УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика |
I.Этап организационный Словесный: слово учителя II.Актуализация ранее изученного. | 1 мин 5 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Вера Ивановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тетрадь, карандаш, ручка. -Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами побываем в квест комнате, где должны будем выполнить множество заданий, чтобы найти из нее выход и получить награду за проделанную работу. -Правила очень просты: в нашей квест комнате оставлены для игроков задания. Разгадав ее, вы получите точку, где искать следующее задание и так далее, пока не достигнем финиша. -Но прежде чем откроется вход в нашу комнату, необходимо за дверью оставить на сегодня знания прошлых уроков. -Запишите число и классная работа в тетради. -Прочитайте стихотворение (слайд 2) Как прохладно в чаще еловой! Я цветы в охапке несу… Одуванчик белоголовый, Хорошо ли тебе в лесу? -Найдите словосочетания: прилагательные + существительные. Определите род и падеж прилагательных, назовите окончания. -Что такое прилагательное? -Для чего прилагательные необходимы в речи? -Запишите стихотворение красиво в тетрадь. -Вы все сделали правильно и дверь в комнату открылась(слайд 3) - Прежде чем приступить к выполнению заданий, нам необходимо выбрать капитана команды при помощи считалочки. Слушая ее, вам определите, какая тема урока будет заключена в наших заданиях-головоломках. Если Я сорву цветок, Если Ты сорвешь цветок Если Все: И Я, и Ты- Если Мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья , и цветы… | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся. -Читают,выполняют задания учителя: находят имена прилагательные, определяют род и падеж. -Часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? и обозначает признак предмета. Для описания предметов, яркой речи. Минутка чистописания Рассчитываются. Выбирают командира. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. - нацеливание на успешную работу. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока |
Словесный: беседа Открытие нового знания Практический: выполнение пробного задания Физминутка | 3 мин 12 мин 2 мин | Фронтальная работа - Какая часть речи в считалочке встречалась чаще всего? - Вслушайтесь в это слово: место…имение. Какие слова услышали? - Правильно, то есть вместо имени. Местоимение указывает на предмет, но не называет его.(слайд 4) -Откройте учебник на стр.52. -Прочитайте правило. -Какие местоимения вы прочитали? -Как называются эти местоимения? Как вы понимаете личные местоимения? -Посмотрите, а в нашей комнате появилось первое задание. Прочитайте, какой вопрос записан на конверте (зачем нужно местоимение)? Лисёнок. Охотник нашёл в лесу лисёнка. Он принёс лисёнка домой. Это был шустрый зверёк. Ночью лисёнок просыпался и бегал по комнате. К осени лисёнок стал большим. Охотник отпустил лисёнка в лес. - Есть ли ошибки? - Измените слово –лисёнок, там где это нужно. - Давайте послушаем что получилось. -Какой вывод можно сделать? Зачем нам нужна эта часть речи? -Запишите текст правильно и красиво в тетрадь. - Посмотрите внимательно, нигде в классе вы не видите нашего друга лисёнка? -Что предлагает нам зверек? Поиграем?( слайд 5) Мы, друзья, не знаем скуки, Дружно вверх поднимем руки. Вниз опустим, а затем Вдох глубокий сделать всем. А теперь и ты, и я Приседайте – ка, друзья. Руки за спину – она Распрямиться вмиг должна. Дружно в сторону наклон, Сбросить лень поможет он. Вправо, влево наклонитесь. И, конечно, не ленитесь. Что же в классе есть оно? Посмотрите на окно. Смотрим прямо. А теперь Посмотрите все на дверь. Вы похлопайте тихонько И попрыгайте легонько. Глубоко сейчас вдохнуть, Выдох без сомнения. Помогли нам отдохнуть Все местоимения. | (местоимения) - имя , место - читают правило. - ответы детей. Я,Ты,ОН,ОНО,ОНИ,МЫ,ВЫ - личные местоимения - принадлежат только тебе. Берут карточку с заданием( конверт),читают вопрос. Затем текст. - В тексте очень часто встречается слово лисенок. - переделывают текст. - Местоимение делает нашу речь лучше. Помогает убрать повторы. - дети проверяют свои предположения. -работают в тетрадях, продолжают работу по каллиграфии -ищут изображение лисенка. -выполняют упражнения вместе с учителем. | Познавательные: - развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения Регулятивные: - оценивать результаты своей работы. Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признакам. Регулятивные: -анализировать собственную работу. - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Личностные: - Здоровьесберегающая |
Практический: наблюдение за использованием местоимений в определенных речевых ситуациях Первичное закрепление. | 3 мин 7 мин | -В нашей физминутке встречалось задание, смотреть в разные стороны. Вспомните, куда надо было посмотреть и найдите следующее задание.(окно) -Прочитайте загадки. Отгадайте их.( упр. 110 стр. 53) Он в самом омуте живет, хозяин глубины. Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвет- другой наживет. -Найдите местоимения -Выпишите их в тетрадь. -Вместо каких имен существительных употреблены данные местоимения? -Запишите их рядом с местоимениями в тетрадь. -Где- то на полу в классе тоже спряталась ящерица с другим задание. Найдите её. Прочитайте задание для самостоятельной работы -Что необходимо сделать? -Да, вам необходимо расставить предложения правильно, чтобы получился текст. Заменить существительные, где необходимо, местоимениями. Коля и Петя приехали в деревню. Перед Колей и Петей было озеро. Озеро красивое. В озере водятся карпы. Коля и Петя приехали рыбачить. У них были удочки и наживка. Коля и Петя поймали много их. - Давайте поменяемся тетрадями и поиграем в учителей. Возьмите зеленые ручки и проверьте работу соседа по парте. Оцените его за выполненное задание. | -Ищут карточку с заданием -Читают. Говорят отгадки. Находят местоимения( он, она).Выписывают их, рядом записывают имена существительные(сом, ящерица) -ищут ящерицу, на ней задание, читают. -Читают задание самостоятельно, проговаривают , что необходимо сделать. Выполняют самостоятельно упражнение -Меняются тетрадями, исправляют, если необходимо ошибки, выставляют оценки. Вместе проговариваем допущенные ошибки, способ их исправления. | Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи. Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса |
| 4 мин. | .-Ребята . а кто такие ящерицы? Что вы знаете об этих пресмыкающихся? Выполним с вами другое упражнение устно. Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете. Я, красивый, друзья, мы, солнечный, ты, убежать, вы, он, она, и, зимний, прыгать, оно. -Посмотрите на слайд, назовите( слайд 7) - Какие личные местоимения указывают на того или тех, кто говорит? (я, мы) - Какие личные местоимения указывают на того или тех, к кому обращена речь? (ты, вы) - Какие личные местоимения указывают на того или тех, о ком говорят? (он, она, оно, они) _- Обращаясь к старшим по возрасту, а также к незнакомым людям, принято употреблять в речи личное местоимение вы. -А где вы в классе? | -вспоминают информацию, которая известна им из курса окружающего мира. Делятся друг с другом. -слушают учителя, где слышат местоимение , то хлопают, если нет- топают. Работают по слайду, ищут с местоимения. -я, мы, -ты,вы, - он ,она, оно) -беседа -ищут фото с изображением всех ребят. | Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Закрепление изученного материала. | 6мин | - На обратной стороне последнее задание на сегодня в нашей комнате. -Запишите текст правильно, вместо точек поставьте подходящее местоимение. Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус. -А теперь сверьтесь с правильным образом на слайде( слайд 8) | -Самостоятельная работа. -Сверяют с образом | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
| | | | |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ. Задание на дом | 2мин | - Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. - Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей? - Почему вы считаете, что мы добились целей? - Испытывали ли вы трудности? В чём? - Назовите местоимения, о которых говорили на уроке? - Как называются эти местоимения? - Почему это удивительная, необычная часть речи? - А наша комната открывает нам дверь, мы с вами выполнили все задания. -За это вы, ребята, получите награду в виде хороших оценок. -Давайте с вами оценим друг друга, кто и насколько хорошо выполнял задания, спрятанные в комнате? -Откройте все дневники, запишите задание на дом с доски: упр.111 стр.53. - Встаньте, пожалуйста. На этом наш урок окончен. Мне было очень приятно с вами работать. Всем спасибо, до свидания!( слайд 9) | -Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного -оценивают друг друга -Выставление оценок в дневник -Записывают домашнее задание. | |
Лисёнок.
Ночью лисёнок просыпался и бегал по комнате. К осени лисёнок стал большим. Охотник отпустил лисёнка в лес.