СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Цель урока: познакомить учащихся с разными группами бактерий и их ролью в природе и жизни человека.

Урок проводится в форме защиты мини-проектов, которые учащиеся делают заранее по группам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Роль бактерий в природе и жизни человека»

Урок по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека»


Цель урока: познакомить учащихся с разными группами бактерий и их ролью в природе и жизни человека.


Урок проводится в форме защиты мини-проектов, которые учащиеся делают заранее по группам.


Ход урока.

Учитель объясняет план урока и группы рассказывают свои вопросы.


Группа №1. «Роль бактерий в круговороте веществ»


Наша группа выясняла, что происходит с остатками растений и трупами животных после их смерти. В природе постоянно происходит гибель живых организмов. Почему же планета не превращается в гигантское кладбище неразложившихся трупов? Кроме того, живые организмы накапливают в своем теле различные химические элементы. Существуют данные, что если не будет происходить круговорот веществ, то жизнь в океане прекратится приблизительно через 2 тысячи лет, а на суше через 60-100 лет.


Так вот, главная роль в разложении органических веществ принадлежит бактериям и грибам. Они могут разлагать органические вещества, отмерших организмов до минеральных веществ, которые могут использовать растения. Бактерии тем самым расчищают дорогу для новой жизни. Большинство процессов, происходящих в почве, носит биологический характер, то есть связано с жизнедеятельностью бактерий. Об этом свидетельствует огромное число бактерий в почве. Так, в бедных тундровых и песчаных почвах их насчитывается до 500 млн. бактерий в 1 грамме, в слабоподзолистых - до миллиарда, а в черноземах - от 2 миллиардов и выше. Общий вес микробов в пахотном слое 1 гектара достигает 4-5 тонн. Любой комочек почвы, богатый перегноем, - это крохотный мир деятельности микробов. Огромное число бактерий позволяет считать, что большинство процессов, происходящих в почве, носят биологический характер, т.е. связаны с жизнедеятельностью бактерий.

Бактерии принимают участие в биологическом выветривании (разрушении) горных пород и минералов. Так, например, железобактерии сформировали крупные отложения железных руд.


Вывод: бактерии разлагают органические вещества до минеральных, способствуют круговороту веществ, без чего жизнь на земле была бы не возможной.


Группа 2. «Клубеньковые бактерии»


Продолжая тему значения бактерий в почвообразовании, наша группа, выясняла какова роль бактерий в повышении плодородности почвы. Улучшая качество почвы, человек использует органические и минеральные удобрения.


Есть и третий тип удобрений – зеленое. Его использовали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Там на зеленые удобрения сеяли озимую рожь и горчицу. В Древнем Египте как зеленое удобрение сеяли клевер. В современной агротехнике используют севообороты. Обязательно высеивают на полях раз в 3-4 года растения семейства бобовых.


Мы постарались выяснить почему. Оказывается, несмотря на огромное количество азота в атмосфере (78%) растения, так нуждающиеся в этом химическом элементе, не могут его усвоить. В этом им могут способствовать бактерии, поселяющиеся в корнях бобовых растений. Их так и называют – клубеньковые. Эти бактерии выделяют азотистые соединения, которые используют растения. От растения бактерии получают углеводы и минеральные соли. Связь, которая возникла между этими организмами, полезна им обоим и называется симбиозом. Бобовые растения (вика, клевер, горох, фасоль, люцерна) накапливают азот в своих телах и обогащают почву азотом. Хороший клевер накапливает за лето около 150 кг азота на гектар. Вот почему эти растения могут использоваться как зеленое удобрение.


Вывод: Бактерии улучшают качество почвы, повышают ее плодородие.


Учитель. Бактерии имеют важное значение не только в природе, но и в жизни человека. В пищевой промышленности бактерии используют для квашения овощей, силосования кормов, получения кисломолочных продуктов. Но есть бактерии, которые портят рыболовные сети, старинные книги, недостаточно хорошо просушенное сено, продукты питания. Влияние бактерий на продукты питание выясняла следующая группа.


Группа 3. Бактерии и продукты питания


Цель работы нашей группы заключалась в выяснении вопроса влияния бактерий на продукты питания.


Наша группа поставила опыт. Мы взяли три банки. В 2 банки налили сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыли крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводили в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным.


Анализируя результаты опыта, мы пришли к выводу, что бактерии гниения испортили молоко, а бактерии молочно-кислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу.


Учитель: Кисломолочные продуты не только можно, но и нужно употреблять. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Люди давно заметили это свойство молока и употребили его себе во благо. Русские издавна готовят простоквашу и варенец, грузины – мацони, казахи – кумыс, украинцы – ряженку, болгары – йогурт. Все это кисло-молочные продукты. В качестве заквасок используются чистые культуры молочнокислых бактерий. Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин преждевременного старения является постоянное отравление организма продуктами распада пищи. Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.


Учитель: Бактерии являются возбудителями многих болезней. Такие бактерии называются патогенными. Бактерии могут вызывать заболевания растений, животных, человека. У человека бактерии вызывают такие заболевания как ангина, тиф, холера, дизентерия, столбняк, туберкулез и другие, всего около 200.


Группа 4. Болезнетворные бактерии.

Наша группа рассматривала вопрос о болезнетворных бактериях. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 миллионов человек. От чумы в XIV веке в Европе погибла четверть населения – 10 миллионов человек. Чуму называли черной смертью. Ее эпидемии производили трагическое опустошение. Они вызывали отчаяние и ужас у людей, беспомощных перед неминуемой смертью. Вот как описывает “черную смерть” А.С. Пушкин в “Пире во время чумы”


Царица грозная, Чума

Теперь идет на нас сама

И льстится жатвою богатой;

И к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой…

Что делать нам? и чем помочь?


Города и селения вымирали, на улицах можно было видеть только могильщиков.

Со временем люди научились бороться со многими болезнями. Зная причины болезни и пути заражения можно обезопасить себя. В настоящее время проводят специальные мероприятия для предупреждения заразных заболеваний. Людей заболевших бактериальным заболеванием лечат в больницах.

Вывод: бактерии приносят вред человеку, вызывая различные тяжелые заболевания.


Учитель: Давайте подумаем, какие правила гигиены следует соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями?

(ответы учащихся: необходимо поддерживать чистоту помещений, одежды, тела, посуды; соблюдать правила личной гигиены; правила хранения и обработки продуктов питания…)


Закрепление.

Учитель задает вопросы.

  1. Какую роль играют бактерии в природе?

  2. В чем заключается польза клубеньковых бактерий?

  3. Какие заболевания вызываются бактериями?


Домашнее задание: параграф 12 прочитать, в рабочей тетради заполнить таблицу.


Просмотр содержимого документа
«кроссворд по теме Бактерии»



Кроссворд по теме «Бактерии»











6












4













1


3





5










2




























12












































8









15























9







14













11












7

















10





































13

















































По горизонтали:

2. плотная защитная стенка бактериальной клетки
7. бактерии, форма которых напоминает запятую
8. вырост оболочки клетки, помогающий передвижению бактерий

9. деятельность некоторых видов бактерий в древние времена привела к образованию этого ценного металла
10. полужидкая часть клетки, заполняющая ее и придающая ей объем
13. бактерии гниения образуют эту составную часть земли, чем его больше, тем земля плодороднее
14. бактерии, форма которых напоминает шарик

По вертикали:

1. многочисленные выросты оболочки, которые помогают бактерии прикрепляться к другим организмам или предметам
3. молочно – кислый продукт питания человека, созданные с помощью бактерий
4. состояние бактерий, при котором она может выдерживать долгое время неблагоприятные факторы
5. бактерии, питающиеся мертвыми органическими веществами

6. колония шаровидных бактерий, напоминающая виноградную гроздь
11. опасное бактериальное заболевание человека

12. опасное бактериальное заболевание человека
15. бактерии, разлагающие органическое вещество до неорганического, а также, вызывающие порчу продуктов питания.



Просмотр содержимого документа
«сам.работа по теме Бактерии»

Самостоятельная работа по теме «Бактерии»

Задание: выберите правильные утверждения.

  1. Бактерии – одноклеточные растения.

  2. Бактерии встречаются повсюду.

  3. Многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны.

  4. Все бактерии имеют форму палочек.

  5. У бактерий отсутствует ядро.

  6. Большинство видов бактерий питаются готовыми органическими веществами.

  7. Все бактерии – паразиты растений, животных, грибов, человека.

  8. Бактерии имеют плотную оболочку.

  9. Бактерии могут жить только во влажной среде.

  10. Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.

  11. Все бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры.

  12. Все бактерии не могут жить без доступа кислорода.

  13. Без бактерий в природе не происходило бы разложение растительных и животных остатков и превращение их в неорганические вещества.

  14. Некоторые виды бактерий используются для накопления в почве солей азота.

  15. При благоприятных условиях деление бактерий происходит раз в сутки.

  16. Туберкулез у человека и животных – бактериальное заболевание.

  17. Бактерии – первые живые организмы, появившиеся на Земле.

(правильные ответы: 2,3,5,6,8,9,13,14,16,17)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!