СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка: "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка: "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка: "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками"»

Тема: Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.


Введение


Отгадайте, кто у нас на уроке в гостях?


Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь -
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку.
Чебурашка.

Из какой он сказки? Кто её автор?


Вы заметили, что в имени этого сказочного героя встречаются шипящие согласные звуки ] и [ш].

Чебурашка приглашает нас в путешествие в Страну шипящих звуков.


Сегодня на уроке мы научимся грамотно писать слова с буквосочетаниями

  • ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

  • ЖИ, ШИ

  • ЧА, ЩА и ЧУ, ЩУ


  1. Создание проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации

Игра «Доскажи словечко».

Дополните стихи недостающими словами:


Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… шишек.


Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … жираф.


Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … черепаха.


У меня пропал носок,

Утащил его … щенок.

Актуализация знаний


  1. Актуализация знаний


Что объединяет эти слова?

Первые буквы в словах-отгадках обозначают согласные шипящие звуки.

Вспомните!

Звуки [ж], [ш]всегда твёрдые шипящие согласные. Согласные [ж], [ш] относятся к непарным твёрдым звукам. Признаки твёрдости у [ж], [ш] являются постоянными. Шипящие не нуждаются в специальном обозначении своей твёрдости или мягкости на письме. В любой позиции [ж], [ш] произносятся твёрдо.

Например, ужин, жемчуг, шерсть, крыши.

Звуки ], [щ]всегда мягкие шипящие согласные. Согласные звуки ], [щ] относятся к непарным мягким звукам. Признаки мягкости у ], [щ] являются постоянными. Эти шипящие звуки также не нуждаются в специальном обозначении своей твёрдости или мягкости на письме. В любой позиции ], [щ] произносятся мягко.

Например, туча, чудак, щётка, щука.


Запомните:

Буквосочетания чк, чн, нч, щн, чт это орфограммы.

Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака.


Чистописание


Пропишите букву ч и буквосочетания чк ~ чн ~ чт ~ нч без мягкого знака.


Запишите пословицу:

Кончил дело - гуляй смело.

Объясните её смысл.

Подчеркните буквосочетание нч.




Подпишите рисунки:

Очки, ~ ласточка, ~ бочка, ~ лисички.

Подчеркните буквосочетание чн.




Прослушайте стихотворение. ~ Запомните как можно больше слов с буквосочетаниями чк, чн.


Ёлочка и белочка,

Кочка, точка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,
Как писать ЧН, ЧК.


Запишите слова, которые запомнили, по памяти в тетрадь.




Объяснение материала


Запомните написание буквосочетаний нч, чн, щн и нщ.

Одуванчик, пончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

Сказочный, точный, вечный, кирпичный, солнечный.

Мощный, жилищный, хищник, женщина, каменщик.

Мягкий знак в буквосочетаниях нч, чн, щн и нщ не пишется.


Произносите правильно.

Помощник, ~ что, ~ чтобы, ~ конечно, ~ скучно, ~ нарочно.

Напоминаю, ~ как правильно произносить слова, нам подскажет орфоэпический словарь.


От данных слов образуйте новые:


Молоко – … молочный

Цветок - … цветочный

Сердце - … сердечный

Внук - … внучка

Ночь - … ночка

Печь -… печка

Мощь - … мощный

Овощ - … овощной

Птенец - птенчик

Телефон - телефончик


Запишите пары слов. Подчеркните изученные орфограммы.




Запишите имена сказочных героинь.

С какими орфограммами вы встретились?




Проверьте себя!

  • Курочка Ряба

  • Русалочка

  • Красная Шапочка

  • Дюймовочка

  • Снегурочка


Музыкальная ФИЗМИНУТКА для глаз.


Объяснение материала (2)


Назовите изображённые предметы.

Ежи, мыши, карандаши.

Вспомните! ~ Сочетания жи, ши пишутся с буквой и.


Буквосочетания жи – ши, ~ ча – ща, ~ чу – щу – это орфограммы.

Вспомните, как они пишутся?


Совет на память сохранив, запомни навсегда:


Жи, ши пишите с буквой И!

Ча,ща пишите с буквой А!

Чу, щу пишите с буквой У!


Игра «Какие буквы «убежали»?

Малыши, ~ машина, ~ стрижи, ~ груши, ~ лыжи, ~ моржи.

Запишите эти слова. ~ Вставьте буквосочетания жи или ши.




Свеча, ~ чашки, ~ кочан, ~ роща, ~ пища, ~ туча, ~

счастье.

Запишите эти слова. ~

Подчеркните буквосочетания ча и ща.




Всё обдумай, не спеши, а потом уже пиши:

Чучело, чудо, чудеса, тащу, чулок, речушка, щуплый, щука.


Спишите слова, вставляя нужное сочетание букв. ~ Подчеркните изученную орфограмму.




ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО


Буквы гласных опять шалят,

Всё испортить норовят.

Слова внимательно читайте.

Ошибки все в них исправляйте.


Туча, ~жильё, ~шипы, ~чучело, ~щука, ~ удача, ~чумазый, ~площадка.

Запишите эти слова без ошибок. ~ Подчеркните изученные орфограммы.




Проверьте себя!




Раскройте скобки и запишите полученные словосочетания:


Решить (задача), …

позвонить (врач), …

проворные (стриж), …

душистые (ландыш), …

я (молчать) … .




Проверьте себя:

решить задачу

позвонить врачу

проворные стрижи

душистые ландыши

я молчу




Помогите Чебурашке восстановить текст.


Малыши ходили в рощу. Там озеро. У берега качались камыши. Над водой летали чайки и стрижи.


Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

Подчеркните орфограммы.




Проверьте себя:




ИТОГ УРОКА


Лыжи, мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ –

С буквой И всегда пиши.


ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЩА и ЧА!



Я ГРАМОТНО ПИСАТЬ ХОЧУ,

СЛОВА НА ЧУ И ЩУ УЧУ:

КРИЧУ, ВОРЧУ, ИЩУ, ТАЩУ –

Я С У ПИШУ И ЧУ И ЩУ!



ТОЧКА, НОЧКА, ЗОЛОТАЯ ЗВЁЗДОЧКА,

ВЕЧНЫЙ, ШУТОЧНЫЙ И ОБЫЧНЫЙ –

НИКОГДА В ТАКИХ СЛОВАХ

НЕ ПИШИТЕ МЯГКИЙ ЗНАК!



Вот и закончилось наше путешествие в Страну шипящих звуков.

Оцените свои знания по теме знаком «плюс» или «минус».

Рефлексия


Я понял тему.

Я понял тему и могу объяснить другому.

Мне нужна помощь.



Чебурашка благодарит вас за отличную работу.



6