Русский язык 3 класс
УМК Н.Ф.Виноградовой
«Начальная школа XXI века»
Учитель: Хадыкина Т.И.
Тема: Учимся писать приставки на з/с.
Цели: 1. Познакомить с правилом написания приставок,
оканчивающихся на з/с. Отрабатывать правописание слов с этими приставками.
2. Совершенствовать навыки каллиграфического, грамотного безошибочного письма.
3. Развивать письменную речь; словесно – логическое
мышление, слуховую, зрительную память; повышать речевую культуру.
4. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность,
аккуратность. Содействовать укреплению и сохранению здоровья учащихся.
Форма проведения: учебный урок
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык» 3 класс, тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» №1;
2. Карточки для индивидуальной и дифференцированной работы для работы в парах;
3. Материал для рефлексии.
Ход урока
Мотивационный момент
Ребята, посмотрите за окно. Какая сегодня погода? (Ответы детей). Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе всегда была хорошая погода. У вас на партах две карточки (солнышко и облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Организационный момент:
А сейчас, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!
- А теперь улыбнемся друг другу.
Каллиграфическая минутка
Цель: Подготовка кисти руки к письму и формирование навыка красивого написания букв и сочетаний.
сс зз сс зз рас раз ис из бес без
Сс Зз Сс Зз
- Сформулируйте тему урока.
- Назовите цели урока.
Словарная работа
( каждому ученику дается на листочке 2 словарных слова, которые записывает в тетрадь, а затем диктует соседу)
Малина, остров, интересный, октябрь, учитель, ученик, привет, расстояние, песок, гигант.
Взаимопроверка: меняются тетрадями и на полях выставляют друг другу оценку карандашом.
Знакомство с новым материалом.
Что такое приставка? ( это часть слова, которая находиться перед корнем и служит для образования новых слов)
Определите закономерность:
безопасный бесполезный
разыграть распилить
развеять исправить
избежать искусать
Вывод:
В приставках, оканчивающихся на з/с, пишется буква с, если корень начинается с глухого согласного. В остальных случаях пишется буква з.
Учимся применять правило:
Устный разбор
[Ис]купаться, [раз]бежаться, [без]ветренный, [ис]пугаться, [без]домный, [раз]дать, [ис]править, [рас]пустить, [ис]пользовать, [из]бавить.
Задание: Выписать слова с приставкой, оканчивающейся на с – 1 вариант,
Выписать слова с приставкой, оканчивающейся на з – 2 вариант;
Вывод. Как нужно писать приставки, оканчивающиеся на з/с
Чтобы правильно написать приставку, нужно послушать, как звучит слово, и определить, с какого звука начинается корень: если с глухой согласной – с, если со звонкой согласной или гласной – з.
Физмунутка
Мы устали не на шутку,
Проведем физкультминутку.
Глазки дружно закрываем,
На природу попадаем.
Здесь вокруг такая тишь,
Лишь шумит в реке камыш.( покачивание)
Нежный теплый солнца луч.
Показал в траве нам ключ,
Наклоняемся, попьем,( наклон)
Дальше дружно мы идем.( шагаем)
Что за речь слышна вдали?
Улетают журавли. (показ)
Нам бросают клич прощальный:
До свидания, до свидания!
Им рукой помашем дружно, (показ)
Возвращаться в класс нам нужно.
Закрепление.
Дифференцированная работа:
1 группа работает по с. 56, упражнение 1.
Задание: Списать, вставить нужную букву в приставки.
Учитель спрашивает: Кто написал без ошибок?
Кто допустил одну ошибку?
2 группа работает в печатных тетрадях с. 23, упр. 1
Задание: Вставить пропущенные буквы.( проверяет учитель)
Вывод: Как нужно правильно написать приставки?
Физминутка для глаз.
Самостоятельная работа
Сейчас мы это проверим небольшим тестом ( каждому раздается лист с тестом)
Тест
1. Что такое приставка?
- это слово,
- это часть предложения,
- это часть слова.
2. Для чего служит приставка?
- для связи слов в предложении,
- для образования новых слов,
3. Где находиться приставка?
- после корня,
- между корнем и окончанием,
- перед корнем.
4. Найти ошибки:
- бесполезный,
- разкидать,
- изправить.
( я проверю - всем поставлю оценки)
10. Физминутка
1) Пальчиковая гимнастика
2) Письмо кулачками восьмерки
11.Творческая работа
Работа в парах.
На листочках написаны предложения.
Задание: записать предложение себе в тетрадь. Найти грамматическую основу предложения. Рассуждаем вслух, сосед слушает, а потом наоборот.
Работа в парах.
Задание: Расставить предложения по порядку. У вас должен получиться связный мини-текст.
1 пара:
1. Вот и промчалось знойное лето.
2. На землю пришла осень.
3. Дни стоят холодные.
4. Часто идут дожди.
2 пара:
1. Осенью деревья сбрасывают листву.
2. Земля покрывается разноцветным ковром.
3. Ветер срывает с деревьев последние листочки.
4. Сухие листья шуршат под ногами.
3 пара:
1. Птицы готовятся к отлету.
2. Они собираются в стаи.
3. Уже улетели последние птицы.
4. Смолкли птичьи голоса.
4 пара:
1. В лесу все стихло.
2. Медведь все еще бродит по лесу.
3. Животные меняют летнюю шубку на зимнюю.
4. Для них наступает трудная пора.
5 пара:
1. По опушкам лесов растут грибы.
2. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.
3. Воздух стал чистым и прозрачным.
4. Отчетливо разносятся голоса.
6 пара:
1. Широко раскинулось поле.
2. Тихо ползут над черным полем облака.
3.Стучат машины.
4.Дружно трудятся люди.
Проверка. Зачитываются получившиеся мини- тексты.
Учитель: У нас получился большой рассказ об осени.
12.Итог урок:
Чему мы учились на уроке?
Вывод урока: Как правильно написать приставки ?
( чтобы правильно написать приставки, оканчивающиеся на з/с нужно произнести слово, определить на какой звук начинается корень, если на глухой звук – с, если на звонкий звук – з)
13 .Рефлексия.
-Ребята, в начале урока каждый поставил перед собой цель. Вам было трудно её достичь? У вас на парте лежат солнышко и облачко. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению. У вас хорошее настроение. И моё настроение от вашей работы я тоже могу показать солнышком.
-Спасибо всем, Урок закончен.