СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4 класс»



Дата: ФИО учителя: Фильчукова Вера Ивановна

Школа: Терновская ООШ №2

Класс: 4



Технологическая карта урока русского языка.

Тема: «Местоимения как часть речи».

Цели урока: Ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений.


Задачи:

  • развивать умения распознавать местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи

  • развивать память, каллиграфический навык письма,

  • обогащать словарный запас.

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Формируемые УУД: 

Познавательные  – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;  построение логической цепи рассуждений, доказательство;       Коммуникативные  – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;                        

Регулятивные  – определение цели учебной деятельности; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные  – ответственное отношение к учению.  

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация,  карточки с разноуровневыми заданиями.

УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013.









Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока



Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап

организационный


Словесный: слово учителя








II.Актуализация ранее изученного.


1 мин












5 мин

- Здравствуйте ребята, меня зовут Вера Ивановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тетрадь, карандаш, ручка.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами побываем в квест комнате, где должны будем выполнить множество заданий, чтобы найти из нее выход и получить награду за проделанную работу.

-Правила очень просты: в нашей квест комнате оставлены для игроков задания. Разгадав ее, вы получите точку, где искать следующее задание и так далее, пока не достигнем финиша.

-Но прежде чем откроется вход в нашу комнату, необходимо за дверью оставить на сегодня знания прошлых уроков.

-Запишите число и классная работа в тетради.

-Прочитайте стихотворение (слайд 2)


Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?


-Найдите словосочетания: прилагательные + существительные. Определите род и падеж прилагательных, назовите окончания.

-Что такое прилагательное?

-Для чего прилагательные необходимы в речи?




-Запишите стихотворение красиво в тетрадь.


-Вы все сделали правильно и дверь в комнату открылась(слайд 3)


- Прежде чем приступить к выполнению заданий, нам необходимо выбрать капитана команды при помощи считалочки. Слушая ее, вам определите, какая тема урока будет заключена в наших заданиях-головоломках.


Если Я сорву цветок,

Если Ты сорвешь цветок

Если Все:

И Я, и Ты-

Если Мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья , и цветы…

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся.













-Читают,выполняют задания учителя: находят имена прилагательные, определяют род и падеж.



-Часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? и обозначает признак предмета.

Для описания предметов, яркой речи.



Минутка чистописания





Рассчитываются. Выбирают командира.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.













- нацеливание на успешную работу.
















Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Словесный:

беседа







Открытие нового знания











Практический:

выполнение пробного задания





















Физминутка




3 мин








12 мин




































2 мин









Фронтальная работа

- Какая часть речи в считалочке встречалась чаще всего?

-  Вслушайтесь в это слово: место…имение. Какие слова услышали?

- Правильно, то есть вместо имени. Местоимение указывает на предмет, но не называет его.(слайд 4)

-Откройте учебник на стр.52.

-Прочитайте правило.

-Какие местоимения вы прочитали?

-Как называются эти местоимения?

Как вы понимаете личные местоимения?

-Посмотрите, а в нашей комнате появилось первое задание. Прочитайте, какой вопрос записан на конверте (зачем нужно местоимение)?

Лисёнок.

Охотник нашёл в лесу лисёнка. Он принёс лисёнка домой. Это был шустрый зверёк.

Ночью  лисёнок просыпался и бегал по комнате. К осени лисёнок стал большим. Охотник отпустил лисёнка в лес.   


- Есть ли ошибки?

- Измените слово –лисёнок, там где это нужно.

- Давайте послушаем что получилось.



-Какой вывод можно сделать? Зачем нам нужна эта часть речи?






-Запишите текст правильно и красиво в тетрадь.



- Посмотрите внимательно, нигде в классе вы не видите нашего друга лисёнка?

-Что предлагает нам зверек?

Поиграем?( слайд 5)

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.


(местоимения)



- имя , место






- читают правило.

- ответы детей.

Я,Ты,ОН,ОНО,ОНИ,МЫ,ВЫ



- личные местоимения



- принадлежат только тебе.


Берут карточку с заданием( конверт),читают вопрос. Затем текст.








- В тексте очень часто встречается слово лисенок.

- переделывают текст.


- Местоимение делает нашу речь лучше. Помогает убрать повторы.

- дети проверяют свои предположения.



-работают в тетрадях, продолжают работу по каллиграфии




-ищут изображение лисенка.

-выполняют упражнения вместе с учителем.




Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения


Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признакам.

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.



Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.














Личностные:

-  Здоровьесберегающая















Практический:

наблюдение за использованием местоимений в определенных речевых ситуациях

















Первичное закрепление.












3 мин





















7 мин

-В нашей физминутке встречалось задание, смотреть в разные стороны. Вспомните, куда надо было посмотреть и найдите следующее задание.(окно)


-Прочитайте загадки. Отгадайте их.( упр. 110 стр. 53)


Он в самом омуте живет, хозяин глубины. Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны.

Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвет- другой наживет.


-Найдите местоимения

-Выпишите их в тетрадь.

-Вместо каких имен существительных употреблены данные местоимения?

-Запишите их рядом с местоимениями в тетрадь.





-Где- то на полу в классе тоже спряталась ящерица с другим задание. Найдите её.


Прочитайте задание для самостоятельной работы

-Что необходимо сделать?

-Да, вам необходимо расставить предложения правильно, чтобы получился текст. Заменить существительные, где необходимо, местоимениями.


Коля и Петя приехали в деревню. Перед Колей и Петей было озеро. Озеро красивое. В озере водятся карпы. Коля и Петя приехали рыбачить. У них были удочки и наживка. Коля и Петя поймали много их.

- Давайте поменяемся тетрадями и поиграем в учителей. Возьмите зеленые ручки и проверьте работу соседа по парте. Оцените его за выполненное задание.


-Ищут карточку с заданием




-Читают. Говорят отгадки.








Находят местоимения( он, она).Выписывают их, рядом записывают имена существительные(сом, ящерица)






-ищут ящерицу, на ней задание, читают.



-Читают задание самостоятельно, проговаривают , что необходимо сделать.

Выполняют самостоятельно упражнение

-Меняются тетрадями, исправляют, если необходимо ошибки, выставляют оценки.

Вместе проговариваем допущенные ошибки, способ их исправления.


Регулятивные:

Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.









Коммуникативные:

участвуют в учебном диалоге.







Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи.






Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации.




Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса















4 мин.

.-Ребята . а кто такие ящерицы? Что вы знаете об этих пресмыкающихся?




Выполним с вами другое упражнение устно.

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый,  друзья, мы,

солнечный, ты, убежать, вы,

онона, и, зимний, прыгать, оно.

-Посмотрите на слайд, назовите( слайд 7)

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, кто говорит? (я, мы)

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, к кому обращена речь? (ты, вы)

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, о ком говорят? (он, она, оно, они)

_- Обращаясь к старшим по возрасту, а также к незнакомым людям, принято употреблять в речи личное местоимение вы.

-А где вы в классе?



-вспоминают информацию, которая известна им из курса окружающего мира. Делятся друг с другом.


-слушают учителя, где слышат местоимение , то хлопают, если нет- топают.




Работают по слайду, ищут с местоимения.

-я, мы,


-ты,вы,


- он ,она, оно)

-беседа



-ищут фото с изображением всех ребят.






Регулятивные:

Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Закрепление изученного материала.








6мин

- На обратной стороне последнее задание на сегодня в нашей комнате.

-Запишите текст правильно, вместо точек поставьте подходящее местоимение.


Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. ……  очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

-А теперь сверьтесь с правильным образом на слайде( слайд 8)



-Самостоятельная работа.








-Сверяют с образом







Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


















VIII. Рефлексия деятельности




Словесный:

ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ.











Задание на дом

2мин

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей?

- Испытывали ли вы трудности? В чём?

- Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

- Как называются эти местоимения?

- Почему это удивительная, необычная часть речи?

- А наша комната открывает нам дверь, мы с вами выполнили все задания.

-За это вы, ребята, получите награду в виде хороших оценок.

-Давайте с вами оценим друг друга, кто и насколько хорошо выполнял задания, спрятанные в комнате?


-Откройте все дневники, запишите задание на дом с доски: упр.111 стр.53.

- Встаньте, пожалуйста. На этом наш урок окончен. Мне было очень приятно с вами работать. Всем спасибо, до свидания!( слайд 9)







-Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного




-оценивают друг друга


-Выставление оценок в дневник



-Записывают домашнее задание.





Приложение.



Стихотворение:

Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?


Считалочка:

Если Я сорву цветок,

Если Ты сорвешь цветок

Если Все:

И Я, и Ты-

Если Мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья , и цветы…



Карточка с заданием:

Лисёнок.

Охотник нашёл в лесу лисёнка. Он принёс лисёнка домой. Это был шустрый зверёк.

Ночью  лисёнок просыпался и бегал по комнате. К осени лисёнок стал большим. Охотник отпустил лисёнка в лес.   



Физминутка

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.

Исправь ошибки:

Коля и Петя приехали в деревню. Перед Колей и Петей было озеро. Озеро красивое. В озере водятся карпы. Коля и Петя приехали рыбачить. У них были удочки и наживка. Коля и Петя поймали много их.

- Давайте поменяемся тетрадями и побудем учителями. Возьмите зеленые ручки и проверьте работу соседа по парте. Оцените его за выполненное задание.



Я, красивый,  друзья, мы,

солнечный, ты, убежать, вы,

онона, и, зимний, прыгать, оно.



Фото с заданием:




Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. ……  очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.