Викторина «Логопедическая мозаика»
Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.
Задачи:
Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза
Развивать умение образовывать прилагательные от имен существительных
Закрепить знания о предметах окружающего мира
Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Для проведения логопедической викторины, объединить учащихся в две команды. Каждая команда придумывает себе название. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносятся в протокол. Для определения очередности проводится жеребьевка.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: В течение года вы активно посещали логопедические занятия, занимались на уроках русского языка. Настало время проверить – чему вы научились за этот год. В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно.
Сегодня в нашем игровом сражении участвуют две команды: 1 команда «Звуки», 2 команда «Буквы»(представление).
Напомните мне, чем отличаются буквы от звуков?
Разминка.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Послушайте стихотворение «Разные звуки» и дополните его соответствующими звуками.
Где-то собаки рычали: р-р-р-р
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-р-р-р.
В небе далеком гудел самолет: л-л-л-л.
Свистели от ветра все провода: с-с-с-с.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з-з-з.
И так, мы начинаем!
I раунд «Вопрос – ответ»
Всем участникам будут даны 10 вопросов и варианты ответов на специальных бланках (раздаются учащимся). Вам нужно внимательно выслушать вопрос и выбрать правильный вариант ответа, выделив его кружком.
Оценивание: за каждый правильный ответ каждый участник команды получает 1 балл. В итоге баллы суммируются.
Бланк:
Вопросы | Варианты ответов |
1. Сколько гласных букв в русском алфавите? | 5, 10, 8 |
2. В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв? Так ли это? | Да, нет |
3. Сколько слогов в слове ФРУКТ? | 3, 2, 1 |
4. Сколько дней в неделе? | 5, 3, 7 |
5. Туловище совы покрыто перьями. Так ли это? | Да, нет |
6. Метро – воздушный вид транспорта. Так ли это? | Да, нет |
7. Если сегодня понедельник, то какой день будет послезавтра? | Среда, суббота |
8. Выбери зимние месяцы. | Июнь, январь, декабрь, сентябрь, май, февраль, август |
9. Сколько ног у паука? | 4, 6, 8 |
10. Нет ни одного слова, которое начинается на звук Ы. Так ли это? | Да, нет |
II раунд «Звуковая меморина»
На слайде 12 картинок: забор, заяц, лампа, лук, гранат, груша, морковь, мухомор, аист, арбуз, корона, кровать.
Задание: найти пары картинок, названия которых начинается на одинаковый звук.
Команды по очереди называют пары слов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
III раунд «Шифровальщики»
Каждый участник получает набор цифр на карточке (зашифрованное слово). Тема: «Школьные принадлежности». Слова: карандаш, линейка, учебник, дневник, резинка.
Задание: расшифровать слово, пользуясь таблицей на слайде.
а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
х | ц | ч | ш | щ | ъ | ы | ь | э | ю | я |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
Игра со зрителями «Вершки и корешки».
Перечислите, какие вы знаете овощи.
Ответы детей.
У одних овощей мы едим только то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что находится в земле (корешки).
Ведущий называет овощи: капуста, морковь, баклажан, свекла, картофель, кабачок, помидор, яблоко (фрукт), огурец, редис, лимон (фрукт).
Задание: зрители должны поднять руки вверх, если в названном овоще в пищу идет «вершок», если «корешок» - садятся на корточки, опускают руки вниз.
IV раунд «Заморочки из бочки».
Задание: образовать новые слова по образцу:
Игрушка из пластмассы –пластмассовая
Лапа собаки - .......
Голова волка - ......
Голова льва - .......
Гнездо вороны - ......
Перо гуся - ........
Перо курицы - ........
Шуба из меха - .......
Перчатки из кожи - ......
Стул из дерева - ......
Ваза из стекла - .......
Крыша из железа - ......
Носки из шерсти - ........
V раунд «Озорные буквы».
Что случилось? Что случилось?
Не могу никак понять.
Наши буквы заблудились,
Невозможно прочитать.
Пришло письмо от Незнайки. Он просит нас помочь ему исправить ошибки.
Задание: переставь буквы так, чтобы слово читалось правильно.
На доске вывешиваются слова из букв разрезной азбуки. Члены обоих команд (по два человека) одновременно выходят к доске и исправляют ошибки в словах. Для каждой команды дается 4 слова:
1 команда | 2 команда |
КАТРА ЛЕКАСТРВО ЯЛБОКО РКЫЖОВНИК | ЗАТВРА КЛУНБИКА ВЕДМЕДЬ КАТРОФЕЛЬ |
Пока жюри подводит итоги, мы с вами сыграем в игру «Закончи предложение». Участвовать могут и участники команд, и зрители.
- Такой же пушистый, как...
- Такой же веселый, как...
- Такой же колючий, как...
- Такой же хитрый, как...
- Такой же пушистый, как...
- Такой же смелый, как...
- Такой же добрый, как...
- Такой же толстый, как...
- Такой же трусливый, как...
- Такой же мягкий, как...
Подведение итогов. Награждение победителей.