СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Азбука нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Азбука нравственности"»





Согласовано на МО

руководитель МО ___________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Азбука нравственности»

для 3 класса "А"

на 2021-2022 учебный год

(в соответствии с ФГОС)

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№ 373»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г.№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Основная цель программы –создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры обучающихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.

Задачи:

-образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;

-формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;

-развитие толерантности в общении обучающихся;

-формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» ;

-вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;

-воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.


Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов, чтение книг.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. 

Принцип следования нравственному примеру.

 Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.


Общая характеристика курса .

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме курса «Азбука нравственности».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.






Место предмета в учебном плане


На изучение программы по внеурочной деятельности «Азбука нравственности» в 3 классе на­чальной школы отводится 1 ч в неделю - 34 ч (34 учебных недель).


2.Содержании программы:


1.«Школьный этикет»( 8 часов)

Что такое школьная дисциплина?

Люби книгу.  Работа в классной библиотеке - ремонт книг.

Люби книгу.   Экскурсия в школьную библиотеку.

Люби книгу.   Экскурсия в сельскую библиотеку.

Твоя школа. Стихи и загадки о школе, школьной жизни.

Твой класс.  Обязанности в классе.

Твой класс.  Игры на сплочение коллектива.


2. «Правила общения» (8 часов)

Внимательность к окружающим.

Обязательность. Дал слово - держи его.

Разговор по телефону с друзьями.

Доброжелательность в общении.

Поступки твои и других (их оценка).


3. «О трудолюбии. Культура внешнего вида» (10 часов)

«Учусь все делать сам».  Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка».

«Учусь все делать сам».   Пришивание пуговиц.

Помогаю своим трудом дома и в школе.

Что значит быть бережливым?

Правила личной гигиены. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе»

Как ты выполняешь правила личной гигиены. Игры.


4. «Внешкольный этикет»( 7 часов)

Меня пригласили на день рождения. Составление памятки гостя.

Правила поведения на выставке.

Меня пригласили на день рождения.  Разучивание коллективных подвижных игр.








3.Календарно – тематическое планирование по курсу «Азбука нравственного воспитания».

3 класс

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

I четверть.

 «Школьный этикет» 8 часов

1-2

01.09.-08.09.21

2

Что такое школьная дисциплина

3

15.09

1

Люби книгу.  Работа в классной библиотеке - ремонт книг.

4

22.09

1

Люби книгу.   Экскурсия в школьную библиотеку.

5

29.09

1

Люби книгу.   Экскурсия в сельскую библиотеку.

6

06.10

1

Твоя школа. Стихи и загадки о школе, школьной жизни.

7

13.10

1

Твой класс.  Обязанности в классе.

8

20.10

1

Твой класс.  Игры на сплочение коллектива.

II четверть

«Правила общения» 8часов

1-2

10.11-17.11

2

Внимательность к окружающим.

3-4

24.11-01.12

2

Обязательность. Дал слово - держи его.

5

08.12

1

Разговор по телефону с друзьями.

6-7

15.12-22.12

2

Доброжелательность в общении.

8


1

Поступки твои и других (их оценка).


III четверть

«О трудолюбии. Культура внешнего вида» 10 часов


1

12.01.22

1

«Учусь все делать сам».  Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка».

2-3

19.01

26.01

2

«Учусь все делать сам».   Пришивание пуговиц.

4-5

02.02

09.02

2

Помогаю своим трудом дома и в школе.

6-7

16.02

02.03

2

Что значит быть бережливым?

8-9

09.03

16.03

2

Правила личной гигиены. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе»

10


23.03

1

Как ты выполняешь правила личной гигиены. Игры.

IV четверть

«Внешкольный этикет» 7 часов

1-2

06.04

13.04

2

Меня пригласили на день рождения. Составление памятки гостя.

3-4

20.04

27.04

2

Правила поведения на выставке.

5-6

4.05

11.05

2

Меня пригласили на день рождения.  Разучивание коллективных подвижных игр.

Резерв

7

18.05

25.05


2

Обобщающее повторение.


Список использованной литературы


  • Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

  • Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

  • Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. – Псков, 1997.

  • Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.

  • Козлов Н. Философские сказки. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1994.

  • Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.

  • Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.

  • Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. М., Педагогический поиск. 2004, № 3 – 6.