Одноклеточные животные или Простейшие
Строение и жизнедеятельность простейших
Цели урока: выявление характерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных.
Планируемые результаты обучения: предметные: учащиеся знакомятся с особенностями процессов жизнедеятельности простейших ; учатся определять значение выделения, дыхания, питания, раздражимости в жизни живых организмов.
Метапредметные: учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности животных в учебнике.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных, осознание необходимости бережного отношения к животным.
Оборудование: таблица «Тип Простейшие» , учебник.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
1
.Оказывается, не все простейшие способны активно двигаться, есть и те, которые ведут прикрепленный образ жизни. Кто они? Как тогда добывают они себе пищу, как защищаются? Это мы и узнаем на уроке.
Составьте развернутый, логически связанный ответ с использованием терминов прошлого урока: одноклеточные, простейшие, вода, жгутик, реснички,
ложноножки, раздражитель, раздражимость.
2.Индивидуальная работа по карточкам.
Объясните термины: ложноножка, жгутик, реснички, раздражимость. |
В каких средах жизни можно встретить простейших? |
.Изучение новой темы.
Простейшими называют организмы, тело которых состоит из одной единственной клетки с формированным ядром. Каждый одноклеточный организм - самостоятельный, и в его клетке-теле происходят такие процессы, которые у многоклеточных осуществляются лишь на уровне тканей и органов. Функции любой клетки, органа, организма зависят от особенностей их строения. Поэтому первая задача: по рисункам, тексту учебника рассмотреть особенности строения одноклеточных организмов. Записываем тему урока и оформляем таблицу в тетради.
З
аполните таблицу, поставив знаки «плюс»(наличие) или «минус (отсутствие)
в каждой из трех колонок. Сделайте выводы по результатам вашей работы.
Структура | Амеба | Эвглена зеленая | Инфузория-туфелька |
Оболочка | + | + | + |
Цитоплазма | + | + | + |
Ядро | + | + | + |
Ложноножки | + | - | - |
Жгутик | _ | + | - |
Реснички | _ | - | + |
Пищеварительная вакуоль | + | - | + |
Сократительная вакуоль | + | + | + |
Рот | - | - | + |
Порошица | - | - | + |
Хлоропласты | - | + | - |
Светочувств.глазок | - | + | - |
Важно отметить следующее:
Для процессов питания и выделения продуктов жизнедеятельности используются временные органеллы – пищеварительные и сократительные вакуоли, а инфузорией еще и порошица.
Органоиды движения – ложноножки, жгутики, реснички способствуют перемещению животных в их среде обитания.
Различия в составах клеток тесно связаны с особенностями их процессов жизнедеятельности.
С
оставьте рассказы о жизненных процессах амебы, эвглены, инфузории с использованием таблиц и текста учебника ( работа проводиться в группах).
Подводим итоги работы.
Все органоиды клетки простейшего и процессы, в которых они участвуют, друг с другом очень сильно взаимосвязаны. Эти процессы обеспечивают жизнедеятельность клетки, ее рост, деление, постоянные контакты с окружающей средой. Всю совокупность процессов, протекающих в клетке, называют обменом веществ. Если простейшее питается продуктами распада органических веществ, то такой тип питания называется сапрофитным. Амеба в разных случаях может питаться по разному: сапрофитно, либо с помощью фагоцитоза.
Фагоцитоз – активное захватывание и поглощение микроскопических инородных живых объектов( бактерии, фрагменты клеток) и твердых частиц одноклеточных животных (phagos- пожиратель, kutos-клетка).
В цитоплазме эвглены зеленой имеется хлорофилл, расположенный в хлоропластах. В них на свету, как у всех растений, образуются органические вещества. Такой тип питания называют автотрофный. А в темноте эвглены обесцвечиваются, так как хлорофилл у них вырабатывается только на свету, и переходят к сапрофитному питанию


Схема обмена веществ эвглены зеленой.
Органические вещества

через оболочку
распад
окисление


О2 продукты жизнедеят.
э
нергия
сократительная
СО2 вакуоль

Ненужные вещества
Вода
Итак, мы обратили внимание на жизненные процессы простейших, такие как питание, дыхание, реакция на воздействия окружающей среды, выделение, но ничего не сказали о размножении.
Самый распространенный способ размножения у простейших- бесполый, при котором из одной материнской клетки образуется две дочерние. Бесполым размножением является множественное деление – шизогония у споровиков.
Половое размножение инфузорий носит название конъюгации. В процессе конъюгации обогащается наследственный материал инфузорий за счет ядер от других особей.
Закрепление пройденного материала.
1
в- амеба, 2в – эвглена, 3в- инфузория.
Определите, для какого животного характерен тот или иной признак.
о - форма тела непостоянная
- обязательно присутствуют хлоропласты
- передвигается с помощью ложноножек
-форма тела постоянная
- питается бактериями, водорослями и другими простейшими
- питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза
-есть цитоплазма, ядро,сократительная вакуоль
- дышит растворенным в воде кислородом
-избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль
- есть чувствительный к свету глазок
- образует цисту.
Домашнее задание
§, вопросы, термины, схемы.
Индивидуальное задание: подготовить сообщения о многообразии простейших;
подготовить сообщение о значении простейших.
Составить кроссворд используя изученные термины по теме: « Простейшие».