3 | Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности | Словестный метод – (прием беседа, рассказ). Наглядный метод, (прием – демонстрация презентации). | - Ребята, я знаю, что все вы очень любите сказки, поэтому сегодняшний урок я начну именно с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно. Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” Жила-была Река. ( Слайд 2) Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Слайд 2) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Слайды 3, 4, 5, 6) Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Слайд 7) Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. ( Слайд 8) В ней мыли машины, стирали белье. (Слайд 9) И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” ( Слайд 10) Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Слайд 11) Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. ( Слайд 12) Покрылась Река черной пленкой, (Слайд 13) стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Слайды 14, 15, 16,17) Совсем заболела Река. “Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Слайд 18) А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Слайды 19, 20, 21, 22, 23) И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …” – Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. | Слушают Высказывают свое мнение | 3 мин |
4 | Открытие новых знаний Вовлечение учащихся в определении последовательности действий на уроке Чередование различных форм работы (фронтальной, индивидуальной, парной и групповой) Фиксация индивидуальных затруднений в учебном действии | Активные методы обучения – (метод самостоятельной работы). | Ребята, когда я сегодня шла в школу я нашла в почтовом ящике письмо давайте его сейчас прочитаем: «Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. - От кого могло быть это письмо? _-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей. Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как надо работать в группе) Организует работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает рабочий лист для фиксации результатов . Работа с учебником (с 58-60 «Почему воду нужно беречь» рассказ “Как охраняют воду от загрязнений"). Физминутка: (Видео) -А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории. -Кто такой исследователь? -Мы с вами будем исследовать воду О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения: -Какие выводы сделаем? -Как вы можете помочь воде в нашей реке? | Слушают содержание письма. Выдвигают предположения, от кого оно могло быть. Вспоминают правила работы в группе. Находят в тексте информацию по данному вопросу Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 1) Выполняют работу в группах. Проверяют запах, прозрачнось, наличие живых существ. Формулируют выводы наблюдений, записывают результаты в лист исследований. Договариваются между собой, выступает делегат от группы. Высказываются, предлагают способы очистки воды. | 25 мин |
5 | Закрепление изученного на уроке | Словестный метод – (прием беседа, рассказ). Наглядный метод, (прием – демонстрация презентации). | Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть? (Ответы детей) – А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями? – И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Слайд 24) Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Слайд 25) С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. | Оценивают свои достижения. Подводят итог урока. Отвечают на вопросы. | 10 мин |