырь из русских былин и сказок. Каких вы ещё знаете богатырей? С каким цветом ассоциируется у вас их образы? (красный – цвет крови). А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины). -А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера? видеофрагмент "Финал" -Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная). Кто исполняет это произведение? (хор). | -Слушают увертюру -Отвечают на вопросы -Слушают тему Руслана -Учувствуют в беседе -Слушают «Марш Черномора» -Учувствуют в беседе -Слушают аудио фрагмент | Аудио фрагмент Аудио фрагмент Аудио фрагмент Аудио фрагмент |
Рефлексия | -Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. Посмотрите на экран. Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою. -У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе. В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни. | Людмила – “милая людям». Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”. Черномор –поступки героя чёрные, недобрые. | Презентация |