Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
346406 г. Новочеркасск ул. Клещёва 39
Рассмотрена На заседании МО учителей ___МИФ____________ Руководитель МО ____Л.С. Веприкова Протокол от № | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 15 _________А.В.Сокиркина Приказ 289 от 30.08.2022 г. |
Согласована Методический совет ___________Т.Ю. Баранова Протокол № 1от 30.08.2022 г. | Принята На заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
1 класс
Составитель: Никулина Юлия Сергеевна
Учитель начальных классов
Новочеркасск 2022/23 год
2. В результате реализации программы спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
способность объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей;
этические чувства, потребности здорового образа жизни;
осознание значимости сохранения здоровья и физических упражнений для личного развития;
умение формулировать и выбирать самому простые правила безопасного поведения;
позиция ученика как часть классного коллектива, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД. Обучающийся научится:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму, составлять план выполнения задач. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя;
Познавательные УУД. Обучающийся научится:
предполагать, какая информация необходима;
пользоваться приёмами анализа и синтеза при решении учебных задач в процессе проблемных бесед, делать выбор решения;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие и физические способности в играх, командных творческих играх;
Коммуникативные УУД. Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты: Учащиеся будут иметь возможность научиться:
определять биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни (польза сна и бодрствования);
определять факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению;
определять и выбирать для себя условия и способы сохранения и укрепления здоровья (упражнения по укреплению скелета и формированию правильной осанки, правила закаливания, упражнения утренней гимнастики, упражнения для глаз);
применять правила личной гигиены;
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
организовывать основные подвижные игры для проведения динамических пауз, игр на перемене, принимать и следовать правилам игры;
знать причины травматизма и правила его предупреждения;
применять правила безопасного поведения в различных ситуациях;
правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья;
соблюдать правила личной гигиены;
применять приемы релаксации;
применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека;
выбирать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
организовывать свой досуг.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины командные игры-соревнования «Веселые старты», игры «Пусть победит сильнейший».
Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуаций, выявление причин и др.
Основными педагогическими приемами являются спортивные игры, творческие конкурсы, проблемные беседы.
3. Содержание курса «Азбука моего здоровья»
Форма организации учебных занятий – беседы, игры, викторины, экскурсии, туристические походы.
№ | Раздел | Темы | Виды деятельности |
1 | В здоровом теле – здоровый дух. | Старинные подвижные игры: «Двенадцать палочек» «Пустое место» «Пятнашки» «Волки и овцы» Игры с мячом: «Бегуны и метатели». «Гонка мячей». «Подвижная цель». «Мяч по полу». Спортивные эстафеты | Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей. Разучивание народных игр. Практические занятия Совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом. Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча. Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Эстафеты: Беговая эстафеты. Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками) Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия. |
2 | Мир вокруг меня и я в нём. | Интерактивное мероприятие «Казачьи игры» | Экскурсия в Атаманский дворец города Новочеркасска. Казачьи спортивные и развлекательные игры, викторины. |
3 | О здоровом питании | 1.Если хочешь быть здоров. 2.Самые полезные продукты. 3.Удивительные превращения пирожка. 4. Кто жить умеет по часам. 5. Вместе весело гулять! 6. Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной. 7. Плох обед, если хлеба нет. 8. Время есть булочки. | Дети знакомятся с важностью и обоснованностью соблюдения режима и культуры питания. В этом разделе уделяется внимание таким вопросам, как хранение продуктов питания в домашних условиях, что такое жажда, что такое витамины. Питание- основа жизни. Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню. Энергетическая ценность продуктов питания, физиологические нормы потребности в основных пищевых веществах и энергии. Пищевые риски, опасные для здоровья. Основная задача этого раздела – показать ученикам, что питание одно из важных условий в формировании здоровья человека. |
| Охрана жизни человека. | Охрана жизни человека. Профессии, служащие для спасения людей. Пожарная охрана. | Экскурсия в Музей пожарной охраны в городе Новочеркасске. Экскурсия в Пожарную часть №29 |
4. Календарно-тематическое планирование
«Азбука моего здоровья»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата планир. | Дата фактич. |
В здоровом теле – здоровый дух (16 ч.) |
1-2 | Игры Казаков Дона «Заря. Зарница» | 2 | 09.09 | |
3-4 | Старинная подвижная игра «Пустое место» | 2 | 16.09 | |
5-6 | Подвижные игры «Гуси- лебеди» | 2 | 23.09 | |
7-8 | Старинная подвижная игра «Волки и овцы» | 2 | 30.09 | |
9-10 | Игры с мячом: «Гонка мячей». «Подвижная цель». | 2 | 07.10 | |
11-12 | Спортивные эстафеты. Беговые эстафеты. | 2 | 14.10 | |
13-14 | Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками) | 2 | 21.10 | |
15-16 | Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия | 2 | 28.10 | |
Мир вокруг меня и я в нём (2ч) |
17-18 | https://youtu.be/C9MI2IF7xU8 Казачьи игры https://youtu.be/A_ffOfnLquk Утренняя зарядка для всей семьи. | 2 | 11.11 18.11 | |
О здоровом питании (7ч) |
19 | Если хочешь быть здоров. | 1 | 25.11 | |
20 | Самые полезные продукты. | 1 | 09.12 | |
21 | Как правильно есть. | 1 | 16.12 | |
22 | Удивительные превращения пирожка. | 1 | 2312 | |
23 | Как сделать кашу вкусной. | 1 | 30.12 | |
24 | Плох обед, если хлеба нет. | 1 | 13.01 | |
25 | Время есть булочки. | 1 | 20.01 | |
| Мир вокруг меня и я в нём (2ч) | | | |
26 | https://ok.ru/video/1356978262503 Зимние забавы | 1 | 27.01 | |
27 | https://youtu.be/crtop6x7PdA Распорядок дня школьника. Правильный режим дня. | 1 | 03.02 | |
Охрана жизни человека ( 6ч) |
28 | ПДД в сказках «Сказка про зебру» и «Почему зебра полосатая» | 1 | 10.02 | |
20 | ПДД в сказках «Сказка про светофор» | 1 | 17.02 | |
30 | ПДД в сказках «Сказка о мудрой сове» | 1 | 24.02 | |
31-33 | Экскурсия в Пожарную часть №29 п. Молодежного | 3 | 19.05 | |