СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа переделана с учетом часовой нагрузки

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Сохраняем народные традиции»

6 класса



































Пояснительная записка



Рабочая программа составлена в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами и Программой внеурочной деятельности учащихся. Образовательная программа рассчитана на учащихся

6 класса. Программа основана на комплексном воздействии и различных видов деятельности по пяти направлениям: «Русский народный костюм», «Народная роспись», «Глиняная игрушка», «Праздники и обряды на Руси», ' «Русские народные песни и танцы». Все они тесно переплетены с нашими национальными традициями и' корнями уходят в народное художественное творчество. Это дает возможность ближе познакомить обучающихся с истоками русского народного творчества.

Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, на 17 часов в год, используется во внеурочной деятельности обучающихся .

Цель программы: сохранение и развитие самобытных традиций русского народа в современном обществе.

Задачи курса «Сохраняем народные традиции»:

- познакомить детей с народными традициями;

- сформировать эмоционально - ценностное отношение к заявленной теме;

- развить самостоятельную творческую деятельность и инициативность детей в процессе занятий;

- реализовать поставленные задачи на практике, в форме коллективного праздника.





Учебно-тематический план

(кол-во часов в неделю-0,5, кол-во часов всего-17, резерв-0)



n/n

Название темы

Количество часов

Всего

Уроки

Проект.

работа

Контрол.

работа

Экзамен

зачет

1.

Историческая справка

2

2




2.

Русский народный костюм

3

3




3.

Народная роспись. Глиняная игрушка.

2

2




4.

Праздники и обряды на Руси.

5

5




5.

Русские народные песни и танцы.

2

2




6.

Проведение праздника в народном стиле.

3

2



1









Содержание тем учебного курса



1. Историческая справка.

Культура и быт русского народа. Основные виды народного творчества. Истоки его возникновения. Назначение, цели, задачи народного творчества. Знакомство с образцами народного творчества. Духовно-нравственное возрождение общества через освоение культурно-исторического опыта народа.

Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения темы.

Знать:

- основные виды народного творчества, его истоки;

- назначение, задачи народного творчества.

Познакомиться:

-с культурой и бытом русского народа;

-с духовно-нравственным возрождением общества.



2. Русский народный костюм.

Основные составные части русского национального костюма. Характерные особенности народного костюма Северных, Центральных и Южных губерний России. Особенности народного кроя и цветовых характеристик русского костюма. Назначение вышивки в народном костюме. Виды головных уборов и способы их ношения.

Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения темы.

Знать:

- основные составные части русского национального костюма;

-особенности народного кроя и цветовых характеристик русского костюма;

- назначение вышивки;

-виды головных уборов и способы их ношения.

Уметь:

-делать эскизы русского народного костюма



3. Народная роспись. Глиняная игрушка.

Виды декоративно-прикладной росписи (Хохлома, Городец, Гжель, Жостово). Изучение основных этапов и элементов росписи предметов русского быта. Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Отличительные особенности. Цветовая палитра. История возникновения. Предметы декоративно - прикладного творчества в современном мире.

Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения темы.

Знать:

- виды декоративно-прикладной росписи;

- элементы росписи предметов русского быта;

- отличительные особенности различных игрушек.

Уметь:

-выполнять различные элементы декоративно-прикладной росписи.



4. Праздники и обряды на Руси.

Праздники и обряды календарно - земледельческого круга: Святки, Старый Новый год, День зимнего солнцестояния, Масленица, Сороки, Вербное воскресенье, Пасха, Иван Купала.

Семейно – бытовые (социальные) обряды: рождение, свадьба., похороны. Детский календарный фольклор: заклички, считалки, игры. («Горелки», «Ручеек», «Волк и гуси», «У медведя на бору»), хороводы.

Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения темы.

Знать:

-различные праздники и обряды русского народа;

- семейно – бытовые (социальные) обряды.

Уметь:

-организовывать и проводить различные русские народные игры.



5. Русские народные песни и танцы.

Основные особенности фольклора: отличительные черты и манера исполнения песен и танцев Воронежской, Курской и Белгородской областей; деревенский фольклор районов Воронежской области. Взаимосвязь современного искусства с фольклором: обработка музыкального материала на основе фольклорных песен; современное танцевальное искусство с использованием старинных русских народных танцев.

Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения темы.

Знать:

- основные особенности фольклора: отличительные черты и манеру исполнения песен и танцев Воронежской области.

Уметь:

-исполнять некоторые элементы старинного русского народного танца.

6. Проведение праздника в народном стиле.

Проведение обучающимися народного праздника «Масленица».

Уметь:

-проводить русский народный праздник.











Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела (темы) программы (с указанием общ. кол-ва часов)

Тема урока

Кол-во

ча

сов

Тип

урока

Элементы содержания


Демонстра

ции

Требования к уровню подготовки уч-ся


Универсальные учебные действия

Вид

контроля

Элемен

ты допо лнитель

ного

содержания

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.

Историческая справка

(2 часа)



















Культура и быт русского народа

1

Этическая беседа

Быт русского народа. Образцы народного творчества

картины

Знать:

культуру и быт русского народа

Рассказывать о быте и культуре русского народа, приводить примеры быта своего народа. Отвечать на вопросы собеседника. Выражать собственное мнение. Читать текст, извлекая нужную информацию


Умение вести беседу по заданной тематике




2.

Основные виды народного творчества. Истоки его возникновения.


1

Комбинированный

Назначение, цели, задачи народного творчества.

презентация

Знать :

основные виды народного творчества, истоки его возникновения.

Уметь:

отличать образцы народного творчества.


Называть виды народного творчества, познакомиться с целями и задачами народного творчества. Различать образцы народного творчества. Беседовать о духовно-нравственном возрождении общества, используя культурно-исторический опыт.

Текущий




3.

Русский народный костюм

(3 часа)



























Основные составные части русского национального костюма

1

Комбинированный

Составные части народного костюма. Назначение русского народного костюма


Знать :

составные части русского народного костюма

Уметь:

отличать костюмы различных губерний России

Различать составные части русского народного костюма, особенности кроя и цветовых характеристик, и давать характеристику особенностей народного костюма Северных, Центральных и Южных губерний России, высказывать свое мнение по различным вышивкам и их назначению в народном костюме.


Текущий




4.

Особенности народного костюма различных губерний России

1

Комбинированный

Характерные особенности народного костюма Северных, Центральных и Южных губерний России

Презентация

Знать и уметь

отличать костюмы различных губерний России

Знать:

особенности народного кроя и цветовую характеристику русского костюма.

Различать и характеризовать особенности народного костюма Северных, Центральных, Южных губерний России. Выражать собственное мнение по поводу русского костюма

Текущий

Презентация



5.

Виды женских головных уборов и способы их ношения

1

Комбинированный

Назначение вышивки в народном костюме

Вопросы викторины

Знать:

виды женских головных уборов и способы их ношения

Различать женские головные уборы, характеризовать их.

Отличать вышивку на народных костюмах различных губерний России, объяснять её особенность.

Текущий

Викторина по теме



6.

Народная роспись. Глиняная игрушка

( 2 часа)





Виды декоративно-прикладной росписи

1

Комбинированный

Виды декоративно-прикладной росписи (Хохлома, Городец, Гжель, Жостово)

Презентация

Знать:

виды декоративно прикладной росписи

Изучение основных этапов и элементов росписи предметов русского быта. Называть характерные особенности изученных видов народной росписи.

Эскизов декоративно-прикладной росписи

Презентация



7.

Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Их отличительные особенности.

1

Комбинированный

Отличие Филимоновской игрушки, Каргопольской и Дымковской. Цветовая палитра. История возникновения.


Презентация

Знать:

отличия Филимоновской игрушки, Каргопольской и Дымковской

Уметь:

выполнять основные элементы росписи

Называть характерные особенности изученных видов народной росписи, отличия Филимоновской игрушки, Каргопольской и Дымковской, выполнять основные элементы росписи.

Элементов росписи

Презентация



8.

Праздники и обряды на Руси

(5 часов)























Праздники и обряды на Руси: Святки, Старый Новый год, День зимнего солнцестояния


1

Комбинированный

Праздники и обряды календарно-земледельческого круга:

Святки, Старый Новый год, День зимнего солнцестояния


Презентация

Знать:

основные календарные праздники на Руси и знаменательные даты Воронежского края

Познакомиться с праздниками и обрядами календарно-земледельческого круга, описывать различные обряды на Руси и в Воронежской области.

Делать презентации, работать с дополнительным материалом по заданной тематике, писать рефераты (сообщения), выражать своё мнение по поводу праздников и различных обрядов.


Умение работать с дополнительными источниками

Презентация



9.

Масленица, Сороки, Вербное воскресение

1

Комбинированный

Праздники и обряды календарно-земледельческого круга:

Масленица, Сороки, Вербное воскресение

Презентация

Знать:

основные календарные праздники на Руси и знаменательные даты Воронежского края

Называть праздники и обряды календарно-земледельческого круга, описывать различные обряды на Руси и в Воронежской области.

Делать презентации, работать с дополнительным материалом по заданной тематике, писать рефераты (сообщения), выражать своё мнение по поводу праздников и различных обрядов.


Сообщения учащихся

Презентация



10.

Пасха, Иван Купала

1

Комбинированный

Праздники и обряды календарно-земледельческого круга:

Пасха, Иван Купала

Презентация

Знать:

основные календарные праздники на Руси и знаменательные даты Воронежского края

Выступать с сообщениями о праздниках и обрядах календарно-земледельческого круга, описывать различные обряды на Руси и в Воронежской области.

Делать презентации, работать с дополнительным материалом по заданной тематике, писать рефераты (сообщения), выражать своё мнение по поводу праздников и различных обрядов.


Сообщения учащихся

Презентация



11.

Семейно-бытовые (социальные) обряды: рождение свадьба, похороны

1

Комбинированный

Семейно-бытовые (социальные) обряды: рождение свадьба, похороны


Знать:

основные семейные обряды Воронежского края

Называть семейно-бытовые обряды, приводить примеры из жизни, делать сообщение об обрядах своего края.

Сообщения учащихся

Сообщения учащихся



12.


Детский фольклор заклички, считалки, игры

1

Комбинированный

Детский календарный фольклор заклички, считалки, игры

Диск с фольклором

Уметь:

использовать детский фольклор (заклички, считалки, различные игры)

Выучить различные заклички, считалки, уметь применять их в жизни, использовать различные подвижные игры «Горелки», «Ручеек» «У медведя на бору», хоровод

Знание детского фольклора Воронежского края

Заклички, считалки, игры



13.

Русские народные песни и танцы

(4часа)






Особенности фольклора Воронежской, Курской и Белгородской областей

1

Получения новых знаний

Особенности фольклора Воронежской, Курской и Белгородской областей Отличительные черты и манера исполнения песен и танцев.

Запись песен различных областей

Знать:

особенности фольклора Воронежской, Курской и Белгородской областей.

Уметь:

отличать манеру исполнения песен и танцев Воронежской, Курской и Белгородской областей

Слушать и отличать фольклор Воронежской, Курской и Белгородской областей, выучить танцевальные движения, характерные для фольклора Воронежской области. Обсудить манеру исполнения фольклорных песен, найти отличительные черты.

Знание отличительных особенностей и манеры исполнения песен народного фольклора

Кассета с фольклорными песнями



14.

Деревенский фольклор районов Воронежской области

1

Получения новых знаний

Особенности деревенского фольклора районов Воронежской области


Уметь:

отличать деревенский фольклор различных районов Воронежской области

Анализировать русские народные песни, оценивать их ценностно-смысловую нагрузку

Умение анализировать смысловую ценность песен

Кассета с фольклорными песнями



15.

Взаимосвязь современного искусства с фольклором

1

Комбинированный

Обработка музыкального

материала на основе фольклорных песен.


Уметь:

отличать современные песни от фольклорных, приводить примеры, высказывать своё мнение.

Отвечать на вопросы по истории возникновения русских народных песен и танцев. Отличать современные песни от фольклорных, приводить примеры, высказывать своё мнение.

Текущий




16.

Современное танцевальное искусство с использованием народных танцев

1

Комбинированный

Взаимосвязь современного танцевального искусства с фольклором

Видеокассета

Уметь:

выполнять основные движения Воронежской, Курской и Белгородской областей

Отвечать на вопросы по истории возникновения русских народных танцев. Отличать основные движения старинных русских народных танцев от современных, анализировать использование старинных танцев в современном танцевальном искусстве.

Умение выполнять основные движения народного танца




17.

Проведение праздника в народном стиле




Народный праздник Ивана Купалы

1

Зачет

Проведение праздника Ивана Купалы


Уметь:

проводить и организовывать народные праздники

Участвовать в празднике, рассказывать об истории его возникновения

Проведения праздника






















Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной

программе



В результате данного курса учащиеся должны приобрести социальные знания, понимание культуры и быта русского народа, истоков его возникновения. Роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни.

Учащиеся должны знать:

-культуру и быт русского народа;

-основные виды народного творчества и истоки его возникновения:

-назначение, цели и задачи народного творчества;

-основные составные части русского национального костюма;

-особенности национального костюма различных губерний России;

-назначение вышивки в народном костюме;

-виды женских головных уборов и способы их ношения;

-виды декоративно-прикладной росписи (Хохлома, Городец, Гжель, Жостово);

-основные этапы и элементы росписи предметов быта, цветовую палитру;

-праздники и обряды календарно-земледельческого круга, а так же семейно-бытовые (социальные) обряды;

-особенности фольклора: отличительные черты и манеры исполнения песен и танцев различных областей;

-деревенский фольклор районов Воронежской области.

Уметь:

-различать крой, цветовую гамму русского народного костюма;

-делать эскизы вышивки народного костюма;

-отличать современное искусство от фольклора;

-отвечать на вопросы по истории возникновения русских народных песен и танцев;

-выполнять основные движения танца Воронежской, Курской, Белгородской областей.



Перечень учебно-методического обеспечения



  1. Материалы школьного краеведческого музея.

  2. Ресурсы Интернет.

  3. Приложение к журналу ИЯШ «Мозаика»

  4. Книга «Край наш Воронежский».





Список литературы (основной и дополнительной)



  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 96с. – (Работаем по новым Стандартам).

  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111с (Стандарты нового поколения).

  3. Енин А.В. Внеурочная деятельность. Практика реализации эффективной модели

воспитания. Сборник сконструированных программ. Учебно-методическое пособие. Воронеж, ВОИПК и ПРО, 2014, - с.275.