Внеклассное занятие
«Дружба начинается с улыбки» для учащихся 2 класса
Цель:
-формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности;
- расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе;
-обсудить, чем дружба отличается от товарищества;
-научить различать привязанность и настоящую дружбу.
Задачи:
-формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
-воспитывать чувство сопричастности друг к другу
-способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;
- воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
- способствовать развитию эмоциональной сферы личности.
Формируемые УУД:
1. Предметные:
а) Выявить представление детей о том, что такое «дружба», «друг».
б) Учить видеть, понимать, оценивать поступки других, объяснять свои суждения.
2. Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
- формирование умение работать в группах
Познавательные:
- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
- формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение)
Регулятивные:
- формировать умение определять цель учебной деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
- формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки;.
Личностные:
-Формировать положительную мотивацию к обучению;
-Формировать умение ценить и принимать базовые ценности («настоящий друг»)
Оборудование: интерактивная доска; электронная презентация, дерево с яблоками , заготовки пословиц.
Ход занятия. I. Организация класса. Эмоциональный настрой.
Учитель. Ребята, прозвенел звонок.
Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом.
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем –
Настроение поднимем
Улыбнувшись лишь друг другу!
- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы поднять настроение
- Какая главная мысль в этом стихотворении?
Дружба начинается с улыбки.
II.Сообщение темы и цели занятия.
Учитель: Ребята, вы готовы определить тему нашего занятия? О чём мы будем сегодня говорить?
Учитель. Правильно, о дружбе.
- А какую цель мы поставим перед собой?
Цель сегодняшнего занятия: рассказать о друзьях и дружбе, попытаться понять, каким же должен быть настоящий друг; выработать правила дружбы и поместить эти правила в наш классный уголок.
III. Актуализация знаний. 1.Вступительное слово учителя:
Учитель.: Я хочу вам рассказать такую притчу:
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое и попросились на ночлег.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
2. Постановка проблемы.
Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей.)
– Какое решение он принял? (Ответы детей.)
– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)
3.Работа с толковым словарём.
-Так что же такое «Дружба?»
Давайте найдём толкование этого слова в словаре.
В толковом словаре слово Дружба – это – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
Какое прекрасное слово – ДРУЖБА. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово – ДРУЖБА и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, в котором мы живем, которое дарит нам прекрасное общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней; друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе плохо.
4. Беседа с учащимися.
Учитель. Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, на секциях, в кружках, можно назвать друзьями?
-Послушайте стихотворение
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я тот день забыл пенал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог,
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то.
А теперь представлен счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.
- Кого мы называем другом?
- Какие качества у него будут главными?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
IV. Организация деятельности:
Учитель: Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
Сейчас мы с вами поиграем.
Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.
Один ученик распределяет слова в два столбика:
Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Враньё. Сострадание. Верность. Драчливость. Предательство. Справедливость. Взаимовыручка. Грубость. Обидчивость.
- Прочитаем ещё раз качества, какими должен обладать настоящий друг.
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод: хороший ли я друг?
Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться быть настоящим Другом.
Разбор ситуаций
Учитель: Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? Иногда это сделать трудно. Давайте посмотрим несколько сценок по рассказам В. Осеевой.
«До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли
по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье.
Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
— Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Учитель: Что означают слова воспитательницы «Ваша дружба до первого дождя»??
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки – первоклассницы: Соня и Вера. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. Они с гордостью всем говорили:
- Мы – подружки! Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже ...
Учитель: Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?
Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?
«Заколка»
Маша потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она очень расстроена и готова заплакать. Рядом стояли два одноклассника – Петя и Максим. Заметив это, Петя стал смеяться над Машей, называть её Машей-растеряшей:
- Ну и Маша. Маша – растеряша!
А Максим подошел к ней, попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерянную заколку.
Учитель: Кто из мальчиков оказался настоящим другом?
А какой совет вы можете дать Пете?
(Другу всегда помогай, друга всегда выручай. Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна. Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию. Добрые дела всегда нужны и приятны людям. Помогать друг другу, не бросать в беде.)
V.Физминутка Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю немного отдохнуть и сделать зарядку под нашу любимую песню «Дружба» группы «Барбарики»
VI. Осуществление деятельности.
Учитель: Да, только с другом нам хорошо, только с ним мы можем всего
добиться и преодолеть любые преграды.
1.Стихи о дружбе
Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу
Ведь дружба — это ценный дар!
2.Пословицы о дружбе
Работа в группах
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу». Есть начало пословиц и их концовки, но они перепутались. Поработайте в паре, посовещайтесь и соедините нужные части.
А потом проверим на экране.
«Нет друга - ищи, не купишь».
«Старый друг лучше разобьёшь, не сломаешь»
«Не имей 100 рублей, что дерево без корней».
«Человек без друзей, а имей 100 друзей».
«Дружба – как стекло: новых двух».
«Друга за деньги а нашёл – береги».
«Сам погибай, в беде».
«Друг познается а человек друзьями».
«Дерево сильно корнями, а товарища выручай».
3. Правила дружбы.
Ребята, а чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Какие вы знаете?
Вот некоторые из них. (Читают ученики по очереди.)
Основные законы дружбы.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Учитель:
Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
-Вы согласны с этими законами дружбы? (ответы детей)
- Принимаем их? (Да.)
Эти законы я оставляю вам и надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, будете стараться выполнять законы дружбы.
VII. Подведение итогов
Учитель: Перед вами лежат рисунки яблок. Когда на дереве появляются первые, ещё незрелые яблоки, то какие они? (зеленые)
А когда яблоки созреют, нальются теплом солнца, сладостью, то какими они чаще всего становятся? (желтые)
Подумайте, а вы уже научились дружить? Наши «яблочки» созрели для настоящей дружбы?
Если «да», то возьмите желтое яблоко, если кто – то ещё не созрел, а только учиться быть настоящим другом, то возьмите зелёное яблоко. Теперь свои яблочки прикрепите к дереву дружбы.
- Каких яблок больше на нашем дереве дружбы?
-Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Тогда все наши яблочки согреются теплом и светом! Зеленых яблок со временем не останется, все они станут желтыми, золотистыми, дружными!
Учитель: А закончить наш классный час я предлагаю песней о дружбе.
(Звучит песня «Песенка друзей». Дети поют её все вместе.)
VIII. Рефлексия
-Ребята, какое у вас сейчас настроение?
- Давайте улыбнемся друг другу и скажем : «Давайте жить дружно!»
11