СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Кто такой культурный человек"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Кто такой культурный человек"»

ГКОУ «БСШИ №3»









Методическая разработка

открытого воспитательного мероприятия (классного часа)

для учащихся 7 класса

по теме:

«Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»









Подготовила: воспитатель Магомедова М.Г.










Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.


Задачи:

  • познакомить учащихся с широким смыслом понятия «культурный человек»;

  • сформировать убеждение в необходимости этического регулирования человеческих взаимоотношений;

  • дать учащимся представление о нравственных ценностях как составной части культуры;

  • обеспечить условия для выработки оценочного отношения к себе, окружающему миру, для закрепления у учащихся правил хорошего поведения, доброго отношения к людям;

  • формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития коммуникативных навыков и успешной социализации.

Методы и приемы:

  1. Словесный: объяснение, беседа, диалог, дискуссия.

  2. Наглядный: демонстрация презентации.

  3. Практические: кейс-технология, проектная технология, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, документ-камера, канцелярские принадлежности, бумага, конверты с заданиями для работы в подгруппах (приложение 1 и 4), электронная презентация, треугольники из цветной бумаги желтого и синего цвета, памятки «Я - культурный человек».



Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность.

коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью;

общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций;

компетенции личностного самосовершенствования: забота о здоровье, внутренняя экологическая культура;


учащийся должен: представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.









Содержательный компонент классного часа

п/п

Ход классного часа

Формируемые компетенции

Время (мин.)

1

Вступительная часть.

Приветствие, эмоциональный настрой, самоопределение к деятельности, актуализация вопроса, рассматриваемого на классном часу.

Коммуникативные

Регулятивные компетенции (самоопределение к деятельности)

Учебно-познавательные

Личностные компетенции

5 минут

2

Основное содержание:

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».


Коммуникативные компетенции

Общекультурные компетенции:

Компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-познавательные компетенции

Личностные компетенции

30 минут

3

Заключительная часть.

  1. Заключительное слово классного руководителя

  2. Рефлексия

Учебно-познавательные компетенции

Коммуникативные компетенции

Регулятивные компетенции

Личностные компетенции

5 минут

Ход классного часа

  1. Вступительная часть

При входе в аудиторию всем учащимся предложено выбрать бумажный треугольник из двух цветов. Таким образом, происходит деление коллектива на команды, по цветовому решению: они садятся за стол, на котором табличка совпадает с цветом треугольника. На столах лежат сигнальные карточки красного цвета, для того чтобы сигнализировать педагога о готовности группы.

Классный руководитель: Здравствуйте ребята! Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

Учащиеся выполняют задание.

Классный руководитель: Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. А как вы понимаете слово «совершенство»?

Примерные ответы учащихся: отсутствие недостатков, безупречность, идеально.

Классный руководитель: Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы учащихся: Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду; за дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают; плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды  хорошие

Классный руководитель: Можно сказать, что садовая яблоня совершенна?

Примерные ответы учащихся: да, возможно.

Классный руководитель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы учащихся: Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Классный руководитель: Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Примерные ответы учащихся: С культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Классный руководитель: Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы учащихся: Можно сделать прививку от гриппа; можно привить правила культуры,  хорошие манеры; можно привить хорошие навыки, привычки.

Классный руководитель: Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он  станет?

Примерные ответы учащихся: Культурным человеком.

Классный руководитель: Что значит быть культурным человеком?

Примерные ответы учащихся: Это значит соблюдать правила культурного поведения; значит вести себя так, чтобы себя не опозорить; значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Классный руководитель: Сегодня на нашем классном часу мы с вами постараемся ответить на очень важный вопрос: Легко ли быть культурным человеком?




  1. Основное содержание

Классный руководитель: Скажите мне, каким способом мы сможем это сделать?

Учащиеся предлагают свои варианты.

Классный руководитель: Для того чтобы, ответить на этот вопрос, я предлагаю вам вывести формулу Культурного человека. Ребята, а что такое формула?

Учащиеся отвечают.

Классный руководитель: Формула - точное определение какого-нибудь понятия или закона.

А вы знаете какие-нибудь формулы?

Как в любой формуле (в математике, физике, химии) есть несколько основных составляющих. Давайте попробуем их вместе найти, согласны? Давайте начнем. Так как мы выводим с вами формулу Культурного человека, скажите мне, пожалуйста, как называют свод правил поведения, принятых в обществе?

Ответы учащихся: Этикет

Классный руководитель: Отлично. Правил этикета много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.  Но  все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам.

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа – половина ряда)

  1. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)

  2. Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)

  3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)

  4. Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)

  5. Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)

  6. Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)


Учащиеся работают в группах. После выполнения зачитывают получившиеся пословицы.

Классный руководитель: Вы справились и с этим заданием. Некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе, определяют моральные качества человека. Какие это качества? Я начну, а вы продолжите … Вера, любовь, доброжелательность, порядочность, патриотизм, справедливость. Все это заключено в понятии - НРАВСТВЕННОСТЬ.

Классный руководитель: В океане человеческой культуры можно увидеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству. Каждый человек в своей жизни стоит перед выбором, совершает поступки, определяющие его дальнейшую судьбу.

Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны. То есть деятельность, направленная на создание, а не разрушение- это СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».

Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

  1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери

  1. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.

(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»

  1. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто

  1. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

  1. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»

  1. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске

  1. Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.

(Нужно сказать: «Простите»)

  1. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.



Классный руководитель: Сегодня мы постарались вывести формулу культурного человека. Давайте еще раз посмотрим на нее.


Каким же должен быть культурный человек?

Учащиеся читают обобщающий слайд.

Классный руководитель: Ребята, легко ли быть культурным человеком?

Примерные ответы учащихся: нет, это очень трудно.

  1. Заключительная часть.

Классный руководитель: Высокая культура ключ к человеческому счастью. Именно она делает возможными такие человеческие завоевания как, - истинная любовь, преданная дружба, добродетельность, материальный достаток, успехи в жизнедеятельности, уважение в обществе и радость общения с людьми, здоровье человека и его близких, и другие, составляющие условия счастья. Я надеюсь, что каждый из вас осознал, что значит быть культурным человеком, в какой степени каждый из вас является таким, и над чем ещё необходимо потрудиться некоторым из вас.

Классный руководитель: Поделитесь с нами открытиями, которые вы сделали сегодня на нашем занятии. Что вас больше всего удивило? Что вас огорчило? О чем заставило задуматься?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.



5. Подведение итогов.

Классный руководитель. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Примерные ответы детей.

– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга

– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся

– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей