Тема «Электролитическая диссоциация»
Цели:
*образовательные: ознакомить уч-ся с электрической проводимостью химических соединений, сформировать понятия: электролиты, неэлектролиты; ЭДС; гидратация, ассоциация; рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;
* развивающие: способствовать дальнейшему развитию логического мышления;
* коммуникативные: развитие коммуникативных способностей в ходе работы в группе
Оборудование: прибор для определения электрической проводимости веществ, кристаллический хлорид натрия, сахар, этиловый спирт, серная кислота, раствор гидроксида натрия, дистиллированная вода, тренажерные карточки на каждый стол, портреты авторов ЭДС
Ход урока
I Организационный момент.
II/ Актуализация знаний
Учитель: отгадайте загадку. Он бежит по проводам, зажигает лампы тут и там
Тема сегодняшнего урока связана с электричеством – «ЭДС». Сначала вспомним из курса физики, что такое электрический ток. (Движение электрических зарядов или заряженных частиц)
На какие группы делятся вещества по электропроводимости? (проводники, полупроводники и диэлектрики)
Какие вы знаете вещества, способные проводить электрический ток? (металлы)
Какие заряженные частицы двигаются в металлах?
Сегодня мы с вами проверим электропроводность ряда сложных веществ.
III. Изучение нового материала
Электролиты и неэлектролиты
Учитель демонстрирует опыты, уч-ся записывают его результаты в таблицу:
Название вещества | Вид связи | Проводит ли ток |
Демонстрационные опыты электрической проводимости:
а) кристаллического хлорида натрия;
б) кристаллического сахара;
в) дистиллированной воды;
г) раствора сахара;
д) раствора хлорида натрия;
е) раствора гидроксида натрия
Выявление проблемной ситуации
Учитель:
Значит электропроводностью обладают вещества состоящие из ионов.
Теперь проверим электропроводность вещества с полярной ковалентной связью – соляной и серной кислот.
Демонстрационный опыт:
А) электропроводность раствора соляной кислоты;
Б) электропроводность соляной кислоты.
Учитель: Движение каких заряженных частиц обеспечило электропроводность этих веществ? Значит, что-то подействовало на связь так, что полярная ковалентная связь превратилась в ионную.
Рассказ учителя
Введение понятий «электролиты» и «неэлектролиты». При рассказе учитель вычерчивает схему на доске, а уч-ся - в тетради.
Электролиты | Неэлектролиты |
Вещества с ионной и ковалентной полярной связью | Вещества с ковалентной неполярной, слабо полярной связью |
Растворимые соли, кислоты, основания | Нерастворимые соли, кислоты, основания, оксиды; простые вещества (O2, N2 ,H2) органические вещества (сахар, спирт, бензин) |
Электролитическая диссоциация
а) проблемные вопросы
* о чем говорит тот факт, что электролиты проводят ток только в растворенном виде? (ионы становятся в растворе свободными)
* почему? Что действует на электролит? (вода)
* проводит ли ток дистиллированная вода?
* как же она может действовать на электролит?
* в чем же особенности молекул воды?
б) Рассказ учителя о молекулах воды
В молекулах воды сильнополярная связь и угол между связями – 1040. Поэтому противоположные концы молекулы имеют противоположно заряженные концы –являются диполями. Если бы молекулы воды были более симметричны, они не были бы полярны, и тогда весь облик земной природы изменился бы: океаны испарились, и вокруг земного шара образовались атмосфера из водяного пара с незначительной примесью других газов. Молекулы воды – как магниты. Если опрокинуть мешок с ненамагниченными стальными стрелками, они просто рассыпятся по полу. Если же стрелки намагничены, тто они, очевидно, вывалятся сплошным комом, так как при падении соседние стрелки притянутся друг к другу разноименными полюсами. Так и в жидкостях, состоящих из полярных молекул, соседние молекулы притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а это препятствует их отрыву друг от друга, т.е. испарению жидкости
в) Рассказ о механизме ЭДС с использованием рисунка учебника.
Введение понятия ЭДС
г) Этапы диссоциации
Уч-ся выполняют задание: выписать этапы в тетрадь, используя учебник (с. ….)
Авторы теории
В 1877 г. Шведский ученый Сванте Аррениус выяснил, что причиной проведения тока является наличие ионов в растворах электролитов. Он считал, что ионы в растворе «голые» (физическая теория растворов). Д.И. Менделеев считал, что растворитель взаимодействует с электролитами- образует гидраты (химическая теория растворов). Русские ученые И.А.Каблуков и В.А. Кистяковский доказали, что ионы одеты в «шубку» из молекул воды.
Гидратированные ионы и кристаллогидраты
Ш ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Работа в группах
Моделирование процесса ЭДС. Группа получает конверты с карточками с нарисованными ионами, диполями воды. Нужно смоделировать все этапы диссоциации.
Работа с тренажерными карточками
Тренажерная карточка по теме «ЭДС»
Выполните задания
Поиграйте в крестики-нолики. Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ или растворов, которые: а) проводят электрический ток
Хлорид натрия (раствор) | сахар | Сульфат натрия |
Вода, насыщенная кислородом | Серная кислота (р-р) | Спирт |
Дистиллированная вода | Азотная кислота (р-р) | Гидроксид натрия (р-р) |