История создания социально-психологического
романа «Преступление и наказание».
Петербург в изображении Ф. М. Достоевского.
Главный герой романа.
Цели: познакомить учащихся с историей создания «Преступления и наказания» и отзывами о нем критиков; сформировать представление о жанре произведения, особенностях композиции, сюжета, главного конфликта; путем анализа глав из части I романа показать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определить, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли, чувства, поступки.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти…
Ф. М. Достоевский (из письма брату Михаилу
9 октября 1859 г.)
I. Вступительное слово учителя:
история создания романа «Преступление и наказание»
Замысел «Преступления и наказания» вынашивался писателем шесть лет! во время заграничной поездки достоевский приступил к написанию романа, который сначала хотел назвать «Пьяненькие», а в центре изобразить драматическую историю семьи Мармеладовых, но замысел изменился.
В сентябре 1865 года Ф. М. Достоевский изложил программу своего произведения, его главную идею в письме к издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты! Старуха глупа, глуха, больна, жадна. «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, жившую в уезде, избавить сестру… и потом всю жизнь быть честным… Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... Законы правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело».
Таков первоначальный замысел романа. Постепенно он «разрастался», охватывая более широкий круг проблем.
По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих.
Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы.
В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой».
В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».
О композиции романа. Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения.
Часть I – подготовка и совершение преступления. (ПРЕСТУПЛЕНИЕ)
Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова. (НАКАЗАНИЕ)
А. А. Фадеев о произведении Ф. М. Достоевского: «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, – весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности…»
II. Беседа с учащимися по теме "В Петербурге Достоевского или "Лик мира сего".
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Петербург всегда играл важную роль в истории и культуре нашей страны.
Этот город всегда имел большое значение в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, поэтов, художников, музыкантов.
Улицы Петербурга – это музей под открытым небом.
Музей истории, музей архитектуры, литературный музей.
По этим улицам, площадям и набережным неслась творческая фантазия лучших русских писателей, которые населили город персонажами своих произведений.
Цель: Сегодня мы увидим Петербург Достоевского, гнетущую обстановку безысходности жизни человека, попробуем подойти к осмыслению основного конфликта романа.
На эти вопросы мы попытаемся найти ответ на нашем уроке.
А) Историческая справка («петербургские» мифы)
На протяжении столетий Петербург являлся центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в названии города соединились три языка:
Санкт – латинское слово, которое в переводе означает «СВЯТОЙ»;
Петр – греческое слово, которое в переводе означает «КАМЕНЬ», «СКАЛА»;
Бург – немецкое слово, которое в переводе означает «ЗАМОК», «КРЕПОСТЬ».
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.
Например:
Пушкин и Петербург… Они неразделимы в той же мере, что Пушкин и Россия. Едва ли есть на земле другой город, который был бы воспет столь же вдохновенно, как воспет Петербург Пушкиным.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Польский поэт А. Мицкевич создает ряд произведений, где город Петербург – город Сатаны.
...У зодчих поговорка есть одна:
Рим создан человеческой рукою.
Венеция богами создана;
Но каждый согласился бы со мною,
Что Петербург построил Сатана...
В творчестве Анны Ахматовой есть строки из «Поэмы без героя», в которых отражается миф о царице Евдокии Лопухиной, нелюбимой жены Петра – царицы Авдотьи и ее пророчестве: «Быть пусту месту сему».
Оттого, что по всем дорогам,
Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень,
Ветер рвал со стены афиши,
Дым плясал вприсядку на крыше
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый
Город в свой уходил туман,
И выглядывал вновь из мрака
Старый питерщик и гуляка,
Как пред казнью бил барабан...
У Ф.М. Достоевского особое отношение к городу.
«Преступление и наказание» – это самый петербургский роман Достоевского. Ведь недаром он называл Петербург «самым умышленным городом на Земле», «городом-фантомом», «городом-призраком».
Роман открывается описанием каморки главного героя романа- Родиона Раскольникова.
Вопросы:
1. Кто такой Родион Раскольников? Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического факультета.
Каким мы видим главного героя? Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»
Он задавлен бедностью, но это перестало тяготить его.
Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя? «Раскол – раздвоение, связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством». Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова.
2. Где живет герой Достоевского?
Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»
С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?
Жилище героя выступает как «отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).
3. Каким мы видим город при чтении первых страниц романа?
Можно выделить основной маршрут героя.
«На улицах жара, духота, толкотня...» - вот характерные детали пейзажа.
Город трущоб, город до отказа набитый нищими лачугами, нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, которые ютятся в каждом уголочке зданий этого странного города.
Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вас произвели? Сам Раскольников неряшлив, старуха с вострыми и злыми глазками, двое пьяных, Мармеладов с лицом зеленым, отекшим от постоянного пьянства. От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное.
Петербург Достоевского – это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Болеют душевно люди, населяющие этот город, поэтому болен и сам город.
В Петербурге много распивочных и кабаков.
Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу – Столярный переулок, в котором находилось 16 домов.
В этих домах помещалось 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных,16 винных погребов.
4. Символика цвета:
В произведениях Достоевского цвет имеет символическое значение и служит для раскрытия душевного состояния героев.
Желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Желтый цвет – это символ умирания, болезненности.
Автор наблюдает за своими героями через «желтые очки»: желтые обои у Раскольникова, желтые обои у Сонечки Мармеладовой, желтые лица, желтая мебель – жёлтый цвет Петербурга.
У Иннокентия Анненского есть такие строки:
Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
Позже Осип Мандельштам скажет:
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
5. Петербург у Достоевского – это не простой фон. Это, действительно, настоящий герой произведения. Город, который живет, живет параллельно с жизнью человека и внедряется в жизнь человека. Он душит, давит, навевает какие-то кошмарные видения и, в конце концов, внушает безумные идеи.
Он идет к старухе заложить свои часы.
Он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, он отдает последние деньги, чтобы она не досталась мерзавцу, который за ней увязался.
Ощущение безысходности, отчаяния, бешенства и почти безумия.
6. Встреча с Мармеладовым.
Какова судьба М. и его семьи?
Почему Катерина Ивановна вышла замуж за Мармеладова?
Почему Соня стала блудницей?
Как М. объясняет причины, побудившие его на пьянство?
Как описана комната Мармеладовых?
В чем убеждает нас история семьи М.?
Вывод: Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один – смерть.
7. Письмо от матери.
Дуня, чистая, благородная, собирается замуж за Лужина, чтобы помочь брату сделать карьеру. Перед Р. Два пути: смириться перед участью родных, спокойно жить или попытаться что-то сделать для спасения своих близких.
Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.
8. Какой страшный сон приснился Раскольникову? Сон символический. Он вобрал в себя все его думы о зле и несправедливости в мире.
9. Разговор студента и офицера.
Этот разговор оказал чрезвычайное влияние на Раскольникова, как будто отвечал на его сомнения.
Какую характеристику старухе дают студент и офицер? Старуха ничтожная, жалкая, никому не нужная, которая сама не знает, для чего живет.
Чем оправдывают герои возможное преступление? На деньги старухи совершить тысячу добрых дел, посвятить себя служению человечеству.
Вывод:
К началу романа мы видим, что идея уже вызрела, обдумана, но окончательной решимости нет. Мы видим, как возмущается преступным замыслам человеческая природа. На протяжении всей 1 части идет борьба «за и против».
Перед Раскольниковым, который видит все эти ужасы, встают вопросы, которые начали давно терзать его:
«И этот человеческий мир так бесчеловечно устроен… А что же ты сделаешь, чтобы тому не бывать? Ведь тут же надо же что-нибудь сделать! Понимаешь ли ты это?!»
Раскольников решается на убийство старухи- процентщицы.
Социальные источники преступления Раскольникова:
Сострадание человеческому горю
Желание помочь униженным, на старухины деньги совершить добрые дела
Помочь себе и родным.
Д.З. прочитать сцены убийства, ч.2 гл.1-2.