Тема урока: Имя числительное как часть речи (6 класс)
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель: актуализация знаний о значении, морфологических признаках имени числительного, развитие умений определять синтаксическую роль имён существительных, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся.
Целеполагающие задачи:
предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных
личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебники 6 класса (авторы: Л.М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О.В. Загоровская, А. Г. Нарушевич)
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка учебной задачи
- Здравствуйте, ребята, садитесь, открываем тетради и записываем число.
- Повторим пройденный материал, делаем орфографическую работу на странице 34, проверяем (Читаем по одному слову, проговариваем, пишем)
- Давайте посмотрим на экран - 2 слайд
- Прочитайте предложения, запишите два особенно заинтересовавшие вас, подчеркните цифры.
- Какая часть речи обозначает в них цифры? (числительные)
Посмотрим на - 3 слайд
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Где вы встречаетесь с числительными? Правильно, это очень интересная часть речи и сегодня мы будем её изучать
- Как вы думаете, ребята, что сегодня на уроке мы должны узнать, чему научиться?
предполагаемые ответы:
узнать, что обозначает имя числительное как часть речи (общее значение).
На какие вопросы отвечает, какие имеет морфологические признаки
в роли какого члена предложения выступает (синтаксическая роль в предложении), чем отличается от других частей речи.
Посмотрим на 4 слайд.
- Читаем цели нашего урока.
2. Объяснение нового материала:
Ребята, давайте подумаем, на каких уроках вам встречаются числительные? (математика, история, география).Правильно, а на уроках литературы? (годы жизни писателей, сказки, стихотворные размеры)
Слайд 5.
- Прочитайте предложения, сравните их:
предполагаемый ответ: в первом предложении факты, точная информация
Правильно, прочитаем, что нам говорит наш помощник Слайд № 6
- Записываем предложение с числительным
- А теперь откройте учебники, читаем правило на стр. 34 (1 абзац)
Делаем вывод: помимо того, что числительные сообщают о точных фактах, они называют количество предметов, порядок предметов при счёте, число.
Запомните, от чего произошло слово «числительное» - слайд 7,
перепишите данные в тетради. Молодцы!
А теперь выполним упр. 364(работа с текстом)
- Читаем текст упражнения (Римма)
- Какова главная мысль текста? (С.-П. – красивейший город мира. Он похож на Венецию)
- Правильно, недаром С-П. называют Северной Венецией
- Что обозначают в тексте выделенные числительные? (количество предметов, порядок при счёте)
- Выпишите числительные со словами, от которых мы зададим к ним вопрос
Посмотрим на 8 слайд:
Вот вопросы, которые вы задали (проверьте себя) к выделенным словам. И мы делаем вывод, на какие вопросы отвечают числительные. (сколько? какой?). Теперь, ребята, давайте определим падеж, число и род числительных. Делаем вывод:
Какая часть речи, изученная нами недавно, отвечает на вопрос: какой? (прилагательное). Запомним это!
Молодцы!
Перед нами упр. 365
Читаем задание, вспоминаем, что такое фразеологизмы. Слайд № 9
Делаем упражнение, читаем задание, объясните значение фразеологизмов.
Хорошо, давайте посмотрим, какие предложения вы составили с этими фразеологизмами.
Слайд 10
- Числительные употребляются не только во фразеологизмах, но и в пословицах, поговорках, загадках
- Теперь, ребята, посмотрим на слайд с пословицами Слайд 11
Выпишите словосочетания с числительными, задайте вопрос к числительным.
Проверим, правильно, молодцы.
Давайте немного отдохнем;
Слайд 12, 13
Вся строчка слов из слайда № 13 состоит из слов с одинаковым корнем.
- Как называются слова с одним корнем? (однокоренные)
Правильно, но части речи разные.
- Как мы отличаем числительное от существительного? (по вопросу и по значению)
У частей речи разные значения: (Ева)
(прилагательные обозначают признак предмета, сущ. – предмет, а числительное, порядок предмета по счету и число.)
- Чтобы не спутать прилагательные с числительными, к числительному можно вопрос задать так: «Какой по счёту?»
-Чтобы не ошибиться, вы должны знать, что только числительные можно записать и словами, и цифрами, другие части речи, только словами.
- Чтобы потренироваться, давайте сделаем упр. 367, прочитаем советы помощника на стр. 35. Делаем упражнение.
Расскажите, как вы отличали числительные от других частей речи.
- Теперь смотрим слайд 14
- Запишите ответы на вопросы, используя числительные.
Проверяем, молодцы.
- Ребята, а теперь давайте определим, каким членом предложения могут быть числительные? Возвращаемся к нашему правилу на странице 34.
- читаем второй абзац нашего правила. Какими членами предложения могут быть числительные?
Смотрим слайд 15
- Делаем вывод: числительное может быть любым членом предложения.
- перепишите предложения в тетрадь.
Давайте подведем итог:
- Что нового вы узнали на уроке?
Слайд 16
3. Рефлексия:
Какие трудности встретились вам и как вы их преодолели?
Где вам в жизни пригодится знание о числительном?
Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение сейчас у вас?
Слайд 17
Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе.
В нашем классе … человек: … девочек и …
мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …
уроков. Сейчас заканчивается … урок.
(это задание - резервное)
Домашняя работа:
Написать синквейн на тему: имя числительное