Урок биологии в 6 классе
Тема урока: Царство Бактерий
Цель: - расширить знания о разнообразии жизни на Земле;
- показать многообразие форм и распространение бактерий;
- раскрыть их роль в природе и жизни человека;
- на примере бактерий рассмотреть наиболее характерные черты организации прокариотических клеток;
- обосновать необходимость соблюдения гигиенических правил.
Оборудование: - таблицы «Строение бактерии», «Строение носоглотки»,
«Круговорот веществ»
- фото отдельных бактерий;
- портрет Луи Пастера.
Ход урока:
Вступление.
Догадайтесь, о каких организмах пойдет сегодня речь:
- они наиболее древняя форма жизни (появились 3,5 млрд лет назад);
- они рядом с нами;
- вокруг нас;
- внутри нас;
- всегда с нами;
- в атомных реакторах;
- в пустынях, в Антарктиде;
- в иле горячих источников (93 градуса);
- в нефти (на глубине 500-700 метров);
- гиганты среди них – 3 мм в длину
- на растениях плодах, в родниковой воде, на скалах, на дне океана…
Тема нашего урока: Царство Бактерий. Сегодня мы с Вами должны расширить знания об этих удивительных существах; показать особенности строения и роль в природе и жизни человека.
Откройте тетради и запишите тему урока. В результате работы на уроке у Вас появится схема.
Основная часть.
Часто от Вас можно услышать вопросы:
а\ Почему нельзя постоянно пользоваться антибактериальным мылом?
б\ Почему скисает молоко?
в\ Почему нельзя пользоваться одной разделочной доской для резки сырого мяса, хлеба, сырых овощей?
г\ Почему надо пить кефир и другие кисло-молочные продукты?
д\ А вот прыщи, почему они появляются?
е\ Почему надо часто проветривать помещения?
Где же найти ответы на эти и другие вопросы? Начнем со строения бактерий. Пользуясь таблицей, ответим на вопрос: В чем сходство и различие в строении клетки растений и бактерий?
Сходства: - есть клеточная стенка- оболочка
Отличия: - клетка меньше чем у растений
- мало органоидов
- нет оформленного ядра
- есть жгутик.
Таким образом, тело состоит из 1 клетки, покрыто оболочкой, которая защищает, обеспечивает поступление и выведение веществ, опора. Покрыта слизью, которая защищает от высыхания, от поедания, служит для прикрепления. Жгутик- обеспечивает передвижение. Нуклеиновая кислота выполняет функцию хранения наследственной информации.
Запишите в схему в тетради необходимую информацию (у доски ученик записывает опорные слова).
Строение их таково, но: почему появившись 3,5 млрд лет назад они и сейчас процветают? Чтобы ответить на этот вопрос, назовите основные свойства живых организмов? (У доски учащийся продолжает заполнять схему)
А. питание - клетками мертвых организмов (сапрофиты)
- клетками живых организмов (паразиты и симбионты)
Б. дыхание - кислородом (аэробы)
- не требуется кислород (анаэробы)
В. движение - с помощью жгутика, ворсинок
Г. размножение - делением надвое
Д. спора - при неблагоприятных условиях (нет пищи, кислорода,..)
2.3. А какова роль этих организмов в природе и жизни человека? Как Вам кажется, больше они приносят вреда или пользы? Прочитайте стр. 136, 138, 139, 140 и выскажите свое мнение вопрос: зачем они нужны? Давайте, их уничтожим?!
Оказывается (обучающиеся приводят примеры роли бактерий в природе и жизни человека):
в желудке и тонком кишечнике обитает мало бактерий, а в толстом более 200 видов и они помогают перерабатывать пищу;
образуют залежи серы, железных руд;
переводят молекулярный азот в доступную форму для растений;
образуют гумус, торф, разрушая остатки, то есть участвуют в круговороте веществ;
очищают сточные воды, почву, атмосферу (вредные вещества в безвредные превращают);
создают антибиотики, витамины, аминокислоты, гормоны, ферменты; ацетон, уксусную кислоты; белок (для корма скоту);
силосование кормов;
квашение капусты;
хлебопечение;
сыроделие;
молочно-кислые продукты (кефир, ряженка, сметана, творог, йогурт и другие);
приготовление сывороток, вакцин;
пивоварение;
виноделие;
в кожевенной и текстильной промышленности…
Запишите о значении бактерий в свою схему (у доски работает ученик).
Закрепление. Рефлексия. Сделаем вывод о значении бактерий: возможна ли жизнь на Земле без бактерий? Продолжите мои высказывания:
Клетка бактерий имеет строение ….(более простое).
Ядра… (нет) и нуклеиновая кислота лежит …(в цитоплазме).
Форма размножения характерная для бактерий…(бесполое, делением надвое).
В природе и жизни человека имеют значение…(огромное).
Некоторые вредны для человека, так как…(способны вызывать заболевания человека)
Некоторые полезны для человека, так как…(используются в различных отраслях промышленности)
В природе, являются незаменимыми участниками…(круговорота веществ), так как перерабатывают органические вещества, превращая их в неорганические.
Домашнее задание. Напишите мини сочинение на тему: «Один день без бактерий».
Приложение 1. Схема (приблизительная)
Царство Бактерий
Строение
оболочка нет ядра
слизь мало органоидов
2. Жизнедеятельность
Питание - сапрофиты, симбионты, паразиты
Дыхание - аэробы и анаэробы
Движение - жгутик или ворсинки
Размножение - бесполое (надвое)
Споры
3.Значение
Порча продуктов Б образование почвы
А
К
Разрушение построек, книг Т получение кефира, сыров и др.
Е
Р
Болезни человека, животных И круговорот веществ
И растений Й
Приложение 2.
ФАКТЫ О БАКТЕРИЯХ
Споры бактерий залетают ан высоту до 20 км, анаэробные бактерии проникают в земную кору на глубину свыше 3 км.
Споры некоторых бактерий сохраняют жизнеспособность при температуре минус 253 градуса и плюс 306 градусов.
1 грамм бактерий содержит свыше 600 млрд бактерий.
1 грамм почвы содержит от 1 до 20 млрд бактерий.
1 грамм льда Антарктиды содержит до 100 бактерий.
В бруснике и клюкве содержится много бензойной кислоты, которая губительна для гнилостных бактерий кишечника.
Что делает человек, чтобы предотвратить порчу продуктов: сушит, солит, маринует, засахаривает, консервирует, замораживает.
Патогенные бактерии:
Сальмонелла – вызывает брюшной тиф;
Ботулинические бациллы, вызывают ботулизм;
Стафилококки, стрептококки – гнойные воспаления;
Шигелла – дизентерию (шигеллез);
Туберкулезная палочка (Палочка Коха)- туберкулез;
Клостридиум – газовую гангрену и столбняк.
Приложение 3.
Лепра - (болезнь Хансена, хансеноз, хансениаз; устаревшие названия — прока́за, финикийская болезнь, скорбная болезнь, крымка, ленивая смерть, болезнь Святого Лазаря и др.) — хронический гранулематоз (хроническое инфекционное заболевание), вызываемый микобактериями Mycobacterium leprae и Mycobacterium lepromatosis, протекающий с преимущественным поражением кожи, периферической нервной системы, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп.
Лепра известна человечеству с древних времен. Эта болезнь упоминается еще в Библии (Книга Левит, Паралипоменон и др.), а также, вероятно, в папирусе Эберса. О ней писал Гиппократ, по всей видимости, путая лепру с псориазом. Знали о проказе и в Древней Индии. В Средневековье болезнь приняла широкое распространение, возникли многочисленные лепрозории. Матвей Парижский установил в начале XIII века их число в Европе в 19 тысяч. Первый известный лепрозорий был в Харблдауне. Эти учреждения располагались в черте монастырей, и пока больные лепрой поощрялись к жизни в них, лепрозории способствовали профилактике распространения болезни, действуя как карантин.
Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1873 в Норвегии Г. Хансеном. Он работал в госпитале святого Йоргеса (основан в XV столетии) в Бергене. Сейчас это музей, возможно, лучше всего сохранившийся лепрозорий в Северной Европе.
Во Франции прокажённых обязали жить в специальных домах — лепрозориях. На основании указа 503 года на протяжении всего периода Средневековья составлялись «правила» поведения прокаженного и его родственников. Вот одно из них: «Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который… осуждал его на смерть». Что это означало? Несчастного отводили в церковь, где всё было приготовлено для похорон. Больного клали в гроб, служили заупокойную службу, относили на кладбище, опускали в могилу и сбрасывали на него несколько лопат земли со словами: «Ты не живой, ты мёртвый для всех нас». После этого больного вытаскивали из могилы и отвозили в лепрозорий. Навсегда. Больше он никогда не возвращался домой, в семью. Для всех он был мёртв.
В настоящее время специалистам известно две формы проказы:
Туберкулоидная форма имеет следующие характерные симптомы проказы:
появление четко очерченного пятна, которое постепенно увеличивается в размерах;
отсутствие волосяных фолликул и потовых желез на пораженной поверхности кожи;
вблизи пятна четко прощупывают утолщенные нервы;
атрофия мышц;
образование нейротрофических язв на подошвах;
контрактуры кистей и стоп.
По мере того, как прогрессирует болезнь проказа, симптомы заболевания также нарастают. Со временем у больных появляется мутиляция фаланг, язва роговицы и прочие поражения лицевого нерва, приводящие к слепоте.
Лепроматозная проказа проявляет себя обширными поражениями кожи в виде бляшек, папул, пятен и узлов. Как правило, подобные образования возникают на лице, ушных раковинах, локтях, запястьях и ягодицах. Очень часто проказа сопровождается выпадением бровей. Для поздних стадий заболевания характерно искажение черт лица, разрастание мочек ушей, носовые кровотечения, затрудненное дыхание. Также больные проказой страдают от ларингита, охриплостей и кератита. Инфильтрация возбудителей в ткани яичек приводит к бесплодию у мужчин.
На протяжении нескольких столетий против болезни проказы использовалось хаульмугровое масло, однако, современная медицина располагает куда более эффективными средствами, в частности – сульфоновыми препаратами. Они не относятся к специфическим лечебным средствам, но могут остановить развитие инфекции и оказывают общеукрепляющее воздействие на организм.
При легких формах заболевания излечение наступает в течение 2-3 лет. Тяжелое течение проказы увеличивает этот срок до 7-8 лет.
На начало 2009 года, по официальным данным ВОЗ, в мире было 213 036 инфицированных лепрой.
Максимального значения — 2505 человек — число зарегистрированных больных лепрой в России достигло в начале 1960-х годов.
По состоянию на 2007 год, в России официально около 600 больных лепрой, из них госпитализированы 35 %, остальные находятся на амбулаторном лечении и под диспансерным наблюдением.
За 1996—2007 годы в России отмечено 14 новых случаев заболевания.
При своевременной диагностике лепра полностью излечивается. При запоздалом лечении болезнь приводит к стойким морфологическим изменениям и инвалидизации больного.
Основными мерами профилактики лепры являются раннее выявление больных и источников заражения, изоляция больных с активными формами лепры, своевременное начало лечения лепры эффективными антибиотиками, комбинированная терапия; реабилитация пациентов, прошедших курс лечения. Лиц, находящихся на диспансерном учёте, регулярно должен осматривать врач-лепролог или дерматолог.