СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Морское путешествие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морское путешествие.

 

Урок-обобщение по теме «Морфемика. Орфография»

Цели: закрепить понятие морфемы, знать, какие бывают морфемы, уметь выделять в слове пристав­ку, корень, суффикс, окончание и основу, опреде­лять орфографические правила, от которых зависит написание морфем; развивать языковую, коммуни­кативную компетенции, творческие способности, умение аналитически мыслить; рассуждать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, быть тактичным, кoppeктным при работе в группах.

 

Форма проведения занятия: коллективное обучение в группах.

 

Оборудование: морские пейзажи, ракушки, карты, сундучки с пиратскими драгоценностями, морские воротнички, тельняшки, кораблики, мед­ный колокольчик.

 

ХОДУРОКА

1. Орг. момент

2. Формирование групп

Каждому ученику достается карточка с мор­фемами. При составлении из морфем слов и со­берется группа - команда из 4-х человек. Слова для сбора:

раз-вед-чик-и (4 чел.), рас-сказ-чик-и (4 чел.), без-забот-н-ые(4 чел.), вел-ик-о-леп-н-ые(4 чел.).

 

3. Обозначение маршрута

Команды занимают свои места, завязывают морские воротнички. На столах - бумажные ко­рабли с разноцветными парусами, на доске такие же разноцветные корабли на магнитах. Учитель проверяет задания каждого этапа и передвигает корабли к финишу. Цель игры - дойти первым до конечного пункта и стать победителем.

 

4. Начало пути

Учитель. Из пункта А в пункт Б сейчас отпра­вятся корабли, собранныe вами слова могут стать названиями ваших групп, НО вы можете назвать ко­манду и по-своему. Главное, чтобы вы записали это название в карту прохождения маршрута. А чтобы открылись ворота бухты и выпустили вас в открытое плавание, вам надо выполнить следующие задания.

 

Задание 1. «Морские ворота»

Распределите в две колонки формы слов и од­нокоренныe слова.

 

Хлеб, земляной, лестница, надрежут, краска, книгами, позвонит, кварталами, хлебный, новый, земляного, надрезать, звонок, квартал, перекрасят, лестничная, книгой, окно, подоконник, нового.

 

Ответ.

 

 

Формы слов                                                                          Однокоренные слова

земляной - земляного                                                                хлеб хлебный

надрежут – надрезать                                                            лестница - лестничный

книгами - книгой                                                                      краска- перекрасят.

кварталами - квартал                                                                позвонит - звонок

новый - нового                                             окно - подоконник

(10 баллов)

 

Задание 2. «Самый длинный маршрут».

 Подберите как можно больше однокоренных слов к слову море.

(Количество слов равно количеству баллов)

 

Ответ. Море, морской, моряк, морячок, мо­рячка, прuморский, приморье, морепродукты, мореплавание, мореход, мореходный, мореходство, мореплавательный, заморский, помор и т.д.

 

Задание 3. «Подводные камни»

Напомним детям, что в языке существуют лексические омонимы (ключ - источник и ключ от двери), грамматические (печь - глагол и печь - имя сущ.) и фонетические омонимы, или омофоны (полить цветы, палить из пушки), ко­торые одинаково произносятся, но различаются в написании.

«Подводные камни» - это фонетические омо­нимы, корни которых различаются одной буквой ' (валы - волы).

 

Вставьте пропущенные буквы. Для омонимов, не имеющих пар, приведите своипpuмepы.

Разв_вается флаг, сл_зать с грот-мачты, отв_­рить дверь камбуза, отв --'рить макароны по-флот­ски, прим --'рятьбескозыpку, прим --'рять поссо­рившихся матросов, пос ---деть на палубе, борода капитана пос _дела, пол _ скать в морской воде.

Ответ. Развевается флаг, ребенок хорошо раз­вивается; слезать с грот-мачты, слизать крем с торта; отворить дверь камбуза, отварить ма­кароны по-флотски; примерять бескозырку, при­мирять поссоривzuихся матросов; посидеть на палубе, борода капитана поседела, полоскать в морской воде, поласкать щенка. (10 баллов)

 

Задание 4. «Морская почта»

Вы знаете, что раньше на море существова­ла бутылочная почта. Посмотрите, что я нашла в нашем море, - это самая настоящая морская почта. Только буквы немного размыло водой. Надо бы их восстановить.

 

Дорогие юные друзья!

Мы бе _ платно пользуемся бе _ценными бо­гатствами земли: лесом, водой, воздухом. Но леса бе _жалостно уничтожаются пожарами и людьми, воды безра _ судно и_пользуются в хозяйстве, воз­дух бе _душно загрязняется заводами и машинами. Чтобы не знать горя в будущем, надо во _ мещать всякую малость, без ра _писки взятую у природы. Вам бе _конечно долго жить на этой земле, так _ бе­регите ее прекрасной и цветущей. (10баллов)

 

Ответ. Бесплатно, бесценными, безжалост­но, безрассудно, используются, бездушно, возме­щать, расписка, бесконечно, сберегите.

 

Задание 5. «Аборигены»

На нашей бескрайней Земле расположено огромное количество городов и даже остро­вов с интересными названиями. Образуйте на­звания жителей от этих названий с помощью суффиксов.

 

От какого имени собственного труднее все­го образовать название жителей, как выду­маете?

Москва, Новгород, Тула, Омск, Торжок, Астра­хань, Кипр, Крит, Одесса, Муром, Устюг.

 

Ответ. Москва - москвичи, Новгород - новго­родцы, Тула - туляки, Омск - омичи, новоторы­житеJЩ Торжка, астраханцы- жители Астраха­ни, киприоты - жители Кипра, критяне - жители о. Крит, одесситы - жители Одессы, муромчане­жители Мурома, Устюг - устюжане.

А вот от названия города Торжок трудно было образовать благозвучное слово (Торж/г + -ок): к суффиксу -ок- С трудом присоединяется еше один суффикс. Поэтому, вероятно, жителей всего Торж­ка и называют новоторы(то есть живущие в Но­вом Торжке). (10баллов)

 

Задание 6. «Кораблекрушение». Физкультми­нутка

Наши корабли попали в шторм. Наклонились влево, вправо, нырнули вниз, выплыли наверх. Держись справа, слева! Полный вперед, полный назад, стоп, машина!

 

 

Задание 7. «Ужин на необитаемом острове»

Корабли пристали к берегу необитаемого острова. Вы сошли на берег и стали готовить ужин. Используйте, готовя пищу, только те слова, в корнях которых пишется буква а. Отберите эти слова.

 

Р_стения, нар_щение,  поросль, зар_сли, р_сток, р_стительность, водор_сли, выр_сли, возр_ст, сл_-жение, сл _гаемое, р _сточек, предпол _гать,отр _ сль, выр _ щивать, выр _ сти, сл _жить, изл _гать. (1 О баллов)

 

Ответ. Растения, наращение, растительность, возраст, слагаемое, предполагать, отрасль, выращивать, вырасти, излагать.

 

Задание 8. «Морские пираты»

Утром корабли снова вышли в море. Вскоре капитаны обнаружили, что матросов на их корабле больше, чем было сначала. Понятно, что это морские пираты. Только как же их отличить, ведь они переоделись в морскую форму и смешались с членами команды? Но есть один способ. Сможете ли вы найти этих пиратов?

Капюш _ н, щ- голь, ш _ фер, деш _вка, ш _ лк, ш _ мпол, ж _ нглep, пч _ лка, ш _ тландец, ж _ лудь. (5 баллов)

 

Ответ. Верно. Пираты - иностранцы, и они скрывались за заимствованными словами. В корне этих слов после шипящих пишется о. Капюшон, шофер, шомпол, жонглер, шотландец.

 

Задание 9. «Якорь»

Вот мы и добрались до порта. Осталось нам только бросить якорь. Чтобы сделать это, разберите слова по составу.

Горожанин, белочка, выдержать, зверинец, ученый, стекольщик, гостиница, медвежонок, грузовой, хоккеистка, спешить, небосклон.

 

 

Ответ

Горож-ан-е, звер-ин-ец, белоч-к-а, уч-ен-ый, вы-держ-а-ть, стеколь-щик, гост-ин-иц -а, хокке-ист-к-а, медвеж-онок, груз-ов-ой, спеш-и-ть, не6-о-с-к-лон.

(14 баллов)

 

Сосчитайте общее количество суффиксов в словах

 

Финальный этап. «В порту»

Подведение итогов, вручение сертификатов о прохождении морского испытания и наград.

Спасибо за урок, до свидания.