Водоросли
Задача урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней
Плакируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаки, развивают представление о систематике организмов.
Метапредметные: учащиеся учатся выделять сущетвенные признаки низших растений и на этом основании относят водоросли к низшим растениям.
Личностные: у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.
Основные понятия урока: растения низшие, водоросли: зелёные, бурые, красные.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрации учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков водорослей как представителей низших растений.
Ход урока.
Проверка знаний о разнообразии, характерных признаках и распространении растений, об отличиях низших растений от высших (фронтальная беседа).
Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?
(На доске начинает составлять графическую схему.)
У читель: Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?
С каким царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?
(Растения)
Итак, ребята, на какие царства принято разделять живые организмы? Кто достроит схему у доски?
Царства растения объединяет более 350 тыс. видов, которые объединяются в 5 отделов.
А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами.
Послушайте сказку.
Сказка про водоросли
В прекрасном подводном царстве жили разноцветные РАСТЕНИЯ: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.
Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока.
СЛАЙД . Учащиеся: Водоросли.
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительный мир водорослей.
Надо сказать, на сегодняшнем уроке мы с вами станем альгологами. Потому что, альгологи – это такие ученые, которые занимаются изучением водорослей. Соответственно, наука занимающаяся водорослями называется альгология. Почему же водорослям удостоена такая честь, отделиться от всех других растений в отдельную группу.
Попробуйте поставить цели перед собой на данный урок.
(Учащиеся определяют цель учебной деятельности)
Сегодня мы познакомимся с общими признаками строения и с многообразием водорослей, выделим их отличительные черты - это и есть задачи нашего урока
Для достижения поставленных целей я предлагаю вам дочитать сказку до конца и узнать, что же представляют из себя водоросли? Какое они имеют строение и значение для природы?
Сказка про водоросли
В прекрасном подводном царстве жили разноцветные водоросли: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.
Водоросли жили дружно между собой и уважали других обитателей подводного царства.
Но однажды остальные жители царства решили, что водорослей слишком много, и вообще они не нужны в подводном мире. Тогда морской конек украл у царя подводного царства Нептуна волшебную звездочку и загадал желание, чтобы исчезли все водоросли.
Водорослей не стало. И в одночасье ракообразным, моллюскам, некоторым рыбам и млекопитающим стало нечем питаться, некому было насыщать толщу воды и воздух над ней кислородом, исчезли убежища для рыб и других животных, обитателям подводного царства стало тяжело дышать.
Нептун очень разозлился на своих подданных, наказал морского конька, а водоросли вернул в подводное царство, потому что жизнь подводного мира без них невозможна.
С тех пор никто из обитателей подводного царства не смел обидеть водоросли.
Водоросли были первыми растительными организмами на Земле. Это они дали начало всем наземным растениями.
Разбери это слово по составу и определите его происхождение (водоросль -растет в воде).
Учитель. Однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями. Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде.
СЛАЙД. Обратите внимание - это водное растение – Роголистник, это Эгерия. Как у всякого растения, у них есть корни, стебли и листья. Они относятся к высшим растениям, их часто разводят в аквариумах, но они не относятся к водорослям. Чем же отличаются водоросли от высших растений? Давайте мы с вами разберемся.
СЛАЙД.
Посмотрите, эта классификация показывает, что Царство Растения делится на п/ц Низшие растения и п/ц Высшие растения. П/ц Низшие растения это как раз и есть водоросли, единственная группа, входящая в состав Низших растений.
Высшие растения | Низшие растения |
Имеют органы: листья, стебель (цветок) | Не имеют органов, имеют слоевище и ризоиды |
Есть ткани: покровная механическая проводящая | Нет тканей – масса клеток. |
Интересные факты о водорослях:
У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.
2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов. СЛАЙД 3
3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. СЛАЙД 4
Беседа с классом:
Ален Бомбар решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. Он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку? СЛАЙД 5
Для сведения: очень много белка – известно, что лучшие сорта бобовых содержат до 30% белка, пшеница – около 20%, хлорелла – 50%. СЛАЙД 6
Многообразие водорослей – показ слайдов и рассказ учителя. СЛАЙД 8- 12
Одноклеточные зелёные водоросли.
Многоклеточные зелёные водоросли.
Харовые водоросли.
Бурые водоросли.
Красные водоросли.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Задание для класса: Какое строение имеет одноклеточная водоросль? (Самостоятельная работа с учебником на с. 95)
Да, так как водоросли просто устроены, имеют более простое строение, не так прихотливы к окружающей среде, в теле водорослей нет проводящих сосудов, тело водорослей не разделено на органы и т.д.
III. Закрепление материала.
Используя учебник заполните таблицу:
Систематическая группа | Рисунок | Среда обитания | Особенности строения |
Зелёные водороли | | | |
Бурые водоросли | | | |
Красные водоросли | | | |
Возврат к проблемному вопросу, заданном в начале урока. «Чем же отличаются водоросли от высших растений?»
Учитель. Каковы отличительные признаки водорослей?
Водоросли - низшие растения.
Тело водорослей носит название слоевище, т.е. таллом.
У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.
В талломе нет проводящих сосудов.
Хлорофилл находится в хроматофоре
Закончи предложения:
1.Водоросли относят к живым организмам потому, что они …, …, …, …, … и …
2.Тело водорослей не разделено на органы, поэтому их относят к … растениям.
3.Тело водорослей называют … (…)
4.Тело водорослей состоит из …
5.В клетках водорослей, как и у других растений содержится ….
6.Водоросли, как автотрофы являются поставщиками …
Вспомните, что вы хотели узнать на уроке. На все ли поставленные вами вопросы мы сегодня ответили на уроке?
Домашнее задание
Изучить § 18. Ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Найдите в дополнительной литературе примеры использования водорослей человеком.
IV. Рефлексия.
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
За урок я
Мое настроение
Материал урока мне был