«Весёлые слова» игра по русскому языку
Ведущий: Дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы вместе будем проводить урок русского языка. Но урок этот будет необычный. Мы будем играть. Как вы думаете, во что?
Да, играть мы будем не в прятки, не в куклы и не в конструктор. Поиграем мы в слова!
Работу выполнила Щербакова О.Н.
учитель начальных классов,
МБОУ СШ № 4 г. Вязьмы
Цель:
Углублять знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами
Развивать логическое мышление, коммуникативные универсальные действия
Воспитывать интерес к родному языку, его многообразию и богатству
Форма проведения:
Игра-соревнование (команды могут состоять из учеников и их родителей)
Ведущий: Слова – это замечательный материал для игры. Ими можно вертеть, как захочешь. Они могут складываться в другие слова, менять местами свои буквы, даже превращаться! Они умеют притворяться одинаковыми, хотя обозначают совсем разное и, наоборот, могут притвориться разными , а обозначать что-то очень похожее.
А знаете, каким хорошим строительным материалом являются слова! Они куда лучше кирпичей! Из них можно строить пирамиды! Не верите?
Конкурс «Постройте пирамиду»
Например:
р а к
к а р а
к а р т а
к в а р т а
к в а р т а л
Она проста довольно с виду,
Но как же строить пирамиду?
Не каждый, может быть, построит,
но все же попытаться стоит.
В основании пирамиды лежит слово из семи букв, выше – из тех же букв, но без одной, далее – из пяти (убирается еще одна буква и т.д., пока в вершине пирамиды не окажется слово из трех букв.
А дальше сами!
- А - (я для машины, для белья, для разных надобностей я)
- А - - (я не простое учрежденье)
- А - - - ( во мне всегда хранят варенье)
- А - - - - (а я нужна грузовику, я там людей везу)
- А - - - - - (я очень нужен меткому стрелку)
- бак
- банк
- банка
- кабина
- карабин
Какая из команд быстрее построит эту пирамиду? Внимание! К каждому слову пирамиды предлагается маленькая подсказка-загадка. Начинать строить пирамиду лучше со слова, находящегося в основании.
(Выигрывает команда, которая быстрее и правильно построила пирамиду, получая 5 баллов. Остальные команды получают столько баллов, сколько правильных слов вписали в пирамиду.)
Конкурс «Найди хитрое слово»
Например: арбуз - арбузы
Например: ученик – ученица
Кот
Например:
Повар
Плот
козлёнок - козлята
Портной
Цыпленок
Крот
Дуга
День
Купец
Храбрец
Рука
Лень
Отличница
Еда
Ведро
Коза
Метро
Слива
Бедро
Оса
Диво
Муха
Грива
Ножницы
Пальто
Осёл
Дети
Суть конкурса состоит в том, чтобы из представленной группы слов было найдено то, которое не может выполнять заданное условие, т.е. от него нельзя образовать множественное число, например.
Побеждает команда, быстрее всех нашедшая все «хитрые» слова.
(еда, диво, храбрец, оса, муха, лень, метро, ножницы, пальто)
Конкурс шарад
Из писка птиц вы
первый слог возьмите.
(пи)
Второй – с бараньей головы.
(рог)
Откройте печь и там найдите то,
что не раз едали вы.
(пирог)
Ведущий: Интереснейшие вещи происходят со словами иногда. Например, одно слово может состоять из нескольких других. Представьте себе: вы видите слово, а каждый слог в нем – тоже отдельное слово! Про такие слова сочиняют целые загадки, и называются они шарады.
(У каждой команды есть листы бумаги, на которых они пишут разгаданное слово, выигрывает команда, первой поднявшая табличку с ответом. Затем происходит проверка на слайде. Каждый слайд с шарадой появляется по очереди.)
Конкурс шарад
Мой первый слог – воронье слово,
(кар)
Второй – болотная трясина.
(тина)
Вы догадались, о чем речь?
Творенье мастера - …
(картина)
Конкурс шарад
Начало деревом зовётся.
(бук)
Конец – все, кто передо мной.
(вы)
А в книге целое найдётся,
Здесь в каждой строчке есть они!
(буквы)
Конкурс шарад
Нота – мой первый слог,
(ми)
Рядом ставь предлог.
(на)
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица.
(мина)
Конкурс метаграмм
- С буквой «к» в полях меня найдёте,
- С «г» романсы запоёте,
- С «в» в косички заплетёте.
( к олос, г олос, в олос)
- С «ч» летаю над волною,
- С «л» не дам волкам покою,
- С «м» – рубашка-безрукавка,
- С «з» скачу в лесу по травке.
- С «г» крепи меня к детали
Из железа или стали.
( ч айка, л айка, м айка, з айка, г айка)
Ведущий: Вот видите, какие они интересные, наши слова, надо только повнимательнее приглядываться к ним. Некоторые слова внешне очень похожи: они состоят из одинакового количества букв, но отличаются друг от друга только одной. Например, каска –маска. Такие слова называются метаграммы.
(Команды должны быстро разгадать две группы метаграмм, чтобы выиграть).
Конкурс анаграмм
л е т о - …
к у к л а - …
м а я к - …
к о м а р - …
(тело, кулак, ямка, корма)
Ведущий: а есть такие слова, которые состоят из одинаковых букв, расположенных в разном порядке. Это анаграммы. Например слово «весна». Если буквы поставить в другом порядке, то получится «навес», а переставив буквы в слове «смола» получаем «масло». Здорово? Потренируемся? Каждая команда получит набор букв, из которых соберет написанное на слайде слово, а затем попробует составить анаграмму.
Конкурс анаграмм
Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь в оранжерею,
И в лужайки, и в цветник.
В океанах он живёт,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дёргаться щека.
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем
Буду деревом в лесу.
Ведущий: Вижу, вы поняли, что такое анаграммы. Сейчас вам тоже предстоит разгадать анаграммы, но уже не такие простые. Я вам не слово задам, а попрошу отгадать загадку. В каждой загадке ответами являются сразу два слова, которые и будут по отношению друг к другу анаграммами.
(Побеждает команда, первой давшая правильный ответ)
Конкурс «Собери слово»
сено оса
куль кость
пол порт
бой окно
кипа вал
пас точка
вол тура
вес рис
(сеновал, культура, полоса, бойкость, кипарис, паспорт, волокно, весточка)
Ведущий: Некоторые слова, как мы выяснили, как из кирпичиков, состоят из других слов. Не все они способны уложиться в весёлые рифмованные строки и стать шарадами. И все-таки слов-складок в русском языке очень много. Вот некоторые из них.
(Для этого конкурса надо заготовить карточки со словами, написанными на слайде, для каждой из команд. Слова каждого столбика должны быть написаны на карточках одного цвета).
Суть задания в том, чтобы, как можно быстрее составить попарно карточки разного цвета так, чтобы получилось одно слово. Побеждает команда, составившая все слова раньше других.
Конкурс «Шесть слов»
р
о
з
а
Ведущий: Еще одно задание, которое, надеюсь, вам очень понравится. Называется оно «Шесть слов».
Команды получают таблицу, в верхней строке которой написано слово, по одной букве в каждом столбце. Участники команд должны подобрать и записать по шесть слов в каждый столбик. Начинаются слова в столбике с одной и той же буквы: в первый столбик шесть слов, начинающихся на «р», во второй- шесть слов, начинающихся на «о» и т.д.
Ведущий: Конечно, играть в слова можно очень долго, игр со словами можно придумать великое множество, было б только знание русского языка да фантазии побольше. Наша игра подошла к концу, но не заканчиваются русские слова. Вам предстоит узнать ещё много слов, и хотелось бы, чтобы слова эти были добрые, светлые, несли знания, передавали чувства, несли в себе огромный смысл. А если вы не знаете, что означает какое-нибудь слово, как правильно его написать или произнести, то обращайтесь к помощи волшебных книг., которые должны занимать почётное место на книжной полке в каждом доме. Конечно же, это словари.
Спасибо за игру
Ведущий: Хочу поблагодарить вас, ребята, за игру, за то, что вы были такими внимательными и правильно решали такие трудные задачи.
Подведем итоги нашего соревнования.
(объявляются победители, вручаются сувениры)