СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Царство Бактерий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний.

Цель: - расширить знания о разнообразии жизни на Земле;

          - показать многообразие форм и распространение бактерий;

          - раскрыть их роль в природе и жизни человека;

          - на примере бактерий рассмотреть наиболее характерные черты организации прокариотических клеток;

          - обосновать необходимость соблюдения гигиенических правил.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Царство Бактерий"»

Урок биологии в 6 классе

Тема урока: Царство Бактерий

Цель: - расширить знания о разнообразии жизни на Земле;

- показать многообразие форм и распространение бактерий;

- раскрыть их роль в природе и жизни человека;

- на примере бактерий рассмотреть наиболее характерные черты организации прокариотических клеток;

- обосновать необходимость соблюдения гигиенических правил.


Оборудование: - таблицы «Строение бактерии», «Строение носоглотки»,

«Круговорот веществ»

- фото отдельных бактерий;

- портрет Луи Пастера.

Ход урока:

  1. Вступление.

Догадайтесь, о каких организмах пойдет сегодня речь:

- они наиболее древняя форма жизни (появились 3,5 млрд лет назад);

- они рядом с нами;

- вокруг нас;

- внутри нас;

- всегда с нами;

- в атомных реакторах;

- в пустынях, в Антарктиде;

- в иле горячих источников (93 градуса);

- в нефти (на глубине 500-700 метров);

- гиганты среди них – 3 мм в длину

- на растениях плодах, в родниковой воде, на скалах, на дне океана…

  • ЭТО БАКТЕРИИ, в переводе с греческого – «палочки».

Тема нашего урока: Царство Бактерий. Сегодня мы с Вами должны расширить знания об этих удивительных существах; показать особенности строения и роль в природе и жизни человека.

Откройте тетради и запишите тему урока. В результате работы на уроке у Вас появится схема.

  1. Основная часть.

Часто от Вас можно услышать вопросы:

а\ Почему нельзя постоянно пользоваться антибактериальным мылом?

б\ Почему скисает молоко?

в\ Почему нельзя пользоваться одной разделочной доской для резки сырого мяса, хлеба, сырых овощей?

г\ Почему надо пить кефир и другие кисло-молочные продукты?

д\ А вот прыщи, почему они появляются?

е\ Почему надо часто проветривать помещения?

    1. Где же найти ответы на эти и другие вопросы? Начнем со строения бактерий. Пользуясь таблицей, ответим на вопрос: В чем сходство и различие в строении клетки растений и бактерий?


Сходства: - есть клеточная стенка- оболочка

Отличия: - клетка меньше чем у растений

- мало органоидов

- нет оформленного ядра

- есть жгутик.

Таким образом, тело состоит из 1 клетки, покрыто оболочкой, которая защищает, обеспечивает поступление и выведение веществ, опора. Покрыта слизью, которая защищает от высыхания, от поедания, служит для прикрепления. Жгутик- обеспечивает передвижение. Нуклеиновая кислота выполняет функцию хранения наследственной информации.

Запишите в схему в тетради необходимую информацию (у доски ученик записывает опорные слова).

    1. Строение их таково, но: почему появившись 3,5 млрд лет назад они и сейчас процветают? Чтобы ответить на этот вопрос, назовите основные свойства живых организмов? (У доски учащийся продолжает заполнять схему)

А. питание - клетками мертвых организмов (сапрофиты)

- клетками живых организмов (паразиты и симбионты)

Б. дыхание - кислородом (аэробы)

- не требуется кислород (анаэробы)

В. движение - с помощью жгутика, ворсинок

Г. размножение - делением надвое

Д. спора - при неблагоприятных условиях (нет пищи, кислорода,..)

2.3. А какова роль этих организмов в природе и жизни человека? Как Вам кажется, больше они приносят вреда или пользы? Прочитайте стр. 136, 138, 139, 140 и выскажите свое мнение вопрос: зачем они нужны? Давайте, их уничтожим?!

Оказывается (обучающиеся приводят примеры роли бактерий в природе и жизни человека):

  • в желудке и тонком кишечнике обитает мало бактерий, а в толстом более 200 видов и они помогают перерабатывать пищу;

  • образуют залежи серы, железных руд;

  • переводят молекулярный азот в доступную форму для растений;

  • образуют гумус, торф, разрушая остатки, то есть участвуют в круговороте веществ;

  • очищают сточные воды, почву, атмосферу (вредные вещества в безвредные превращают);

  • создают антибиотики, витамины, аминокислоты, гормоны, ферменты; ацетон, уксусную кислоты; белок (для корма скоту);

  • силосование кормов;

  • квашение капусты;

  • хлебопечение;

  • сыроделие;

  • молочно-кислые продукты (кефир, ряженка, сметана, творог, йогурт и другие);

  • приготовление сывороток, вакцин;

  • пивоварение;

  • виноделие;

  • в кожевенной и текстильной промышленности…

Запишите о значении бактерий в свою схему (у доски работает ученик).

  1. Закрепление. Рефлексия. Сделаем вывод о значении бактерий: возможна ли жизнь на Земле без бактерий? Продолжите мои высказывания:

  • Клетка бактерий имеет строение ….(более простое).

  • Ядра… (нет) и нуклеиновая кислота лежит …(в цитоплазме).

  • Форма размножения характерная для бактерий…(бесполое, делением надвое).

  • В природе и жизни человека имеют значение…(огромное).

  • Некоторые вредны для человека, так как…(способны вызывать заболевания человека)

  • Некоторые полезны для человека, так как…(используются в различных отраслях промышленности)

  • В природе, являются незаменимыми участниками…(круговорота веществ), так как перерабатывают органические вещества, превращая их в неорганические.

  1. Домашнее задание. Напишите мини сочинение на тему: «Один день без бактерий».

























Приложение 1. Схема (приблизительная)


Царство Бактерий

  1. Строение

оболочка нет ядра

слизь мало органоидов

2. Жизнедеятельность


Питание - сапрофиты, симбионты, паразиты

Дыхание - аэробы и анаэробы

Движение - жгутик или ворсинки

Размножение - бесполое (надвое)

Споры

3.Значение

Порча продуктов Б образование почвы

А

К

Разрушение построек, книг Т получение кефира, сыров и др.

Е

Р

Болезни человека, животных И круговорот веществ

И растений Й


























Приложение 2.


ФАКТЫ О БАКТЕРИЯХ


  • Споры бактерий залетают ан высоту до 20 км, анаэробные бактерии проникают в земную кору на глубину свыше 3 км.

  • Споры некоторых бактерий сохраняют жизнеспособность при температуре минус 253 градуса и плюс 306 градусов.

  • 1 грамм бактерий содержит свыше 600 млрд бактерий.

  • 1 грамм почвы содержит от 1 до 20 млрд бактерий.

  • 1 грамм льда Антарктиды содержит до 100 бактерий.

  • В бруснике и клюкве содержится много бензойной кислоты, которая губительна для гнилостных бактерий кишечника.

  • Что делает человек, чтобы предотвратить порчу продуктов: сушит, солит, маринует, засахаривает, консервирует, замораживает.

  • Патогенные бактерии:

Сальмонелла – вызывает брюшной тиф;

Ботулинические бациллы, вызывают ботулизм;

Стафилококки, стрептококки – гнойные воспаления;

Шигелла – дизентерию (шигеллез);

Туберкулезная палочка (Палочка Коха)- туберкулез;

Клостридиум – газовую гангрену и столбняк.



Приложение 3.

Лепра - (болезнь Хансена, хансеноз, хансениаз; устаревшие названия — прока́за, финикийская болезнь, скорбная болезнь, крымка, ленивая смерть, болезнь Святого Лазаря и др.) — хронический гранулематоз (хроническое инфекционное заболевание), вызываемый микобактериями Mycobacterium leprae и Mycobacterium lepromatosis, протекающий с преимущественным поражением кожи, периферической нервной системы, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп.

Лепра известна человечеству с древних времен. Эта болезнь упоминается еще в Библии (Книга Левит, Паралипоменон и др.), а также, вероятно, в папирусе Эберса. О ней писал Гиппократ, по всей видимости, путая лепру с псориазом. Знали о проказе и в Древней Индии. В Средневековье болезнь приняла широкое распространение, возникли многочисленные лепрозории. Матвей Парижский установил в начале XIII века их число в Европе в 19 тысяч. Первый известный лепрозорий был в Харблдауне. Эти учреждения располагались в черте монастырей, и пока больные лепрой поощрялись к жизни в них, лепрозории способствовали профилактике распространения болезни, действуя как карантин.

Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1873 в Норвегии Г. Хансеном. Он работал в госпитале святого Йоргеса (основан в XV столетии) в Бергене. Сейчас это музей, возможно, лучше всего сохранившийся лепрозорий в Северной Европе.




Во Франции прокажённых обязали жить в специальных домах — лепрозориях. На основании указа 503 года на протяжении всего периода Средневековья составлялись «правила» поведения прокаженного и его родственников. Вот одно из них: «Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который… осуждал его на смерть». Что это означало? Несчастного отводили в церковь, где всё было приготовлено для похорон. Больного клали в гроб, служили заупокойную службу, относили на кладбище, опускали в могилу и сбрасывали на него несколько лопат земли со словами: «Ты не живой, ты мёртвый для всех нас». После этого больного вытаскивали из могилы и отвозили в лепрозорий. Навсегда. Больше он никогда не возвращался домой, в семью. Для всех он был мёртв.

В настоящее время специалистам известно две формы проказы:

  • лепроматозная – возбудитель воздействует в основном на кожные покровы;

  • туберкулоидная – по большей части болезнь затрагивает периферическую нервную систему.

Туберкулоидная форма имеет следующие характерные симптомы проказы:

  • появление четко очерченного пятна, которое постепенно увеличивается в размерах;

  • отсутствие волосяных фолликул и потовых желез на пораженной поверхности кожи;

  • вблизи пятна четко прощупывают утолщенные нервы;

  • атрофия мышц;

  • образование нейротрофических язв на подошвах;

  • контрактуры кистей и стоп.

По мере того, как прогрессирует болезнь проказа, симптомы заболевания также нарастают. Со временем у больных появляется мутиляция фаланг, язва роговицы и прочие поражения лицевого нерва, приводящие к слепоте.

Лепроматозная проказа проявляет себя обширными поражениями кожи в виде бляшек, папул, пятен и узлов. Как правило, подобные образования возникают на лице, ушных раковинах, локтях, запястьях и ягодицах. Очень часто проказа сопровождается выпадением бровей. Для поздних стадий заболевания характерно искажение черт лица, разрастание мочек ушей, носовые кровотечения, затрудненное дыхание. Также больные проказой страдают от ларингита, охриплостей и кератита. Инфильтрация возбудителей в ткани яичек приводит к бесплодию у мужчин.

На протяжении нескольких столетий против болезни проказы использовалось хаульмугровое масло, однако, современная медицина располагает куда более эффективными средствами, в частности – сульфоновыми препаратами. Они не относятся к специфическим лечебным средствам, но могут остановить развитие инфекции и оказывают общеукрепляющее воздействие на организм.

При легких формах заболевания излечение наступает в течение 2-3 лет. Тяжелое течение проказы увеличивает этот срок до 7-8 лет.

На начало 2009 года, по официальным данным ВОЗ, в мире было 213 036 инфицированных лепрой.

  • Максимального значения — 2505 человек — число зарегистрированных больных лепрой в России достигло в начале 1960-х годов.

  • По состоянию на 2007 год, в России официально около 600 больных лепрой, из них госпитализированы 35 %, остальные находятся на амбулаторном лечении и под диспансерным наблюдением.

  • За 1996—2007 годы в России отмечено 14 новых случаев заболевания.

При своевременной диагностике лепра полностью излечивается. При запоздалом лечении болезнь приводит к стойким морфологическим изменениям и инвалидизации больного.

Основными мерами профилактики лепры являются раннее выявление больных и источников заражения, изоляция больных с активными формами лепры, своевременное начало лечения лепры эффективными антибиотиками, комбинированная терапия; реабилитация пациентов, прошедших курс лечения. Лиц, находящихся на диспансерном учёте, регулярно должен осматривать врач-лепролог или дерматолог.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!