Рабочая программа внеурочной деятельности
«Сохраняем народные традиции»
6 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами и Программой внеурочной деятельности учащихся. Образовательная программа рассчитана на учащихся
6 класса. Программа основана на комплексном воздействии и различных видов деятельности по пяти направлениям: «Русский народный костюм», «Народная роспись», «Глиняная игрушка», «Праздники и обряды на Руси», ' «Русские народные песни и танцы». Все они тесно переплетены с нашими национальными традициями и' корнями уходят в народное художественное творчество. Это дает возможность ближе познакомить обучающихся с истоками русского народного творчества.
Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, на 17 часов в год, используется во внеурочной деятельности обучающихся .
Цель программы: сохранение и развитие самобытных традиций русского народа в современном обществе.
Задачи курса «Сохраняем народные традиции»:
- познакомить детей с народными традициями;
- сформировать эмоционально - ценностное отношение к заявленной теме;
- развить самостоятельную творческую деятельность и инициативность детей в процессе занятий;
- реализовать поставленные задачи на практике, в форме коллективного праздника.
Учебно-тематический план
(кол-во часов в неделю-0,5, кол-во часов всего-17, резерв-0)
№ n/n | Название темы | Количество часов |
Всего | Уроки | Проект. работа | Контрол. работа | Экзамен зачет |
1. | Историческая справка | 2 | 2 | | | |
2. | Русский народный костюм | 3 | 3 | | | |
3. | Народная роспись. Глиняная игрушка. | 2 | 2 | | | |
4. | Праздники и обряды на Руси. | 5 | 5 | | | |
5. | Русские народные песни и танцы. | 2 | 2 | | | |
6. | Проведение праздника в народном стиле. | 3 | 2 | | | 1 |
Содержание тем учебного курса
1. Историческая справка.
Культура и быт русского народа. Основные виды народного творчества. Истоки его возникновения. Назначение, цели, задачи народного творчества. Знакомство с образцами народного творчества. Духовно-нравственное возрождение общества через освоение культурно-исторического опыта народа.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения темы.
Знать:
- основные виды народного творчества, его истоки;
- назначение, задачи народного творчества.
Познакомиться:
-с культурой и бытом русского народа;
-с духовно-нравственным возрождением общества.
2. Русский народный костюм.
Основные составные части русского национального костюма. Характерные особенности народного костюма Северных, Центральных и Южных губерний России. Особенности народного кроя и цветовых характеристик русского костюма. Назначение вышивки в народном костюме. Виды головных уборов и способы их ношения.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения темы.
Знать:
- основные составные части русского национального костюма;
-особенности народного кроя и цветовых характеристик русского костюма;
- назначение вышивки;
-виды головных уборов и способы их ношения.
Уметь:
-делать эскизы русского народного костюма
3. Народная роспись. Глиняная игрушка.
Виды декоративно-прикладной росписи (Хохлома, Городец, Гжель, Жостово). Изучение основных этапов и элементов росписи предметов русского быта. Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Отличительные особенности. Цветовая палитра. История возникновения. Предметы декоративно - прикладного творчества в современном мире.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения темы.
Знать:
- виды декоративно-прикладной росписи;
- элементы росписи предметов русского быта;
- отличительные особенности различных игрушек.
Уметь:
-выполнять различные элементы декоративно-прикладной росписи.
4. Праздники и обряды на Руси.
Праздники и обряды календарно - земледельческого круга: Святки, Старый Новый год, День зимнего солнцестояния, Масленица, Сороки, Вербное воскресенье, Пасха, Иван Купала.
Семейно – бытовые (социальные) обряды: рождение, свадьба., похороны. Детский календарный фольклор: заклички, считалки, игры. («Горелки», «Ручеек», «Волк и гуси», «У медведя на бору»), хороводы.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения темы.
Знать:
-различные праздники и обряды русского народа;
- семейно – бытовые (социальные) обряды.
Уметь:
-организовывать и проводить различные русские народные игры.
5. Русские народные песни и танцы.
Основные особенности фольклора: отличительные черты и манера исполнения песен и танцев Воронежской, Курской и Белгородской областей; деревенский фольклор районов Воронежской области. Взаимосвязь современного искусства с фольклором: обработка музыкального материала на основе фольклорных песен; современное танцевальное искусство с использованием старинных русских народных танцев.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения темы.
Знать:
- основные особенности фольклора: отличительные черты и манеру исполнения песен и танцев Воронежской области.
Уметь:
-исполнять некоторые элементы старинного русского народного танца.
6. Проведение праздника в народном стиле.
Проведение обучающимися народного праздника «Масленица».
Уметь:
-проводить русский народный праздник.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела (темы) программы (с указанием общ. кол-ва часов) | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Элементы содержания | Демонстра ции | Требования к уровню подготовки уч-ся | Универсальные учебные действия | Вид контроля | Элемен ты допо лнитель ного содержания | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. | Историческая справка (2 часа) | Культура и быт русского народа | 1 | Этическая беседа | Быт русского народа. Образцы народного творчества | картины | Знать: культуру и быт русского народа | Рассказывать о быте и культуре русского народа, приводить примеры быта своего народа. Отвечать на вопросы собеседника. Выражать собственное мнение. Читать текст, извлекая нужную информацию | Умение вести беседу по заданной тематике | | | |
2. | Основные виды народного творчества. Истоки его возникновения. | 1 | Комбинированный | Назначение, цели, задачи народного творчества. | презентация | Знать : основные виды народного творчества, истоки его возникновения. Уметь: отличать образцы народного творчества. | Называть виды народного творчества, познакомиться с целями и задачами народного творчества. Различать образцы народного творчества. Беседовать о духовно-нравственном возрождении общества, используя культурно-исторический опыт. | Текущий | | | |
3. | Русский народный костюм (3 часа) | Основные составные части русского национального костюма | 1 | Комбинированный | Составные части народного костюма. Назначение русского народного костюма | | Знать : составные части русского народного костюма Уметь: отличать костюмы различных губерний России | Различать составные части русского народного костюма, особенности кроя и цветовых характеристик, и давать характеристику особенностей народного костюма Северных, Центральных и Южных губерний России, высказывать свое мнение по различным вышивкам и их назначению в народном костюме. | Текущий | | | |
4. | Особенности народного костюма различных губерний России | 1 | Комбинированный | Характерные особенности народного костюма Северных, Центральных и Южных губерний России | Презентация | Знать и уметь отличать костюмы различных губерний России Знать: особенности народного кроя и цветовую характеристику русского костюма. | Различать и характеризовать особенности народного костюма Северных, Центральных, Южных губерний России. Выражать собственное мнение по поводу русского костюма | Текущий | Презентация | | |
5. | Виды женских головных уборов и способы их ношения | 1 | Комбинированный | Назначение вышивки в народном костюме | Вопросы викторины | Знать: виды женских головных уборов и способы их ношения | Различать женские головные уборы, характеризовать их. Отличать вышивку на народных костюмах различных губерний России, объяснять её особенность. | Текущий | Викторина по теме | | |
6. | Народная роспись. Глиняная игрушка ( 2 часа) | Виды декоративно-прикладной росписи | 1 | Комбинированный | Виды декоративно-прикладной росписи (Хохлома, Городец, Гжель, Жостово) | Презентация | Знать: виды декоративно прикладной росписи | Изучение основных этапов и элементов росписи предметов русского быта. Называть характерные особенности изученных видов народной росписи. | Эскизов декоративно-прикладной росписи | Презентация | | |
7. | Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Их отличительные особенности. | 1 | Комбинированный | Отличие Филимоновской игрушки, Каргопольской и Дымковской. Цветовая палитра. История возникновения. | Презентация | Знать: отличия Филимоновской игрушки, Каргопольской и Дымковской Уметь: выполнять основные элементы росписи | Называть характерные особенности изученных видов народной росписи, отличия Филимоновской игрушки, Каргопольской и Дымковской, выполнять основные элементы росписи. | Элементов росписи | Презентация | | |
8. | Праздники и обряды на Руси (5 часов) | Праздники и обряды на Руси: Святки, Старый Новый год, День зимнего солнцестояния | 1 | Комбинированный | Праздники и обряды календарно-земледельческого круга: Святки, Старый Новый год, День зимнего солнцестояния | Презентация | Знать: основные календарные праздники на Руси и знаменательные даты Воронежского края | Познакомиться с праздниками и обрядами календарно-земледельческого круга, описывать различные обряды на Руси и в Воронежской области. Делать презентации, работать с дополнительным материалом по заданной тематике, писать рефераты (сообщения), выражать своё мнение по поводу праздников и различных обрядов. | Умение работать с дополнительными источниками | Презентация | | |
9. | Масленица, Сороки, Вербное воскресение | 1 | Комбинированный | Праздники и обряды календарно-земледельческого круга: Масленица, Сороки, Вербное воскресение | Презентация | Знать: основные календарные праздники на Руси и знаменательные даты Воронежского края | Называть праздники и обряды календарно-земледельческого круга, описывать различные обряды на Руси и в Воронежской области. Делать презентации, работать с дополнительным материалом по заданной тематике, писать рефераты (сообщения), выражать своё мнение по поводу праздников и различных обрядов. | Сообщения учащихся | Презентация | | |
10. | Пасха, Иван Купала | 1 | Комбинированный | Праздники и обряды календарно-земледельческого круга: Пасха, Иван Купала | Презентация | Знать: основные календарные праздники на Руси и знаменательные даты Воронежского края | Выступать с сообщениями о праздниках и обрядах календарно-земледельческого круга, описывать различные обряды на Руси и в Воронежской области. Делать презентации, работать с дополнительным материалом по заданной тематике, писать рефераты (сообщения), выражать своё мнение по поводу праздников и различных обрядов. | Сообщения учащихся | Презентация | | |
11. | Семейно-бытовые (социальные) обряды: рождение свадьба, похороны | 1 | Комбинированный | Семейно-бытовые (социальные) обряды: рождение свадьба, похороны | | Знать: основные семейные обряды Воронежского края | Называть семейно-бытовые обряды, приводить примеры из жизни, делать сообщение об обрядах своего края. | Сообщения учащихся | Сообщения учащихся | | |
12. | | Детский фольклор заклички, считалки, игры | 1 | Комбинированный | Детский календарный фольклор заклички, считалки, игры | Диск с фольклором | Уметь: использовать детский фольклор (заклички, считалки, различные игры) | Выучить различные заклички, считалки, уметь применять их в жизни, использовать различные подвижные игры «Горелки», «Ручеек» «У медведя на бору», хоровод | Знание детского фольклора Воронежского края | Заклички, считалки, игры | | |
13. | Русские народные песни и танцы (4часа) | Особенности фольклора Воронежской, Курской и Белгородской областей | 1 | Получения новых знаний | Особенности фольклора Воронежской, Курской и Белгородской областей Отличительные черты и манера исполнения песен и танцев. | Запись песен различных областей | Знать: особенности фольклора Воронежской, Курской и Белгородской областей. Уметь: отличать манеру исполнения песен и танцев Воронежской, Курской и Белгородской областей | Слушать и отличать фольклор Воронежской, Курской и Белгородской областей, выучить танцевальные движения, характерные для фольклора Воронежской области. Обсудить манеру исполнения фольклорных песен, найти отличительные черты. | Знание отличительных особенностей и манеры исполнения песен народного фольклора | Кассета с фольклорными песнями | | |
14. | Деревенский фольклор районов Воронежской области | 1 | Получения новых знаний | Особенности деревенского фольклора районов Воронежской области | | Уметь: отличать деревенский фольклор различных районов Воронежской области | Анализировать русские народные песни, оценивать их ценностно-смысловую нагрузку | Умение анализировать смысловую ценность песен | Кассета с фольклорными песнями | | |
15. | Взаимосвязь современного искусства с фольклором | 1 | Комбинированный | Обработка музыкального материала на основе фольклорных песен. | | Уметь: отличать современные песни от фольклорных, приводить примеры, высказывать своё мнение. | Отвечать на вопросы по истории возникновения русских народных песен и танцев. Отличать современные песни от фольклорных, приводить примеры, высказывать своё мнение. | Текущий | | | |
16. | Современное танцевальное искусство с использованием народных танцев | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь современного танцевального искусства с фольклором | Видеокассета | Уметь: выполнять основные движения Воронежской, Курской и Белгородской областей | Отвечать на вопросы по истории возникновения русских народных танцев. Отличать основные движения старинных русских народных танцев от современных, анализировать использование старинных танцев в современном танцевальном искусстве. | Умение выполнять основные движения народного танца | | | |
17. | Проведение праздника в народном стиле | Народный праздник Ивана Купалы | 1 | Зачет | Проведение праздника Ивана Купалы | | Уметь: проводить и организовывать народные праздники | Участвовать в празднике, рассказывать об истории его возникновения | Проведения праздника | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе
В результате данного курса учащиеся должны приобрести социальные знания, понимание культуры и быта русского народа, истоков его возникновения. Роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни.
Учащиеся должны знать:
-культуру и быт русского народа;
-основные виды народного творчества и истоки его возникновения:
-назначение, цели и задачи народного творчества;
-основные составные части русского национального костюма;
-особенности национального костюма различных губерний России;
-назначение вышивки в народном костюме;
-виды женских головных уборов и способы их ношения;
-виды декоративно-прикладной росписи (Хохлома, Городец, Гжель, Жостово);
-основные этапы и элементы росписи предметов быта, цветовую палитру;
-праздники и обряды календарно-земледельческого круга, а так же семейно-бытовые (социальные) обряды;
-особенности фольклора: отличительные черты и манеры исполнения песен и танцев различных областей;
-деревенский фольклор районов Воронежской области.
Уметь:
-различать крой, цветовую гамму русского народного костюма;
-делать эскизы вышивки народного костюма;
-отличать современное искусство от фольклора;
-отвечать на вопросы по истории возникновения русских народных песен и танцев;
-выполнять основные движения танца Воронежской, Курской, Белгородской областей.
Перечень учебно-методического обеспечения
Материалы школьного краеведческого музея.
Ресурсы Интернет.
Приложение к журналу ИЯШ «Мозаика»
Книга «Край наш Воронежский».
Список литературы (основной и дополнительной)
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 96с. – (Работаем по новым Стандартам).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111с (Стандарты нового поколения).
Енин А.В. Внеурочная деятельность. Практика реализации эффективной модели
воспитания. Сборник сконструированных программ. Учебно-методическое пособие. Воронеж, ВОИПК и ПРО, 2014, - с.275.