СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок швейное дело 9 класс изготовление изделий с пооперационным разделением труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок швейное дело 9 класс изготовление изделий с пооперационным разделением труда»

Урок по профессиональному трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе.

Тема: Изготовление изделий с пооперационным разделением труда

Цель: Знакомство со структурой и организацией работы цехов швейной фабрики, с профессиями швейного производства. Закрепление материала о пооперационной деятельности на производстве на основе изготовления наволочки с закрытым клапаном.

Задачи: учить детей планировать совместную деятельность. Создать условия для развития культуры труда и аккуратности при выполнении задания, умению оценивать свою работу, прививать ответственность и самостоятельность.

Место проведения: швейная мастерская.

Наглядность и оборудование: швейные машины, иголки, ножницы, булавки, рабочие тетради, ткань для кроя, технологическая карта наволочки с закрытым срезом.

Ход урока

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный

Контроль посещаемости, проверка спецодежды и готовность к уроку.

-Здравствуйте, кто отсутствует на уроке, известна ли причина?

-У всех имеются фартуки и рабочие тетради?

Дети находятся на своих рабочих местах

2. Актуализация пройденного, подготовка к изучению нового материала

Назовите пожалуйста тему прошлого урока. Спасибо.

На прошлом уроке мы изготовили индивидуально несложное изделие наволочку с закрытым клапаном. Давайте вспомним, что нам необходимо знать при изготовлении данного изделия.

Карточка (сложить по порядку операции при изготовлении наволочки с закрытым клапаном).






А теперь переходим к следующей теме: Изготовление изделий с пооперационным разделением труда.

Изготовлением одежды для населения занимаются предприятия швейной промышленности , а также швейные ателье и мастерские.

Массовое производство одежды – это изготовление одежды на швейных предприятиях;

Пошивом одежды по индивидуальному заказу занимаются швейные ателье и мастерские.

Теперь изучим структуру швейного предприятия.

Швейные предприятия включают большое количество подразделений и служб: производственные цеха, материальный склад, склад готовых изделий, органы административного управления.

Нас интересуют производственные цеха.

Процесс изготовления одежды на швейном предприятии состоит из трех основных этапов:

1. разработка модели, изготовление лекал; 2.подготовка ткани к раскрою;

3. пошив изделия и его окончательная отделка.

Эти работы осуществляются в цехах швейных фабрик.

Экспериментальный цех . Работники этого цеха разрабатывают новые модели одежды, изготавливают чертежи и лекала на несколько размеров. На каждую модель изготавливают несколько опытных образцов.

Художники при помощи специальных программ 3Д программ разрабатывают и подбирают расцветки для одежды. Выбирают наиболее привлекательный образец.

Внимание, вопрос. Как вы думаете, почему этот цех называется экспериментальным?

Подготовительный цех. В этом цехе принимают ткань со склада, проверяют ее качество. Также здесь проводят раскладку и обмеловку лекал для верхних полотен.

Вопрос. Почему цех называют подготовительным?

Раскройный цех. В раскройном цехе выполняют настилание ткани на специальные настилочные столы. В настиле может быть от 10 до 200 полотен. Сверху кладут полотно с обмеловкой лекал. Затем ткань насекают на куски, а затем выкраивают детали изделия. Это делают при помощи электрораскройных машин.

Вопрос. Чем занимаются специалисты раскройного цеха?

Швейный цех. Здесь два участка:

-заготовительный ( обработка отдельных деталей и узлов изделий: воротников, рукавов и.т.д.);

-монтажный (готовые детали и узлы соединяют в целое изделие: стачивают плечевые и боковые срезы, втачивают воротники, рукава.).

После этого изделие маркируют и передают в следующий цех.

Вопрос. Сколько участков в швейном цехе? Как работают швеи, можете описать процесс?

Отделочный цех. Здесь выполняется влажно-тепловая обработка, окончательная отделка изделия и придание ему товарного вида. ВТО выполняют при помощи утюгов, гладильных прессов, паровоздушных манекенов.

Вопрос. Чем занимаются специалисты отделочного цеха?

Из отделочного цеха готовое изделие поступает на склад готовой продукции.


Пооперационное разделение труда – это изготовление изделий непрерывно, по поточному способу. Весь пошив разделен на большое количество мелких операций. Каждую операцию выполняет отдельный человек. Перемещение полуфабрикатов производит конвейер. К концу потока контролер ОТК проверяет качество.


Предлагаю посмотреть фильм об организации швейного производства.


Карточка, по названиям цехов, проверка изученного материала.


Профессии швейного производства

На крупных предприятиях рабочие объединены в бригады. Это группа людей объединенных общим заданием. Число рабочих делится на количество операций, необходимых для изготовления изделия.

Контролер качества (подготовительный цех). Выявляет дефекты на ткани, промеряет длину и ширину ткани.

Настильщик (настилочный цех)

Раскройщик (раскройный цех).

Вклейте в тетрадь картинку, подпишите профессию.

Оператор швейного оборудования (швейный цех). Вклейте в тетрадь картинку, подпишите профессию.


Швея (швейный цех). Вклейте в тетрадь картинку, подпишите профессию.


Портной (экспериментальный цех). Вклейте в тетрадь картинку, подпишите профессию.

Высококвалифицированный рабочий, занимается пошивом экспериментальных образцов.

Термоотделочник швейных изделий - утюжильщик (отделочный цех). Вклейте в тетрадь картинку, подпишите профессию.



Давайте запишем основные профессии в тетрадь.

Объясните пожалуйста, чем занимаются специалисты профессий швея, раскройщик, настильщик, утюжильщик?

Теперь предлагаю вам посмотреть фильм, в котором показывают, как работает автоматизированная швейная фабрика, в которой практически не работают люди. Все швейные и раскройные процессы выполняются машинами.

Дети отвечают: «На прошлом уроке мы изготовили изделие – наволочку с закрытым клапаном»


Дети складывают по очередности карточки с операцией по изготовлению наволочки.



Дети слушают учителя, конспектируют названия цехов и их функции.

Записывают определение пооперационного разделения труда.



































































Дети записывают определения швея, портной, раскройщик, утюжильщик.



Просмотр фильма.







Дети записывают профессии швея, раскройщик, настильщик, утюжильщик в тетрадь, вклеивают фотографии со специалистами.

Разъясняют, чем занимаются































Выполнение практической работы по закреплению материала урока

Перед тренировочным упражнением необходимо вспомнить правила техники безопасности.


Карточка, повторение техники безопасности.





Итак, нам необходимо изготовить наволочку с закрытым клапаном при помощи пооперационного разделения труда.

Давайте разделим процесс изготовления наволочки на операции и распределим их между вами. Я выступлю в роли вашего бригадира, а вы будете моей бригадой.


  1. Замер подушки и построение выкройки наволочки. Это действие выполняет специалист экспериментального цеха.

  2. Раскрой на ткани. Это действие выполняет раскройный цех. После чего отпаривает, проверяет правильность выкройки.

  3. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Напоминаю, что ширина шва 1 см., строчка выполнена на 1-2 мм от края. Это выполняет швея 1.

  4. Отмерить клапан 1/3 часть от ширины наволочки, примерно 25 см. Отутюжить. Это выполняет утюжильщик.

  5. Сложить детали лицевой стороной наружу, выполнить шов. Ширина шва 7 мм, строчка ровная по всей длине, закрепки в начале и в конце. Это выполняет швея 2.

  6. Вывернуть, выровнять уголки, прошить бельевым швом, с изнаночной стороны, делая закрепки в начале и в конце строчки. Строчки ровные, ширина шва - 1 см. Это выполняет швея 1.

  7. Передать утюжильщице, для ВТО. Это выполняет отделочный цех.

  8. Сложить по стандарту. Это выполняет отделочный цех.

Предлагаю распределить обязанности и приступить к работе. Предлагаю внести свои фамилии в список специалистов швейного цеха, согласно распределения профессий.





Дети выполняют задание, решают карточку, сдают учителю.


Дети слушают, распределяют между собой работу.

Между детьми распределяются цеха, действия которого они будут выполнять. После чего им выдается отрез ткани, модель подушки на которую они должны будут изготовить наволочку.

Дети, согласно распределенных профессий выполняют действия по пошиву наволочки.

Перед началом работы повторяют технику безопасности при работе со швейной машиной и утюгом.

Во время работы пользуются технологическими картами.

Подведение итогов урока

Назовите пожалуйста тему сегодняшнего урока?

Я вам предлагаю решить тест, чтобы закрепить полученные знания по сегодняшней теме. На экран ноутбука выводится QR код сайта «Опросникум».

Учитель подводит общий итог занятия и выставляет оценки за работу на уроке.

Ребята, вам понравился урок? Вам понятен смысл пооперационного распределения труда? Как вы считаете, это эффективный способ работы?

Дети регистрируются и решают тест.











































ЦЕХА НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ КАРТОЧКА





_______________________________________ Разрабатывает модели одежды, изготавливает чертежи, лекала, устанавливает норму расхода ткани на данное изделие.



_________________________________________ Принимает ткань со склада, проверяет ее качество, ширину и длину кусков ткани, производят обмеловку для верхних полотен настила.



_________________________________________ Выполняет настилание тканей на специальные настилочные столы, раскраивают детали с помощью специальных машин.



________________________________________ Производит пошив изделий. Состоит из двух участков: заготовительного и монтажного.



________________________________________Здесь выполняется влажно-тепловая обработка изделий и придание им товарного вида.



















НАВОЛОЧКА КАРТОЧКА



ПОСТРОИТЬ ВЫКРОЙКУ



ОБРАБОТАТЬ ПОПЕРЕЧНЫЕ СРЕЗЫ



ВЫПОЛНИТЬ РАЗМЕТКУ ДЛЯ КЛАПАНА



ОБРАБОТАТЬ БОКОВЫЕ СРЕЗЫ



ОТУТЮЖИТЬ ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ, СЛОЖИТЬ ПО СТАНДАРТУ



























СПЕЦИАЛИСТЫ ЦЕХОВ ШВЕЙНОЙ ФАБРИКИ КАРТОЧКА



ХУДОЖНИКИ, КОНСТРУКТОРЫ, ДИЗАЙНЕРЫ0 ТЕХНОЛОГИ, РАСКРОЙЩИКИ, ЛАБОРАНТЫ _____________________________ЦЕХ

КОНТРОЛЕР Ы ТКАНИ , ОПЕРАТОРЫ РАЗБРАКОВКИ______________________________________ЦЕХ

РАСКРОЙЩИКИ, РАСЧЕТЧИКИ ТКАНЕЙ, РАСКЛАДЧИКИ ЛЕКАЛ, ПРЕССОВЩИКИ, МАРКИРОВЩИКИ И КОМПЛЕКТОВЩИКИ__________________________________ЦЕХ

ЗАПУСКАЛЬЩИЦЫ, МАСТЕРА, ТЕХНОЛОГИ, ШВЕИ_______________________________________ЦЕХ

РУЧНИЦЫ, ШВЕИ, ОПЕРАТОРЫ СПЕЦМАШИН, УТЮЖИЛЬЩИЦЫ, УПАКОВЩИЦЫ, КОНТРОЛЕРЫ ОТК ______________________________________ ЦЕХ