I стадия Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) | Ключевые термины: Батый, 1237 год, Иван Калита, 1325-1340, Золотая Орда, Дмитрий Иванович, Мамай, 13 сентября 1380 г., Куликовская битва, Дмитрий Донской. | Выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять. внимательно выслушивает их ответы -Наш урок проходит в рамках метапредметной недели «Миром правят числа» Слайд -Как вы понимаете это высказывание древнегреческого философа и математика? - Чаще всего с числами мы встречаемся на каком уроке? - Посмотрите на эти числа. Слайд - Что это за числа? - Какой раздел мы изучаем на уроке окружающего мира? -Вспомним пользуясь ключевыми словами пройденный материал. - Пользуясь ключевыми словами, восстановите события истории Древней Руси. -Как вы думаете, ребята, обрели русские земли полную независимость от Орды после разгрома Мамая? -Дань тоже продолжали платить русские люди. Как вы думаете, а почему монгольское войско снова двинулось на русскую землю? - Назовите тему урока, задачи, которые будем решать на уроке. | Актуализируют и обобщают имеющиеся знания по данной теме; Высказывают свое мнение. Работают с ключевыми словами. Восстанавливают главные события. -Математики. - Даты. - Мы изучаем раздел «Страницы истории России». - Враг был силен, набеги ордынцев продолжались. Отвечают на вопросы, высказывают предположения. -Нашелся князь, который снова отказался от уплаты дани. -Это Иван III, наверное. Озвучивают тему. - Иван III. Какую роль он сыграл для развития государства Российского. |
II стадия Осмысление содержания (получение новой информации) | Таблица «Кто? Что? Кому? Когда? Где? Почему?», «Бортовые журналы» | Поддерживает у обучающихся активность, выступает в роли консультанта. -Открываем учебник, найдем годы правления Ивана Васильевича. Работаем в парах на с.75.Заполняем таблицу: Вопросы | Ответы | Кто? | | Что? | | Кому? | | Когда? | | Где? | | Почему? | | - Озвучиваем результат работы -Итак, Русь освободилась от Орды. Какие задачи стояли перед Иваном III? Что он успел сделать? На эти вопросы вы попробуете ответить, работая в группах. | Получают новую информацию, осмысливают ее. Заполняют бортовые журналы. 1 группа отвечает на вопрос: Какие главные перемены на Руси произошли при Иване III? 2 группа отвечает на вопрос: Как изменилась Москва при Иване III? Мансур работает индивидуально: |
III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) | Синквейн | Возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям. Даёт творческое задание на основе изученной информации. -Итак, кто же был тот человек, который осмелился не платить дань хану Золотой Орды? - Чем еще он прославился? - Составьте синквейн на тему урока. - Какие темы можно взять? (Иван III , Москва) | Соотносят «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления обобщают полученную информацию. - Это был Иван III. - Сложилось единое независимое государство (Россия). Правитель стал именоваться Государь всея Руси. Печать с двуглавым орлом, всадник с копьем - начало истории герба России. Возникли Соборы Московского Кремля появились: Успенский, Благовещенский, Архангельский Колокольня «Иван Великий» Зачитывают творческие работы. Иван III Умный, дальновидный Отказался, победил, построил Русь при нем расширилась Государь всея Руси! Москва Белокаменная, кирпичная Собирает, перестраивается, привлекает Город охотно посещают иностранцы Столица! |