Тема: Насекомые.
Цель: закрепить и расширить знания детей о маленьких обитателях нашей планеты-насекомых, продолжать учить составлять описательный рассказ, закрепить навык употребления в речи уменшительно- ласкательных существительных; упражнять в проговаривании чистоговорок;
корригировать речь, внимание;
воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к насекомым.
Оборудование: открытки с изображениями насекомых, проектор, презентация «Насекомые», учебники, цветные карандаши, раскраски.
Предварительная работа: чтение произведений о насекомых, просмотр открыток с изображением насекомых.
Ход урока.
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Мы работать начинаем,
Ни минутки не теряем!
У.: Давайте все вместе повторим заученные считалки.
1. Ехала карета темным лесом
За каким то интересом.
Инте-инте-интерес
Выходи на букву «с»
2.Ежик-ежик чудачок
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну, считать
Нам водилку выбирать.
Чистоговорки.
Бу-бу-бу-птицы сели на трубу
Ла-ла-ла-есть у птицы 2 крыла
Лы-лы-лы-в небесах парят орлы
Ли-ли-ли-прилетели журавли
Ро-ро-ро-потерял павлин перо
Ца-ца-ца-птица вывела птенца
Га-га-га-птицы нет черней грача
Бей-бей-бей-прилетел воробей
Би-би-би-прилетели голуби
Бой-бой-бой-покружились под трубой
Бу-бу-бу-птицы сели на трубу
Ку-ку-ку-кукушка на суку
Тук-тук-тук-раздается дятла стук
Сегодня на уроке устной речи мы продолжим изучать таинственный и удивительный мир природы. Давайте, вспомним, какую тему мы проходили?
Повторение пройденной темы.
-Назовите птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно. (Дети называют птиц, у. выкладывает картинки с изображением птиц)
-Как называются эти птицы?
-Какие птицы остаются на зиму с нами, назовите их. Какие это птицы?
-Назовите существенные отличительные признаки птиц (число ног-2, тело покрыто перьями, есть клюв и хвост, крылья)
Введение в тему.
-А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки.
1.Голубой аэропланчик
Сел на одуванчик. ( стрекоза) Показ слайдов.
2.Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (пчела)
3.В лесу у пня суетня,-
Народ рабочий
Весь день хлопочет.(Муравей)
4.Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
5.Спинка в веснушках,
Ах, как неловко!
И покраснела…(божья коровка)
6.Не зверь, не птица,
Носик, как спица.
Летит-пищит,
Сидит-молчит. (Комар)
У.: Молодцы, ребята!
Сообщение новой темы.
У.: Кто успел догадаться, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые) слайд «Насекомые»
У.:-Прочитаем все вместе. Сегодня на уроке познакомимся более подробно с насекомыми, узнаем много интересного.
1) Рассказ учителя о насекомых с показом слайдов.
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары.
Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают,прыгают;одни живут несколько лет, другие – один день.
Только представьте себе, насекомых на Земле больше, чем животных и растений вместе взятых. Некоторые учёные утверждает, что именно насекомые – цари Природы. А еще насекомые — самые живучие существа в мире. Они первыми появились на нашей планете и до сих пор существуют рядом с человеком. Что интересно, у насекомых цветное зрение. А это очень редко в животном мире. Вот мы с вами видим мир многокрасочным, а большинство животных такой способностью не обладают.
Физминутка.
"Бабочка".
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево).
солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется. (покружиться).
2) Работа с учебником.
У.: Дети, открываем учебники, стр.89., задание 1. Ваша
задача – рассмотреть насекомое, посчитать глазки, крылья, усики, ножки).
(Ответы детей).
3) Работа над строением насекомых.
- Рассмотрите внимательно тело насекомого. Посчитайте, из скольких частей оно состоит. У каждого насекомого тело состоит из трёх частей: головы, грудки и брюшка. (Демонстрация на слайде).
- Слово «насекомое» произошло от слова «насечка», т.е. оно указывает на то, что насекомое разделено насечкой на части: голова, грудь, брюшко. У других животных мы тоже можем выделить эти части тела, но только у насекомых, как уже определили, 6 ног.
У.: Дима расскажет стихотворение о жуке.
4) У.:А сейчас поиграем в игру «Скажи ласково»
Жук-…(жучок)
Комар-…(комарик)
Пчела…-(пчелка)
Стрекоза-…(стрекозочка)
Муха-…(мушка)
5) У.: Одним из самых красивых существ на Земле является бабочка. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Нектар у некоторых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочки – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку.
Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред приносят их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды различных растений.
Возьмите раскраски и раскрасьте ваши бабочки в красивые яркие цвета.
Пальчиковая гимнастика «Комар»
Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж
(водят пальцем вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, с-с-с
(водят пальцем вокруг носа)
Летит комар, на лоб-оп!
(пальцем дотрагиваются до лба)
А мы его-хлоп!
(ладошкой касаются лба)
И к уху, з-з-з.
(зажимают кулачок, подносят его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносят кулачок, подносят его к уху)
У.: А кто из вас знает, как размножается бабочка?
Индивидуальная работа с Тойматовым В., Лустэ В.( Раскраски по теме)
Дети. Насекомые откладывают яички. А из яичек появляются гусеницы. Пройдет немного времени, и гусеница превратится в куколку, а из куколки появится бабочка.
У.: Ребята, вам интересно, чем питаются насекомые, кто из вас может ответить на вопрос? (Ответы детей)
Д. игра «Кто где живет»
Каждый из вас получит карточки с изображением различных насекомых.
Задание: распределить их на группы по месту обитания.
1-я группа - в лесу, на лугу (муравей, кузнечик, бабочка);
2-я группа - возле водоемов (стрекоза, комар);
3-я - в квартире (таракан, муха).
У.: Как вы думаете, насекомые полезные?
Божья коровка уничтожает тлю, муравьи защищают лес от гусениц, стрекоза уничтожает комаров, а шмели и бабочки опыляют растения.
Насекомых нужно беречь, так как они приносят пользу.
Они служат пищей для птиц, хищных насекомых, значит тоже нужны природе. В природе все взаимосвязано.
Закрепление. Д. игра «Найди пару»
– Какие насекомые нарисованы?
– Почему их называют насекомыми? Чем они отличаются от других животных?
– Все ли насекомые полезные?
Стихотворение. Равиль.
Итог. Ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока?
Что на уроке было самым интересным? Что запомнилось?
Что вызвало затруднение?
Оцените свою работу на уроке. Зеленый круг - доволен своей работой на уроке, желтый – не совсем доволен работой, мог работать лучше, красный – недоволен.
На следующем уроке мы с вами продолжим тему «Насекомые» а вы в свободное время можете читать хрестоматию, где написано о жизни насекомых, стр. 78.
Оценки. Д. задание. Задание 1, стр.91. Выучить скороговорку.