Ι. Мотивация к коррекционной деятельности. - Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за новыми знаниями. Посмотрите на камень, оказавшийся на нашем пути, прочитайте надпись на нём и выберете для себя то, что вам ближе. - Ребята, мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.
ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие. - Скажите, какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? - Какое задание вы выполняли дома? - Давайте проверим, что у вас получилось. - Молодцы! Ну а сегодня как всегда на уроке нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство. ΙΙΙ. Локализация индивидуальных затруднений. - Прочитайте загадку и попробуйте отгадать её. Расту червячком, питаюсь листком. Себя обмотаю, потом засыпаю. Не ем, не гляжу, неподвижно лежу. Но вдруг оживаю, свой дом покидаю. - Кто это? - Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать? - Сейчас я предлагаю вам побыть в роли волшебников. - Попробуйте расколдовать автора и название одной удивительной истории. - О чем может идти речь в рассказе с таким названием? - Можете ли вы по названию определить героя этого произведения? - Что необычного, сказочного, загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»? - Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Каким словом можно закончить фразу «Честное гусеничное….. - Итак, кто мог дать честное гусеничное слово? - Посмотрите на иллюстрацию, которую сделал художник к произведению с таким названием. - Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает. – А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? ΙV. Построение проекта выхода из затруднений. Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка. - Как можно узнать, кто из вас прав? ( -Давайте прочитаем текст. (Стр. 128) - Читать будем по цепочки по одному предложению. V. Реализация проекта выхода из затруднений - Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, - Чему радовалась Гусеница? А вы согласны с Гусеницей? с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть ней две золотые полоски. - Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор? Жаль, что никто-никто этого не замечает. - Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась? Но однажды ей повезло - Что же могло случиться однажды?, лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. - Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? - Удалось ли Гусенице это? Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? А девочка увидела её и сказала: - Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно! - Оправдались ожидания гусеницы? Ах так! - рассердилась Гусеница. - Почему рассердилась Гусеница? Согласны ли вы с девочкой? - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, при каких обстоятельствах больше меня не увидит! - Что решила Гусеница? Ребята, вам жалко Гусеницу?) Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. Как автор оценил слова гусеницы? И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. - Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. - Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя? Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? Трудилась она долго и наконец, сделала кокон. - Что сделала Гусеница? А кто из вас знает, что такое кокон? Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку. Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. - Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? - Совершенно замоталась, объясните, как вы понимаете это слово - Когда мы так говорим? В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. - Что сделала Гусеница в коконе? Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. - Почему проснулась Гусеница? - Гусеница полетела вниз? Что было странного в её падении? - И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. - Кого увидела Гусеница на том же самом лугу? «Какой ужас! - подумала Гусеница. - Что привело в ужас Гусеницу? И Гусеница упала в траву. Что случилось с Гусеницей? А девочка увидела её и сказала: Как вы думаете, что сказала девочка? Какая красивая! Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Почему Гусеница не сразу поверила девочке? - Сегодня они говорят одни завтра - совсем другое. На всякий случай она погляделась в каплю росы. И она весело закружилась над лугом, потому, что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. - Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом?
– Понравилась ли вам эта сказка? - Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему? Расскажите об этом, используя словарь настроений. – Ребята, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию. – Какой отрывок из сказки изобразил художник? (стр. 128). Физминутка Утром бабочка проснулась. Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела. А на пять – на место села VΙ. Обобщение во внешней речи. – Рассказывая об этом удивительном случае, Берестов себе на уме держит очень важную мысль, которую хочет донести до ребят. Что же за мысль? – Найдите в тексте (стр. 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки. - Как называется сказка, которую мы читали? – Как по - другому можно озаглавить эту сказку? - Прочитайте слова гусеницы, где она догадалась, что она превратилась в гусеницу. (Стр. 130) – Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки - Что она называет «самым обыкновенным чудом»? - Послушайте текст. Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают, есть и расти. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади - четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов, не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт. - Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются? - На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом? - Где писал учёный, а где – писатель?
VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить 2 «толстых» и 2 «тонких» вопроса для своих товарищей. VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение. Ребята, давайте вернёмся к нашей загадке. В загадке и в сказке 3 части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки - Скажите, важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми? IХ. Рефлексия. - Оценивание работы учащихся на уроке - Оцените своё настроение на уроке, раскрасив бабочку. Домашнее задание. Перечитать сказку, нарисовать «портреты» героини к каждой части, подписать их словами из текста. |
Б. Сергуненков «Одуванчик»
придумывали продолжение к тексту
Гусеница, куколка и бабочка
- Сказка
В. Берестов «Честное гусеничное»
- Да
- Только человек может дать честное слово
- Слово
- Гусеница
- О девочке, которая собирала цветы на лугу; о бабочке, сидящей на цветке - Девочка, бабочка
- Прочитать
Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы
- Своей красоте: «До чего ж я хороша!»
Да, о ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски. - Что никто не замечает её красоты.
- она взобралась на самый красивый цветок - Да - восхищения.
- Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.
- Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.
- «Дал слово – нужно его держать»
- Пряталась ото всех в укромное место.
Стала обматываться
Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль - Кокон
- «Как я устала!»
- Когда сильно устали
- Уснула
- У неё чесалась спинка. - Нет - Падала вверх, не вниз. - Девочку
- стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей - Она упала в траву.
- Какая красивая!
-Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку
Гусеница поняла, что она не нарушила честного гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давал - Да
Дал слово – нужно его держать. очень важно сдерживать данное честное слово
- Самое обыкновенное чудо - на доске - превращение бабочки
- научный, художественный
1. Гусеница Жизнь гусеницы 2. Куколка Образование кокона или сооружение кокона, кокон - дом 3. Бабочка Появление бабочки - Важны
|