Муниципальное общеобразовательное учреждение
Точилинская средняя школа
Смоленский район
Алтайский край
Внеурочная деятельность –
важнейший компонент современного образовательного процесса в школе
Подготовила
Воспитатель ГПД
I квалификационной категории
Зенина Елена Ивановна
с.Точильное
Любая деятельность есть процесс и результат.
Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются:
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося,
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
- развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
снизить учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Во внеурочной деятельности выделяется 3 уровня.
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень -получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как: экскурсии, соревнования, праздники, викторины, беседы, игры, проектная деятельность и др.
Основным отличием между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием является то, что последнее не имеет уровней и федерального государственного стандарта, оно реализуется во всём образовательном пространстве, которое находится за его пределами. А внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации.
Таким образом получается, что дополнительное образование - это некая самостоятельная внеурочная деятельность, то есть автономная часть основного образования.
Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь “сегодняшнего дня” - лучшая подготовка к жизни “завтрашнего дня”. Только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.
ФГОС – внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность – это школа после уроков. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Она объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у ребёнка интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, адаптация к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности.
2. Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности.
3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.
4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
5. Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений, навыков.
Содержание занятий реализуются различными формами организации, таких как экскурсии, кружки, конкурсы, беседы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, проекты. Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: - Спортивно-оздоровительное,духовно-нравственное ,социальное -общекультурное ,общеинтеллектуальное.
Младшие школьники музыкальны, ритмичны, достаточно исполнительны и дисциплинированы, они с удовольствием участвуют в массовых игровых мероприятиях, праздниках.
Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивает качества, помогающие успешному личностному развитию. Вся внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.
Выводы:
1. В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед нами стоят особо сложные задачи. Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы, от того, каким образом будет организована внеурочная деятельность, потому что внеурочная деятельность является важнейшим компонентом современного образовательного процесса в школе.
2. Необходимо организовывать внеурочную деятельность учащихся таким образом, чтобы она обеспечивала достижение личностных и метапредметных результатов. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и была направлена на достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС, определяемых в ООП образовательного учреждения.
3. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволит педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создаст условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.