СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомста с Святой Варвары Великомученицы.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»

Государственное бюджетное учреждение общеобразовательная организация

Запорожской области

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Энергодар

(ГКУ ОО ЗО «СОШ №2» г. Энергодар)











ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ


по учебному предмету «Технология»:


«Варварин день»















Подготовила:

Родионова

Наталия Михайловна,

учитель технологии,

специалист высшей категории,

учитель-методист





Энергодар

2023

День всех вышивальщиц


Зал украшен выставкой: вышивок, рушников, салфеток; столы накрыты скатертями, посередине - самовар и пирог. За столом сидят девочки – вышивальщицы, имитируют работу и поют песню «Вышивание».

Православные христиане хорошо знают дату 17 декабря как день Святой Варвары Великомученицы. Это покровительница всех вышивальщиц, тех, кто создает красоту, украшает нашу жизнь, кто любит трудиться.


Учитель: Добрый день, дорогие друзья, гости нашей встречи, мы рады вас приветствовать в нашей гостиной - в день Варвары – покровительницы вышивальщиц. Стало доброй традицией в этот день вышивальщицам составлять рисунки будущих вышивок, но иголку в руках держать нельзя.

Но перед этим школьницы узнали о судьбе девушки Варвары, свято верившей в учение Христа, которая вопреки воле отца приняла христианство. Испытала на себе истязания, после которых невозможно выжить, но Иисус Христос укрепил ее силы, и она выдержала все. Славилась Варвара мастерством рукоделия и по легенде, она вышивала ризы самому Христу. С тех пор и просят все вышивальщицы помощи у Святой Варвары, ищут вдохновения и благословения у святого лика.

Учитель: Да, сегодня мы считаем вышивку одной из древнейших искусств, она славится своим разнообразием, с ней связано много легенд, песен. А как прекрасна ее цветовая гамма, давайте окунемся в историю вышивки.

Старшеклассница знакомит с цветовой гаммой.

Учитель: Вышивка - одно из древнейших видов искусства, возвращается к нам в своем разнообразии. Древнейшие вышивки найдены археологами при раскопке Скифских курганов. Это остатки одежды, украшенные вышивкой, золотыми, серебряными, шелковыми нитями, бисером, аппликацией.

Образцы старинной вышивки поражают нас простотой, лаконичностью и одновременно изяществом и разнообразием.

Вышивка – одно из мало изученных видов искусства. Её красота и глубокий смысл, необходимы нам сейчас не менее, чем в прошлом.

В домашнем быту широко использовали платочки. Платок был необходим богатому и бедному, старому и молодому. Невеста дарила жениху платок, вышитый её руками, из полотна, сотканного ею. В настоящее время платок заменила салфетка. На ней можно широко использовать различные узоры, в том числе народные мотивы.

На празднике Варвары, 17 декабря, девочки начинали готовиться вышивать свадебные платочки - квадратики, без которых не обходилась свадьба, платочки дарили каждому гостю.

Это праздник вышивальщиц, но иголку в руках не держали. Мама вносила в дом полотно, чтобы Варварой благословилось. На платочке девочки рисовали незатейливые узоры, водя угольком по платку. Великомученица Варвара, которая славилась вышивальщицей, звалась ими на помощь.

В холодные зимние деньки и вечера собирались девушки и женщины, чтобы, сидя у теплой печи, повышивать, попеть песни и просто побеседовать- поделиться и бедой и радостью. И называли этих женщин - вышивальщицы.

Давайте сегодня отдадим должное труду вышивальщиц, этому простому и нужному искусству. Бог нам создал мир, а человека, чтобы он украсил этот мир. И они украшали и украшают этот мир прекрасными гаммами цветов- наши вышивальщицы.

Сегодня мы имеем чудесную возможность познакомиться с работами рукодельницы, которые предоставила нам Альбина Федосеевна, учительница нашей школы. Эти прекрасные скатерти, которые на столах - работы её мамы. Альбина Федосеевна, прошу Вас немного рассказать о своей маме, её работах (Рассказывает о работах).

Учитель: Как прекрасно, что сохранена добрая семейная традиция – хранить память о своих родных, о своих корнях и продолжать дело своих предков, продолжать их начинания еще более творчески, усовершенствуя во всем. А сейчас я хотела бы познакомить вас с символами, используемыми в вышивке, и их значениями. Я приглашаю старшеклассницу, которая познакомит нас с символами вышивки.

Старшеклассница: В одежде наших прадедов вышивка выполняла не только декоративную функцию, но и символическую. Каждый символ имел определенное значение и передавался декоративным способом. Люди верили, что эти символы охраняли их и их хозяйство от злых духов и приносили счастье. Поэтому их ещё называли оберегами. Дом был украшен рушниками, на окнах и дверях, на иконах. Ученые пытаются восстановить потерянные символические значения.

Известно, что прямая горизонтальная линия символизировала землю, треугольник -горы. Круг, квадрат, ромб – солнце или луну. Скрещенные линии – огонь или молнию. Цепочка ромбов символизировала дерево жизни. Посланцами весны, символом счастья считали птицы. Наличие двух птиц - знак любви, бракосочетания. Поэтому на свадебных полотенцах мы видим павлинов или других птиц, увенчанных короной или венком -символом Божего благословения. Брачную пару символизируют голуби, которые обязательно повёрнуты друг к другу. Часто в клюве они держали калину, что являлось символом новой семьи.

Большое значение в символике уделялось растительности. Дуб - символ мужества и силы. Поэтому часто на мужских сорочках изображали дубовые листья и веточки. Соединение дуба и калины символизирует нераздельность силы и красоты.

С давних пор мак считают чародейным, оберегающий от всякого зла, символизирует неумирающую память о погибших.

Учитель: Ну что же, дорогие гости, пришло время нам приступить к практической работе по вышивке. А так как в Варварин день иголку в руки не брали, девочки будут выполнять узоры угольками.

Старшеклассница раздаёт салфетки, угольки, звучит музыка, девочки выполняют узоры.

Учитель: А сейчас мы посмотрим и ознакомимся с работами наших вышивальщиц, что же они изобразили угольками на своих салфетках. Ведь все вы знаете, что вышивка носит не только декоративную, но символистическую функцию: прямая линия – земля, волнистая – вода и т.д. Девочки, прошу вас рассказать и показать свои работы.

Учащиеся показывают и рассказывают о своих работах.

Учитель: Спасибо, девочки, за интересные работы. И, как говорится, сделал дело – гуляй смело. А на улице – морозные деньки, и как же не угостить гостей горячим чаем из традиционного самовара и не отведать чудесный сладкий пирог? Всех, кто к нам пришёл, просим за стол. (Пьют чай с пирогом).

Учитель: Огромное спасибо всем, кто принял участие в нашей встрече. Теперь вы, наверно, знаете, кто такая Варвара Великомученица, все поверия, что с ней связаны, познакомились с работами наших вышивальщиц.