МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РД
Провёл учитель
математики
Асилдаров Якуб А.
Вечер «поле математических чудес»
Цели и задачи:
1.Углубить знания учащихся;
2.Развить интерес у учащихся к математике;
3.Воспитать культуру математического мышления.
Ход игры:
I. Выбор участников игры.
На доске записаны два уравнения:
1) 4,7у-(2,9у+12,4)=1,9 2) 3,5х-(2,3х-3,8)=4,28
Первые девять учеников, правильно решившие уравнения, приглашаются для участия в игре «Поле математических чудес».
II. Из девяти участников определяется первая тройка игроков.
Предлагается устно ответить на один из следующих вопросов:
1).Сидоров отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит своё открытие в секрете. Почему?
Ответ: (Такой дроби нет).
2).В месяце три воскресенья выпали на чётные числа. Какой день недели был седьмого числа, этого месяца?
Ответ: (Пятница).
3).Иванов провёл 11 диаметров окружности. Потом он подсчитал число проведенных радиусов и получил число 21. Правильный ли его ответ?
Ответ: (Нет).
По результатам ответов определяется первая тройка участников.
Ведущий: Итак, мы начинаем игру капитал-шоу «Поле математических чудес». Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся.
Участвовать в игре должны все: Игроки, болельщики, родители, гости.
Игра первой тройки
В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, родителю, ведущему. Форма привета – песня, стихотворение и т.д.
Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из 2-х предложенных шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – сладкий приз (шоколадка). На сцену приглашается первая тройка участников игры.
Под музыкальную заставку на сцену поднимаются три участника игры и занимают места у барабана. Ведущий представляет учащихся, сообщает Ф. И. класс, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях и т.д.
Задание 1-й тройке
Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал что «… отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…».
В 1700г. Петром I-м он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. В. М. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его «вратами учености».
В знак признания достоинств этого математика Петр I-й пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.
Назовите фамилию этого великого математика .
Ответ: (Магницкий).
У
чащиеся отгадывают отдельные буквы на табло и слово в целом по аналогии с телеигрой «Поле чудес».
Экран с вращающимся волчком
Ассистенты «высвечивают» угаданные буквы и слово в целом. На экране с вращающимся волчком: числа – количество очков; «П»- приз; «+» - очки удваиваются; «Б» - банкрот.
Сектор «Приз».
Ведущий: Приз на сцену !
Ассистенты выносят черный ящик в котором находится приз: альбом, кассета;
-к совмещенный с транспортиром; общая тетрадь; номер художественной самодеятельности для участников игры; математический кроссворд, авторучка; коробка конфет и т.д.
Зал приветствует победителя первой тройки игроков. В это время на экране телевизора, установленного на сцене, следующее слово.
Ведущий: Еще раз поприветствуем первую тройку игроков и особенно победителя. Каждый из них заслужил приз. Призы на сцену!
Участники 1-й тройки занимают места в зале.
Игра со зрителями
Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз если его активность и математические способности отметит жюри. Для этого надо набрать как можно больше очков.
Задание № 1. Сколько горошин может войти в пустой стакан ?
Ответ: (Горошины не ходят).
Задание № 2. Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?
Ответ: (Один разбивает добычу на две части, а второй выбирает ту часть, которая ему нравится).
Задание № 3. Двое играли в шахматы 5 часов. Сколько времени играл каждый?
Ответ: (5 часов).
Игра II-й тройки (звучит музыка)
Ведущий: Вторая тройка на сцену!
А выбирают их по жеребьёвке, т.е. оставшиеся 6 участников вытаскивают жетоны. Те кому попали жетоны с цифрами 1, 2 и 3, включаются во вторую «тройку».
Задание II. Кто автор обозначения числа «П» =3,1415…? Он же впервые применил двоеточие для обозначения действия деления. Ответ: ( Джонс ).
Игра проходит по тому же сценарию.
Игра со зрителями.
Задание № 1. (задачу задает ученик).
По дороге вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я так же смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
И вопрос мой к вам таков
Сколько было петухов ?
Ответ: (7 петухов).
Задание № 2. Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах – голубые?
Задание № 3. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?
Ответ: (Этот человек родился 29 февраля, и день у него бывает один раз в 4-ре года).
Математический отдых
Сосчитай – не ошибись: Считаем до 30, вместо чисел, кратких трем произносим « Ай да я!».
Каждой руке – своё дело: Одновременно правой рукой рисуем прямоугольник, а левой -
- к.
Игра III-й тройки
Ведущий: Третья тройка на сцену!
Звучит музыка, третья тройка выходит на сцену, ведущий представляет игроков.
Задание третьей тройке
Ведущий: Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он ответил, что « в математике нет царской дороги ».
В истории Западного мира его книга после библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик? Ответ: (Евклид).
Поздравления победителей, вручение призов.
Игра со зрителями
Задание № 1. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?
Ответ: (Надо один из пустых мешков вложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую муку).
Задание № 2. Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше? Ответ: (квадрата).
Задание № 3. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1ч. 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь.
Ответ: (15 км/ч.).
Победителям игры со зрителями вручаются призы.
Финальная игра
Ведущий: Финалисты на сцену!
Звучит музыка, финалисты выходят на сцену.
Финальное задание
Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ IV в. до н.э., рассказал, что этот ученый, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоящая рядом с ним женщина посмеялась над ним, сказав: «Хотел знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит…».Древнегреческий учёный Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в астрономии, установил время равнодействий и солнцестояний . Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов». Кто этот учёный?
Ответ: (Фалес).
Поздравление и награждение победителя.
Жюри подсчитывает заработанные победителем игры очки и объявляет их. Вносят плакат:
Призы Очки
1. Набор чертёжных инструментов - 80
2. Транспортир -20
3. Общие тетради (2шт.) - 50
4. Фломастеры - 70
5. Сладкий приз - 35
6. Циркуль - 15
7. Четырехзначная матем-я таблица - 20
8. Набор карандашей - 30
9. Линейка -15
10. Дневник - 25.
Победитель выбирает на набранное количество очков призы.
Ведущий предлагает победителю суперигру.
СУПЕРИГРА
Ведущий: Древнегреческий ученый, придумавший способ выделения простых чисел. Разрешается открыть 5 букв (1 мин.).
Ответ: ( ЭРАТОСФЕН ).
Ведущий: Подведем итоги. Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел весело и интересно. До новых встреч.