ГКОУ «БСШИ №3»
Методическая разработка
открытого воспитательного мероприятия (классного часа)
для учащихся 7 класса
по теме:
«Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»
Подготовила: воспитатель Магомедова М.Г.
Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Задачи:
познакомить учащихся с широким смыслом понятия «культурный человек»;
сформировать убеждение в необходимости этического регулирования человеческих взаимоотношений;
дать учащимся представление о нравственных ценностях как составной части культуры;
обеспечить условия для выработки оценочного отношения к себе, окружающему миру, для закрепления у учащихся правил хорошего поведения, доброго отношения к людям;
формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития коммуникативных навыков и успешной социализации.
Методы и приемы:
Словесный: объяснение, беседа, диалог, дискуссия.
Наглядный: демонстрация презентации.
Практические: кейс-технология, проектная технология, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, документ-камера, канцелярские принадлежности, бумага, конверты с заданиями для работы в подгруппах (приложение 1 и 4), электронная презентация, треугольники из цветной бумаги желтого и синего цвета, памятки «Я - культурный человек».
Планируемые результаты:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность. | коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью; общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций; компетенции личностного самосовершенствования: забота о здоровье, внутренняя экологическая культура; | учащийся должен: представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами. |
Содержательный компонент классного часа
№ п/п | Ход классного часа | Формируемые компетенции | Время (мин.) |
1 | Вступительная часть. Приветствие, эмоциональный настрой, самоопределение к деятельности, актуализация вопроса, рассматриваемого на классном часу. | Коммуникативные Регулятивные компетенции (самоопределение к деятельности) Учебно-познавательные Личностные компетенции | 5 минут |
2 | Основное содержание: 1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию 2. Работа в группах. «Проблемные вопросы» 3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?» 4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея». | Коммуникативные компетенции Общекультурные компетенции: Компетенции личностного самосовершенствования Учебно-познавательные компетенции Личностные компетенции | 30 минут |
3 | Заключительная часть. Заключительное слово классного руководителя Рефлексия | Учебно-познавательные компетенции Коммуникативные компетенции Регулятивные компетенции Личностные компетенции | 5 минут |
Ход классного часа
Вступительная часть
При входе в аудиторию всем учащимся предложено выбрать бумажный треугольник из двух цветов. Таким образом, происходит деление коллектива на команды, по цветовому решению: они садятся за стол, на котором табличка совпадает с цветом треугольника. На столах лежат сигнальные карточки красного цвета, для того чтобы сигнализировать педагога о готовности группы.
Классный руководитель: Здравствуйте ребята! Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
Учащиеся выполняют задание.
Классный руководитель: Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. А как вы понимаете слово «совершенство»?
Примерные ответы учащихся: отсутствие недостатков, безупречность, идеально.
Классный руководитель: Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы учащихся: Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду; за дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают; плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие
Классный руководитель: Можно сказать, что садовая яблоня совершенна?
Примерные ответы учащихся: да, возможно.
Классный руководитель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы учащихся: Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Классный руководитель: Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Примерные ответы учащихся: С культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Классный руководитель: Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы учащихся: Можно сделать прививку от гриппа; можно привить правила культуры, хорошие манеры; можно привить хорошие навыки, привычки.
Классный руководитель: Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Примерные ответы учащихся: Культурным человеком.
Классный руководитель: Что значит быть культурным человеком?
Примерные ответы учащихся: Это значит соблюдать правила культурного поведения; значит вести себя так, чтобы себя не опозорить; значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Классный руководитель: Сегодня на нашем классном часу мы с вами постараемся ответить на очень важный вопрос: Легко ли быть культурным человеком?
Основное содержание
Классный руководитель: Скажите мне, каким способом мы сможем это сделать?
Учащиеся предлагают свои варианты.
Классный руководитель: Для того чтобы, ответить на этот вопрос, я предлагаю вам вывести формулу Культурного человека. Ребята, а что такое формула?
Учащиеся отвечают.
Классный руководитель: Формула - точное определение какого-нибудь понятия или закона.
А вы знаете какие-нибудь формулы?
Как в любой формуле (в математике, физике, химии) есть несколько основных составляющих. Давайте попробуем их вместе найти, согласны? Давайте начнем. Так как мы выводим с вами формулу Культурного человека, скажите мне, пожалуйста, как называют свод правил поведения, принятых в обществе?
Ответы учащихся: Этикет
Классный руководитель: Отлично. Правил этикета много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам.
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа – половина ряда)
Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)
Учащиеся работают в группах. После выполнения зачитывают получившиеся пословицы.
Классный руководитель: Вы справились и с этим заданием. Некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе, определяют моральные качества человека. Какие это качества? Я начну, а вы продолжите … Вера, любовь, доброжелательность, порядочность, патриотизм, справедливость. Все это заключено в понятии - НРАВСТВЕННОСТЬ.
Классный руководитель: В океане человеческой культуры можно увидеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству. Каждый человек в своей жизни стоит перед выбором, совершает поступки, определяющие его дальнейшую судьбу.
Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны. То есть деятельность, направленная на создание, а не разрушение- это СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.
Мальчики выходят к доске.
Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери
Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.
(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто
За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске
Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.
(Нужно сказать: «Простите»)
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
Классный руководитель: Сегодня мы постарались вывести формулу культурного человека. Давайте еще раз посмотрим на нее.
Каким же должен быть культурный человек?
Учащиеся читают обобщающий слайд.
Классный руководитель: Ребята, легко ли быть культурным человеком?
Примерные ответы учащихся: нет, это очень трудно.
Заключительная часть.
Классный руководитель: Высокая культура ключ к человеческому счастью. Именно она делает возможными такие человеческие завоевания как, - истинная любовь, преданная дружба, добродетельность, материальный достаток, успехи в жизнедеятельности, уважение в обществе и радость общения с людьми, здоровье человека и его близких, и другие, составляющие условия счастья. Я надеюсь, что каждый из вас осознал, что значит быть культурным человеком, в какой степени каждый из вас является таким, и над чем ещё необходимо потрудиться некоторым из вас.
Классный руководитель: Поделитесь с нами открытиями, которые вы сделали сегодня на нашем занятии. Что вас больше всего удивило? Что вас огорчило? О чем заставило задуматься?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
5. Подведение итогов.
Классный руководитель. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?
Примерные ответы детей.
– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга
– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся
– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей