СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с презентацией "Наречие как часть речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

 (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

 (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

 (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

фронтальная

— самостоятельная

— групповая

Методы работы:

— наглядный

—диалог

 Оборудование: Учебник «Русский язык»  Иванова 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайд

 

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 4 «В» классе по теме «Наречие»

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

фронтальная

— самостоятельная

— групповая

Методы работы:

— наглядный

—диалог

Оборудование: Учебник «Русский язык» Иванова 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайд



















Х од урока.

Организационный момент.

Учите русский годы кряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда.

И та награда в нем самом!

— Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

—Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».Бенедикт Спиноза

. Учитель читает стихотворение А. Плещеева:слайд1

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Учитель : Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения А. Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать?

Формирование положительной мотивации

На доске запись: Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою. Слайд 2

Учитель: Ребята, на доске одно предложение из стихотворения А. Плещеева. Как мы можем с ним поработать? Дайте задание.

Учащиеся: Разобрать предложение по членам и частям речи, дать ему определение по цели высказывания, по интонации, по составу.

Записать предложение в тетрадь, выделить грамматические основы, определить части речи в грамматических основах. Это задание №1

В процессе выполнения задания складывается ситуация затруднения: слово скоро является обстоятельством, а часть речи учащимся неизвестна.

Учащиеся: Чтобы разобрать предложение полностью, нам необходимо узнать какую-то неизвестную нам часть речи.

На доске появляется ?

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Давайте вспомним (ответы детей)

Дети дают определения существительному, прилагательному, глаголу, местоимению

Учитель: Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?

Учащиеся: Наверное, это название неизвестной нам части речи.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Тема урока: Наречие.слайд3

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

Учитель: Какова цель нашего урока?

Учащиеся: Изучить наречие.

Учитель: А что можно изучать? Какие вопросы можно задать наречию?

Ответы учащихся:слайд4

· На какие вопросы отвечает?

· Что обозначает?

· С какой частью речи связано?

· Как изменяется?

· Каким является членом предложения?

· В чём особенности состава слова?

· Правописание?

На доске открывается схема

«Открытие детьми нового знания»

Учитель: Какие есть пути решения всех этих задач?

Учащиеся: Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике. Но мы выбираем исследование.

Учитель: Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.

На доске: слайд 5

Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

Учитель: Читаем текст. (Дети читают про себя).

Учитель: Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает).

Учитель: Почему именно эти слова вы выделили?

Учащиеся: К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие.

Учитель: Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

Учащиеся: Ставить вопрос от какого-то слова к выделенным словам, т. е. находить словосочетания.

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим при выполнении этого задания?

Учащиеся: С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает. (прогнозируют результат).

Выписываем словосочетания слайд 6

1пара: чувствуется (где?) повсюду

встречают (как?) по-разному

появятся (когда) скоро,

подрастает (как?) быстро

-----------------------------

2 пара слышим (где?) везде

прилетели (когда?) вчера

возвещают (как?) радостно

посмотришь (куда?) вверх.

Учитель: Что заметили?

Учащиеся: Все наши слова-наречия сочетаются с глаголом и отвечают на вопросы: где? когда? как? куда?

На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?) (записать в таблицу вопросы)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) Запись в таблицу?

Рассказ о наречии. Словарь

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Наречие-старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И неслучайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове НАРЕЧИЕ? А слово РЕЧЬ в древнерусском языке имело разные значения, одним из которых было название части речи –глагол. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ.

— А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.(Записать в таблицу связано с глаголом)

—Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос

Учитель: Что же обозначают наши слова?

Учащиеся: Время, место действия, признак действия (записать в таблицу и обозначает действие предмета, признак предмета, место действия, время действия) ?

Отвечаем на следующий пункт плана:

—Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

— Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

—Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Физминутка.слайд7

...

Проверим пункт 4 нашего плана. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. Работаем в группах. – розовый цвет

1 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе слайд8

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед. ч. мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Сделайте вывод!

наречия по числам ________________________________________

2 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;



Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________

3 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________

4 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного ли ца единственного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________







5 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают ( ____________?) _______________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

6 Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

—Что? ____________________________________________

— Чего? ___________________________________________

— Чему? ___________________________________________

—Чем? ____________________________________________

—О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________________



(Проверка по группам)

— Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?слайд9

—Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – Наречие- неизменяемая часть речи. ( запись в таблице)

Отвечаем на последний пункт нашего плана.

— Как вы думаете, каким членом предложения является наречие?

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.

3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение.

4 уч. Значит, это новый член предложения

  • И этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и подчеркивается: точка, тире

(запись в таблице)

Вернулись к нашему предложению и выделили наречие СКОРО

Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? куда? и в предложении является обстоятельством

Давайте проверим свои выводы с учебником стр. 57 правило и стр. 59 и толковым словарем

О чём мы не сказали? Будем говорить об этом на следующих уроках

Вторичное закрепление Включение в систему знаний

Учитель: А для чего мы изучаем наречие?

Учащиеся: Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.

Учитель: Тогда я предлагаю вам следующие задания.

На доске открываются 4 текста

Слайд10 Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

Слайд11(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

(Весело, с шумом) журчат руч

(В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

Слайд12 (Где?) пахнет приходом весны.

Она наступит (когда?).

(Как?) будет светить солнце.

(Как?) побегут ручейки.

Слайд13 Весна. Мы наблюда._м и смотр._м, как пробужда._тся природа.

Зелене._т леса и поля. Разлива._тся реки. Птицы спеш._т строить гнёзда.

Учащиеся: Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)

Учитель: Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы по таблице (см. в конце сценария).

Учащиеся: 1 уровень – 1 текст – найти наречия

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать

Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

Итог. Рефлексия

Учитель: Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).

Защита групповых работ.

Учитель: Все поставленные задачи решили?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы ответим на все вопросы.

Подведём итог урока. Что дал вам сегодняшний урок?слайд14

СПАСИБО! Слайд15





































Учитель: Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?



— Сегодня на уроке мы побываете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи? Для этого поработаем в группах. (7 групп) – 3 ряда - 3 варианта

—2 тонких и 1 толстый. (схема вам в этом поможет) (Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.) (Записать вопросы на карточках) – голубой цвет

Тонкие вопросы

—Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

—Что обозначают слова этой части речи?

—Как изменяются слова данной части речи?

—Каким членом предложения является?

—Какие существуют правила правописания слов данной части речи?

Толстые вопросы

— Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?

— Для чего используем эти слова в нашей речи?

— Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

—У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

2 стадия. Осмысление содержания.

Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.

Часть речи …… Отвечает на ? ……… Роль ……….Обозначает …………..

Изменяемая или неизменяемая часть речи …………

В предложении является …………..

— План – конспект у каждого из вас, который мы будем заполнять по ходу наших открытий. (желтый цвет)

—Для открытия нового знания выполним задание на карточках. (зелёный цвет)

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах)

1группа. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

—2 группа. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камням

3 группа. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля (Ф.Тютчев)

—4 группа. Уж солнца луч ложится косо, вдали проглянула река. (А.Майков)

— 5 группа. Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно. (И.Суриков)

—6 группа. И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист. (А.Твардовский)

— 7 группа. В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей.

Проверим выполнения задания.

—(Где?) впереди, (когда?) вечером.

—(Как?) слабо, (как?) жалобно.

— (Как?) неохотно, (как?) несмело.

— (Как?) косо, (где?) вдали.

—(Как?) крепко, (как?) непробудно.

— (Как?) неохотно, (как?) морозно, (как?) вкусно.

—(Где?) налево, (где?) направо.

Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос к а к? Теперь обратимся к учебнику, откроем с 121 упр. 180, в нём дан ряд предложений, с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)- запись в таблицу

—Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

—На какие же ещё вопросы может отвечать наречие.

Правило с.121 – Найдите, используя правило на с.121, какие вопросы мы не выделили? – запись в таблицу

Отвечаем на следующий пункт плана:

—Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

— Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

—Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)



Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) Запись в таблицу

Рассказ о наречии. Словарь

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также.

— А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

—Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос

Физминутка.

—Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...

— Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...

— Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...

—Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...

Проверим пункт 5 нашего плана. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. Работаем в группах. – розовый цвет

1,2 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед. ч. мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Сделайте вывод!

наречия по числам ________________________________________

3 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;



Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________

4 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________

5 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

6, 7 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают ( ____________?) _______________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

8 группа: - Зимин Антон, Понаблюдайте, обсудите в группе



Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

—Что? ____________________________________________

— Чего? ___________________________________________

— Чему? ___________________________________________

—Чем? ____________________________________________

—О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

—Наречия по падежам ________________________________________



(Проверка по группам)

— Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?

—Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – запись в таблице

Отвечаем на последний пункт нашего плана.

— Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.

3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение.

4 уч. Значит, это новый член предложения

И этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и подчеркивается: точка, тире

Вернулись к нашему предложению и выделили наречие ПРОЧНО

Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обознач Сделайте вывод ,изменяется ли форма наречия

по _________________ и по _________________.



Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

Первичное закрепление (применение знаний)

Учитель: А для чего мы изучаем наречие?

Учащиеся: Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.

Учитель: Тогда я предлагаю вам следующие задания.



На доске открываются 4 текста



Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

(Весело, с шумом) журчат руч

(В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

(Где?) пахнет приходом весны.

Она наступит (когда?).

(Как?) будет светить солнце.

(Как?) побегут ручейки.

Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа.

Зелене_т леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.

Учащиеся: Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)

Учитель: Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы по таблице (см. в конце сценария).

Учащиеся: 1 уровень – 1 текст – найти наречия

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать

Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

Итог. Рефлексия

Учитель: Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).

Защита групповых работ.

Учитель: Все поставленные задачи решили?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы ответим на все вопросы.

СПАСИБО!

































ает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством.

Вторичное закрепление Включение в систему знаний





САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 181, с.122 - Прочитайте задание.

Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно. (1, 2, и 3, 7) (двое у доски) (4,6) и (5, 8)

Дети работают самостоятельно.

Самопроверка (слайд) Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».

Проверим работу ребят у доски.

Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

уч. Я знаю, что такое наречие.

2 уч. Я умею находить наречие в предложении.

3 уч. Я знаю, зачем наречия нужны в речи.

Расскажите о наречии все, что вы узнали.

Работа с учебником

Откройте учебник на с.110 и прочитайте правило. Все ли выводы мы с вами сделали?

1 уч. Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебник

2 уч. Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена прилагательные.

Верно, эту задачу мы решим на следующих уроках, а также попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались нерешёнными

Самоконтроль и самооценка

Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?

1уч. Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!

2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении.

3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.

Домашнее задание

Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

Или выполните упр № 184

Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.

Рефлексия.

Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.

Доп.задание:

Цель: заменить фразеологизм одним словом – наречием

— Работать спустя рукава – небрежно

— Рукой подать – близко

—Навострить уши - внимательно

—Как курица лапой – неразборчиво

—Засучив рукава - старательно

— С пятого на десятое – бессвязно

—Зарубить на носу– крепко

—В мгновение ока – моментально

—На глазок – приблизительно

—За тридевять земель – далеко

Найдите пары антонимов – составьте с ними стихотворения или предложение

Выбери фразеологизмы, которые соответствуют твоему настроению на уроке.

Мыслители:

Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это как буквы: есть буквы - есть слова , есть наречия - есть хороший конкретный текст

















.Урок русского языка 4 класс "Наречие"

Тема урока: Наречие – неизменяемая часть речи.

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи, которая называет признак, время, место или направление действия.

Задачи урока ( для учителя ):

- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

Задачи урока ( для учащихся ):

- учиться ставить учебные задачи;

- учиться самостоятельно формулировать выводы;

- научиться находить в тексте наречия;

- научиться определять, что называет наречие;

- выяснить, что наречие - неизменяемая часть речи.

Оборудование:

· схема «Наречие» (постепенно появляется на доске);

· оборудование для игры «Лото»;

· текст для исследования (записан на доске);

· карточки для исследовательской работы в группах;

· разноуровневые задания, записанные на доске;

· таблица «Оценка работы в группе»;

· учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.

Организация класса

карточек. Каждый игрок берет карточку и соотносит слово с его морфологическими признаками (на поле). Свою карточку он кладет на игровое поле обратной стороной. В процессе игры, если все соотнесено верно, на поле «выложено» слово НАРЕЧИЕ. Учитель читает стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Учитель : Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения А. Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать?



Формирование положительной мотивации

На доске запись: Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Учитель: Ребята, на доске одно предложение из стихотворения А. Плещеева. Как мы можем с ним поработать? Дайте задание.

Учащиеся: Разобрать предложение по членам и частям речи, дать ему определение по цели высказывания, по интонации, по составу.

В процессе выполнения задания складывается ситуация затруднения: слово скоро является обстоятельством, а часть речи учащимся неизвестна.



Учащиеся: Чтобы разобрать предложение полностью, нам необходимо узнать какую-то неизвестную нам часть речи.

На доске появляется карточка (?)

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Давайте вспомн(ответы детей)

Учитель: Молодцы! Тогда я предлагаю вам в группах сыграть в знакомую нам игру «Лото». ( Организация работы в группах: распределение ролей; после выполнения задания - оценка работы каждого участника игры по таблице (см. в конце сценария).

Задание: соотнести слово с его морфологическими признаками и дать как можно более полную информацию о данной части речи.



Описание игры «Лото»

Группам предлагается игровое поле и набор разрезных

Учитель: Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?

Учащиеся: Наверное, это название неизвестной нам части речи.

Карточка со знаком вопроса на доске переворачивается.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Тема урока: Наречие.



Формулировка цели урока и постановка учебных задач

Учитель: Какова цель нашего урока?

Учащиеся: Изучить наречие.

Учитель: А что можно изучать? Какие вопросы можно задать наречию?

Ответы учащихся:

· с каким словом сочетается? (связь)

· что обозначает? (значение)

· на какие вопросы отвечает? (вопросы)

· как изменяется? (как изменяется)

· каким является членом предложения? (член предложения)

· в чём особенности состава слова? (состав)

· правописание? (правописание)



На доске открывается схема: (может быть открыта не вся в зависимости от ответов учащихся)

«Открытие детьми нового знания»

Учитель: Какие есть пути решения всех этих задач?

Учащиеся: Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике. Но мы выбираем исследование.

Учитель: Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.

На доске:

Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

Учитель: Читаем текст. (Дети читают про себя).

Учитель: Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает).

Учитель: Почему именно эти слова вы выделили?

Учащиеся: К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие.

Учитель: Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

Учащиеся: Ставить вопрос от какого-то слова к выделенным словам, т. е. находить словосочетания.

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим при выполнении этого задания?

Учащиеся: С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает. (прогнозируют результат).

Выписываем словосочетан

чувствуется (где?)

встречают (как?) по-р

появятся (когда) скоро,

подрастает (как?) быстр

слышим (где?) везд

прилетели (когда?) вчера,

возвещают (как?) радостно,

посмотришь (куда?) вверх.

Учитель: Что заметили?

Учащиеся: Все наши слова-наречия сочетаются с глаголом и отвечают на вопросы: где? когда? как? Куд

На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?)

Учитель: Что же обозначают наши слова?

Учащиеся: Время, признак, место действия.

На доске выставляются карточки: (место, время, признак, направление)

Самоконтроль(процессуальный)

Учитель: Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали о новой части речи?

Учащиеся: С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает?

Учитель: Откроем учебник на стр.114 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет. Найдите правило и сделайте вывод.

Учащиеся: Да, всё верно.

Учитель: Что увидели, о чём не сказали?

Учащиеся: В правиле даются дополнительные вопросы.

Учитель: А я вот не увидела, что сказано о связи наречий с глаголами.

Учащиеся: Об этой связи говорится, т. к. наречие обозначает признак, место, время действия.

Справка: Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И не случайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове наречие? (речь). А слово речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне реч-, входящем в слово наречие. Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык, «приглаголие», т. е. слово при глаголе, а русские грамматисты дали такое же наименование, изменив лишь приставку (на глагол – наречие).

Решение учебных задач (продолжение)

Учитель: Продолжаем наше исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Каждой группе даётся карточка для исследования

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

Карточка 1.

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия

по _________________.



Карточка 2.

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вчера

по ___________________.

И.п. (что?) __________________

Р.п. (чего?) ___________________

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________

Т.п. (чем?) ______________________

П.п. (о чем?) ___________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия

по ______________.

Карточка 3.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами

разного _________________.

слышу __________________

слышишь ________________

слышит __________________

Сделайте вывод,

изменяется ли форма наречия по _____________.



Карточка 4.

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия радостно,если оно сочетается с глаголами

разного _____________ или разного ___________

возвещал ___________________

возвещала ____________________

возвещало ____________________

возвещали _____________________



Сделайте вывод ,изменяется ли форма наречия

по _________________ и по _________________.



Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

Первичное закрепление (применение знаний)

Учитель: А для чего мы изучаем наречие?

Учащиеся: Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.

Учитель: Тогда я предлагаю вам следующие задания.



На доске открываются 4 текста



Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

(Весело, с шумом) журчат руч

(В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

(Где?) пахнет приходом весны.

Она наступит (когда?).

(Как?) будет светить солнце.

(Как?) побегут ручейки.

Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа.

Зелене_т леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.

Учащиеся: Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)

Учитель: Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы по таблице (см. в конце сценария).

Учащиеся: 1 уровень – 1 текст – найти наречия

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать

Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

Итог. Рефлексия

Учитель: Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).

Защита групповых работ.

Учитель: Все поставленные задачи решили?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы ответим на все вопросы.

СПАСИБО!





Просмотр содержимого презентации
«Наречие как часть речи»