Сценарий
интеллектуальной игры «Я - гражданин России»
Цель: познакомить детей с основными правами и обязанностями человека и гражданина.
Сл1 Ведущий: - Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о Конституции, а также правах человека и ребёнка.
Сл 2 Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны, это нормативно-правовой акт, который закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году.
Ведущий:- Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, ребята, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Сл 3 - Верно! Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
Ведущий:- Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? Ответы детей.
Ведущий:- С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право.
- Что же такое право? Ответы детей
Право - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
- Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
- Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, учителя и многие др.
- Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Сл 4 Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций – ООН. Она была создана в октябре 1945 года, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.
Сл 6 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
Ведущий:- Человек имеет не только права, но и обязанности.
- Скажите, ребята, что же такое обязанность? Ответы детей.
Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).
- Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.
Сл 7 Ведущий:- Молодцы! Сегодня мы проведём турнир знатоков права, в котором вы сможете продемонстрировать нам свои знания.
Для турнира приглашаем 3 команды. Итак, 1-я команда 5 класса: «Закон»,
2-я 6 класса – «Порядок» и 3-я 7 класса– «Совесть» (на столах ставятся таблички с названием команд).
Наш турнир будет оценивать жюри, в составе:
- Ребята! В каждом конкурсе вы будете зарабатывать баллы. Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. А остальные участники будут помогать, и сами смогут участвовать в конкурсах для зрителей.
Ведущий:- Итак, начинаем! И первый конкурс посвящается самой главной песне страны – Гимну.
Конкурс 1: «Во славу Отечества»
Ведущий:- Вам нужно выразительно прочитать стихотворение Ивана Никитина «Русь». А присутствующие послушают песню о России
Максимальный балл 5
Ведущий:- Переходим ко 2-ому конкурсу, который потребует от вас не только быстроты реакции, но и внимательности.
Конкурс 2: «Найди слова»
(3 ручки, листочки с заданием)
Ведущий:- Вам необходимо найти и прочитать слова, которые имеют отношение к нашему государству, и составить ещё одно слово из оставшихся букв (Россия) Команда, закончившая выполнять задание первой получает 1 балл. По 1 баллу– за каждое найденное слово. Дополнительный балл – за последнее слово из оставшихся букв.
Слова: флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица.
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
В это время
Ведущий:- Следующий конкурс посвящен игра со зрителями «Да! Нет!» людям, которые играли и играют большую роль в политической жизни нашей страны, а также области и района.
Конкурс 3: «Личности - мозаика»
Ведущий:- Собрать пазл, определить, как зовут людей на этих фотографиях и какой пост они занимали или занимают. Ответы запишите на оборотной стороне.
Кто быстрее закончит выполнять задание – 1 балл. Без ошибок или с 1-2 ошибками – 3 балла. С 3-4 ошибками – 2 балла. Более 5 ошибок – 1 балл.
Владимир Владимирович Путин – Президент России.
Дмитрий Анатольевич Медведев – 3-ый президент РФ, председатель Правительства.
Артамонов Анатолий Дмитриевич – Губернатор Калужской области.
Игра со зрителями.
Вопросы:
1) Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест)
2) Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат)
3) Всенародное обсуждение (референдум)
4) Определённая группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков (народ)
5) Лица, записанные в книге записей рождений в качестве матери и отца в отношении определенного ребенка (родители)
6)Политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству (гражданство)
7) Соглашение двух и более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Вид сделки (договор)
8) Противоправное поведение, приносящее вред конкретным лицам и обществу (правонарушение)
9)Действия граждан, избирательных объединений по формированию органов власти (выборы)
10)Отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям (вина)
Ведущий:- Спасибо всем командам за ответы. А сейчас попросим жюри озвучить результаты прошедших конкурсов.
Слово жюри.
Ведущий:- Аплодисменты лидирующей команде, ну, а остальные – не расстраивайтесь! Всё ещё впереди! И мы продолжаем.
Конкурс 4: «Правовой сундучок»
(сундучок, предметы)
Ведущий:- У меня в руках сундучок, здесь находятся предметы, которые имеют отношение к разным правам человека. Вам нужно догадаться, что это за права.
Команды по очереди вынимают один предмет из сундучка. Первой отвечает команда, выбравшая предмет. Если затрудняется, то ответ даёт команда, поднявшая первой руку для ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Предметы из сундучка:
1) Свидетельство о рождении.
Ответ: это документ, который закрепляет наше право на имя с момента нашего рождения.
2) Сердце (копилка в виде сердца или другой предмет той же формы).
Ответ: право на любовь и заботу родителей.
3) «Букварь».
Ответ: право на образование.
4) Домик.
Ответ: право на жилище.
5) Игрушка
Ответ: право на отдых.
6) Аптечка (бинт, фонендоскоп)
Ответ: право на здоровье и медицинскую помощь.
7) Машина (игрушечная)Ответ: право на свободу передвижения и выбора места пребывания.
8) Микрофон
Ответ: право высказывать своё мнение.
Ведущий:- Наш 5-ый конкурс носит название «Ребёнок и закон», и, как вы, наверно, догадались, он посвящён правонарушениям и мерам ответственности за них.
Конкурс 5: «Ребёнок и закон»
(сигнальные таблички с вариантами ответов:«А», «Б» и «В»)
Ведущий:- В этом конкурсе нашим командам необходимо ответить на вопросы, выбрав один или несколько вариантов ответов на них. О своих ответах сигнализируйте табличками с вариантами ответов: «А», «Б» и «В». Ещё раз обращаю ваше внимание, что правильных ответов может быть несколько.
За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов в данном конкурсе – 8.
1) С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона?
А) с 16 лет (согласно УК РФ);
Б) с 14 лет;
В) с 18 лет.
2) Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?
А) штраф;
Б) исправительные работы;
В) срок лишения свободы на срок более 10 лет.
3) С какого возраста наступает административная ответственность?
А) с 14 лет;
Б) с 16 лет;
В) с 18 лет.
4) К кому подросток может обратиться и сообщить о примененном физическом насилии (вымогательство, побои и т.п.)?
А) в органы полиции;
Б) самому разобраться с обидчиками;
В) позвонить по «телефону доверия».
5) За какие правонарушения предусмотрена уголовная ответственность?
А) разбил мячом окно (гражданско-правовая);
Б) избил одноклассника;
В) порвал учебник одноклассника(гражданско-правовая).
6) Какой вид ответственности предполагает нецензурная брань в общественном месте?
А) административную;
Б) уголовную;
В) дисциплинарную.
Ведущий:- Ну что ж, жюри зафиксировало ваши ответы, и мы переходим к завершающему конкурсу – «Ситуации».
Конкурс 6: «Фантазеры»
Подготовить выступление на одну из заданных тем: Школа будущего, Как спасти мир от экологической катастрофы, Я – министр культуры. Первый мой закон будет о…
Зрители слушают песню о России
Слово жюри. Подведение итогов турнира. Награждение.
Ведущий:- Дорогие ребята! Мы вспомнили сегодня, что права есть как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что, кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права. Уважайте их! И до новых встреч! Всем спасибо за участие!