«ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
Задача: подготовка артикуляционного аппарата детей к произношению звуков.
Ход:
- Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Логопед медленно, четко смыкает и размыкает зубы.)
- Чем закрывается домик? (Зубами.)
- Нижние зубы – это крылечко, а верхние зубы – это дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко, и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка».)
- Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Логопед показывает несколько раз широкий язык и прячет его.)
- Язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дайка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упражнение «Полакаем молоко».)
- А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет.
- Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет: «а-а-а».
- Услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и».
- Услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».
Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.
Сидел как-то раз Язычок в домике и стал хвастаться: «Я умею петь песни тихо, без голоса, и звонко, с голосом. Все эти песенки слышны в словах, которые говорят люди. Я умный-преумный! Вот какой я молодец!»
Услыхали Губы, как Язычок хвастается, и рассердились. «Вот как! Только ты один умный! Только ты умеешь песни петь! Мы тоже умеем песни петь. И наши песни тоже слышатся в словах, которые говорят люди. Вот послушай!»
Губы сомкнулись, пустили теплый ветерок и тихо, без голоса, запели: «П-П-П». Как запели губы?
Потом они включили голос, пустили теплый ветерок и звонко-звонко запели: «Б-Б-Б».
Губы стали широко открывать домик-ротик и запели тихо, без голоса «Па-па, папа». Как запели губы?
Затем они включили голос и звонко-звонко запели: «Ба-ба». Губы всё пели. Они звонко пели: «Би-би-би», так же сигналит машина. (Дети повторяют «би-би-би»). И вдруг Губы запели тихо: «Пи-пи-пи», как маленькие цыплята на дворе. (Дети повторяют «пи-пи-пи»).
Язычок внимательно слушал, как пели Губы. Ему стало стыдно, что он хвастался. Песни Губ ему очень понравились, и он попросил, чтобы Губы ещё раз спели все свои песенки.
- Давайте и мы с вами споём эти песенки.
Артикуляция звуков [К], [Г]
Долго сидел Язычок без дела. Решил он пошалить, покувыркаться. Он опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика: «К-К-К».
- Как стучал Язычок?
Потом язычок включил голос и стал звонко-звонко, с голосом стучать своей спинкой в потолок: «Г-Г-Г».
- Как стучал Язычок?
Затем Язычок широко открыл домик и запел тихо, без голоса: «ка-ка-Катя». Он включил голос и звонко-звонко запел: «га-га-Галя».
- Оказывается, можно петь песни не только хвостиком, но спинкой, - подумал Язычок. И Язычок стал придумывать стишки на эти песенки.
Артикуляция звука [Х]
Кувыркался, кувыркался Язычок, шалил, шалил, стучал спинкой в потолок, то тихо «к-к-к», то звонко «г-г-г».
- Как он стучал?
И, наконец, так устал, что незаметно для самого себя задремал. А хвостик у него так и остался опущенным вниз, спинка – поднятой горбом, только до потолка она уже не доставала. Задремал Язычок и стал похрапывать и из домика теплый ветерок выпускать: «х-х-х».
- Как похрапывал Язычок? Похрапим все вместе.
Но скоро Язычок проснулся, наверное, от собственного храпа, и стал хвастаться: «Даже во сне я умею песни петь. Опять я новую песенку придумал – «х-х-х». Эта моя песенка слышится в человеческом смехе. Некоторые люди смеются «ха-ха-ха», а другие «хи-хи-хи». Посмеёмся все вместе: ха-ха-ха, хи-хи-хи.
А теперь будем придумывать стишки с этой песенкой.
Артикуляция звуков [Т], [Д]
Однажды Язычок сидел в своём домике. Он поднял хвостик и стал тихо, без голоса, стучать хвостиком в верхнюю дверку: «т-т-т».
- Как стучал язычок?
«Это новая песенка, она поется тихо, без голоса, - сказал Язычок. – Попробую я включить голос и постучать в верхнюю дверку». Он включил голос и звонко-звонко застучал в верхнюю дверку: «д-д-д».
- Как стучал Язычок?
Потом Язычок широко открыл свой домик-ротик и начал стучать хвостиком тихо, без голоса. «Та-та-та», - запел Язычок. Это песенка барабана.
Артикуляция мягких согласных
Однажды Язычок сидел в своем домике. Ему стало скучно. Он приоткрыл свой дом и запел песенку весёлого барабана: «та-та-та». Он пел её легко, не напрягаясь, и песенка звучала твердо, как барабанная дробь.
- Как пел язычок? (Дети повторяют: «та-та-та»)
Потом Язычок подумал: «А если я спою эту песенку с напряжением мышц?» Он сделал шаг назад, опустил хвостик, поднял спинку и крепко-крепко прижался к потолку. «Тя-тя-тя», - запел Язычок. Теперь это была не песенка весёлого барабана, а новая песенка. Она звучала мягко.
- Как запел язычок?
Потом Язычок включил голос и запел: «дя-дя-дя, ня-ня-ня, ню-ню-ню».
Услыхали губы, что Язычок поёт мягкие песенки, напряглись и запели: «пя-пя-пя, пе-пе-пе, мя-мя-мя, бя-бя-бя».
А Нижняя Губа запела: «вя-вя-вя».
Так Язычок и Губы научились петь мягкие песенки. А потом они стали произносить слова, в которых слышатся мягкие песенки.
Артикуляция звуков [Ф], [В] и их дифференциация со звуками [С], [З]
Язычок проснулся рано и запел песенку водички – с, а потом песенку комара – з. Нижняя губа слушала-слушала и вдруг сказала: «Я тоже умею пускать ветерок и петь песни тихие и звонкие». «А ну-ка попробуй», - сказал Язычок.
Нижняя Губа быстро поднялась к верхней дверке домика, пустила ветерок и тихо, без голоса, запела: «ф-ф-ф».
«Да, это хорошая песенка, - сказал язычок. – Так фукает ежик. Это его песенка». Потом Губа запела звонко: «в-в-в». А Язычок сказал: «Так гудит самолет, когда летит высоко, высоко».
Затем Язычок и Нижняя Губа стали петь вместе: «с-с-с», - запел язычок, а Губа за ним – «ф-ф-ф»; «з-з-з», - пел Язычок, «в-в-в», - вторила Губа.
Артикуляция звука [С]
Язычок долго сидел в закрытом домике. Надоело ему так сидеть, открыл он домик и запел: «и-и-и». Он стал тонким и широким, прижал хвостик к крылечку, быстро закрыл домик и сильно подул, пустил холодный ветерок. (Логопед показывает артикуляцию [с].)
- Вот какая хорошая песенка получилась, как будто вода из крана льётся - подумал язычок и опять запел: «с-с-с».
- А теперь споём все вместе, как пел язычок. (Дети произносят длительно: «с-с-с».)
Артикуляция звука [З]
Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто её пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса, а Язычку захотелось спеть песенку звонкую, с голосом. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко-звонко запел: «з-з-з». «Это новая песенка, - сказал Язычок, - это песенка комара. Комар так поет, когда летит и хочет кого-то укусить».
Споём все вместе песенку комара. (Дети произносят: «з-з-з».)
Подготовительные упражнения для артикуляции звуков [Ш], [Ж]
Сидел Язычок в своём домике. Задумал он посмотреть, что делается на улице. Он открыл свой домик и выглянул. На улице было хорошо и тепло. Решил язычок поиграть. Вообразил, что он лисичка. Распустил хвостик, чтобы он был широким, и выставил его на улицу, пусть погреется на солнышке. Вот так. (Показ.)
Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и поднял хвостик кверху. Вот так. (Показ.) И домик он закрыл, чтобы собака не вбежала, а хвостик всё держал поднятым кверху.
Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостика не опускал. Уж очень он боялся, что собака откусит у него хвостик. Он всё время держал хвостик поднятым кверху. Вот так. (Показ.)
- Сделаем все вместе. (Дети открывают рот и поднимают язык.) Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик всё держал поднятым кверху. Вот так. (Показ.) Но собаки нигде не было. Она давно убежала.
Артикуляция звука [Ш]
Сидел Язычок дома и вспомнил, как он испугался собаки, как поднимал хвостик кверху и прятался в домик. Он поднял хвостик широкой чашечкой кверху, сделал шаг назад в своём домике. Он закрыл домик, а хвостик всё держал поднятым, губы сделал колесом, пустил тёплый ветерок и запел: «ш-ш-ш». «Это новая песенка, - сказал Язычок. – Так шипит сердитый гусь, когда хочет кого-нибудь ущипнуть».
Артикуляция звука [Ч']
Захотелось Язычку спеть песенку паровоза. Он поднял хвостик, сделал шаг назад в своём домике, стал хвостиком стучать в потолок «ть-ть-ть», пустил ветерок и у него получилось: «ч-ч-ч». Обрадовался Язычок, что научился петь песенку паровоза.
- Споем все вместе песенку паровоза.
Артикуляция звука [Л]
«Попробую я тоже спеть песенку индюка», - сказал Язычок. Он надул щеки, забегал взад-вперёд и заклокотал, как индюк: «БЛ-БЛ-БЛ».
- Как клокочет индюк? (Дети повторяют: «бл-бл-бл».) Потом Язычок перестал бегать, надул щёки, крепко прижал широкий хвостик к верхней дверке и звонко запел: «л-л-л». «Это тоже похоже на песенку индюка, - сказал Язычок, – такая песенка слышится в речи людей. Она звучит твердо».
Артикуляция звука [Л']
Однажды Язычок услыхал звук колокольчика. Он открыл домик и увидел, что маленький Петя бегает по двору и размахивает колокольчиком. А колокольчик звенит: «ли-ли-ли».
- Как звенит колокольчик? (Дети повторяют.) Язычку очень понравилась песенка колокольчика, и он захотел её спеть. Он поднял хвостик, ударял хвостиком в верхнюю дверку и звонко пел: «ли-ли-ил». «Это новая песенка – песенка звонкого колокольчика, - сказал Язычок. Она звучит мягко».
Артикуляция звука [Р]
Язычок сидел в своём домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку мотора самолёта. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик. (Показ.) Язычок подставил бумажку и снова запел: «р-р-р». Бумажка отклонилась. (Показ.) Язычок обрадовался и сказал: «Вот я и научился петь песенку мотора самолёта. Ведь это самая трудная песенка!»