-Прочитайте, какое предложение получилось? Откуда и куда текут реки? -Сейчас я включу необычную музыку (шум воды, прибоя), а вы закройте глазки и подумайте, откуда и куда текут реки. -У вас появилось собственное мнение. 2. Работа в группах. -А теперь поработаем в группах. Задайте друг другу этот вопрос и послушайте ответ товарища. Побеседуйте, обсудите. Кто готов, покажет сигнал. 3. -Послушаем, какие предположения у вас появились. Высказывание мнений, предположений учащихся. Тема урока у нас сегодня важная, а главное, нужная. -Откройте страницу 66-67. -На какие знания она опирается? -Где в дальнейшем потребуются знания, которые вы получите сегодня? -Что нам сегодня предстоит узнать и чему научиться? Какова цель урока? -Чего вы ждёте нового и интересного от урока? -Команды, посовещайтесь с экспертами, расскажите им о своих переживаниях, тревогах. У меня тоже есть опасения. -Но я думаю, что мы сегодня поработаем так, что от тревог не останется и следа! Вы готовы постараться? IV. Изучение новой темы. - Мудрая Черепаха все знает и попросила ребят рассказать, откуда и куда текут реки России. Слушайте внимательно и старайтесь запоминать. 1. Сообщение нового материала (подготовленные рассказы детей, сопровождающиеся показом слайдов). 1-й ученик -В России более двух с половиной миллионов рек. И все они разные: большие и маленькие, горные и равнинные. Но у каждой реки есть свое начало. Место, где река берет свое начало, называют исток. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют устье. 2-й ученик. -Река Волга – одна из крупнейших рек России и на Земле. Длина Волги более трех тысяч километров. Исток Волги – её начало – это родник в селе Волговерховье Тверской области. А впадает река Волга в Каспийское море. 3-й ученик. -Река Лена занимает по величине десятое место в мире. Её длина более четырёх тысяч километров. Истоком реки Лены, то есть её началом, считается небольшое болото. Впадает река Лена в море Лаптевых – это её устье. 4-й ученик. -Некоторые реки берут своё начало из другой реки и могут впадать в другую реку. Например, река Москва, которая протекает в столице нашей Родины городе Москве. Река Москва начинается в болоте, а впадает в другую реку Оку. 2. Взаимооценка. -Спасибо ребятам за рассказы. Оцените их выступления. Они заслужили подарки от Мудрой черепахи. (жетоны). -А где ребята, вы могли бы узнать о других реках? -Для самых любознательных я приготовила интересные книги – энциклопедии ( выставка книг), на перемене вы сможете их посмотреть. 3. Первичное обобщение и закрепление. -А теперь, наша черепашка хочет узнать, что вы запомнили из рассказа ребят. -О каких реках рассказали? Ответы детей сопровождаются составлением опорной схемы. Учитель прикрепляет карточки к доске – река Волга, река Лена, река Москва. -Как называется место, где река берёт начало? Прикрепляется карточка – исток. -Вспомните, откуда текут эти реки? Карточки – родник, болото, река. -Куда эти реки впадают? Карточки – море, река. -Как называется место, где река впадает в другую реку или море? На доске опорная схема. Откуда и куда текут реки? исток устье родник море река Волга болото река река Лена река река Москва 4. Работа с картой. -Мудрая черепаха приглашает нас совершить прогулку по карте и посмотреть реки, о которых мы говорили. Показ и комментирование учителя. Я хочу прочитать вам рассказ А. А. Плешакова «Вода-путешественница». Я буду читать, а вы возьмите карандаш и следите, как течет река, по рисунку в учебнике (с. 66–67). -Улыбнулись, продолжим урок. 5. Работа с краеведческим материалом. Беседа и работа с картой. А знаете ли вы, какая большая река протекает в нашем городе? Есть в нашем городе река Её зовут Дон. И широка, и глубока Речная синева. -Посмотрим на карте. Дон – широкая и многоводная река, но по сравнению с такими реками, как Волга и Лена, совсем небольшая по своей длине, и поэтому на карте едва видна. -Кто знает, откуда и куда течет Дон? (Высказывания учащихся) Приглашаю вас в путешествие. Давайте представим, что мы превратились в маленьких капелек и поднимемся высоко-высоко. Сверху видны только крупные объекты: города, реки, озера, леса. Если сделать такой рисунок, то он будет называться схемой края. 6. Самостоятельная работа и проверка. схема - Пока мы путешествовали, Капелька сделала фотографию. Показ фото с изображением мусора на реке. -Что вы видите? - Хорошо ли поступают люди? -Люди должны заботиться о чистоте рек, охранять их. -Вот об этом мы поговорим на следующем уроке. | -Определяют тему.
-Находят области применения знаний.
-Определяют цель урока и область задач.
-Определяют границы незнания и трудности с ними связанные.
подготовленные рассказы детей, сопровождающиеся показом слайдов).
-Самостоятельная работа Читают -Самоконтроль
Высказывают предположения
Взаимооценка. Практическая работа( используя услышанное, составляют опорную схему) Практическая работа (с.66, работа по рисунку) V. Физкультминутка для глаз В лесу темно, - закрывают глаза Все спят давно, Все птицы спят, Одна сова не спит, - широко На суку сидит Головой вертит, - круговые движения глазами Во все стороны глядит... - движения глазами из стороны в сторону
Практическая работа. Оценка ситуации.
|