Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МС протокол № __ от __________ Руководитель ______ / / |
Согласовано Заместитель директора по воспитательной работе __________ / / |
Утверждаю Приказ № ___ от ________ Директор школы: ___________ / / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по информатике и ИКТ
«Путешествие в Компьютерную Долину»
для 2-3 КЛАССА
Учитель: Дрозд Татьяна Николаевна
Село Новониколаевка
2013 – 2014 учебный год
Образовательная программа, на основе которой была разработана рабочая программа: Паутова А.Г. Программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» для 2-4 классов научно-технической направленности.
Автор программы: Дрозд Т.Н.
2. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» имеет научно-техническую направленность.
Внеурочные занятия по программе «Путешествие в Компьютерную Долину» предполагают создание и реализацию мини-проектов с помощью информационных технологий.
Слепой десятипальцевый метод набора текста. Умение набирать текст слепым десятипальцевым методом снижает трудоемкость работы на компьютере и повышает эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе.
Создание мультимедийных презентаций. Публичные выступления. Мультимедийные презентации рассматриваются как средство сопровождения публичных выступлений. Внеурочные занятия в рамках программы «Путешествие в Компьютерную Долину» предоставляют ученикам не только возможность создания презентации, но и ее представления в группе, классе. Ученики знакомятся с этапами работы над проектом и учатся самостоятельно их выполнять.
Учебный проект рассматривается как дидактическое средство, позволяющее с использованием технологии проектирования организовать целенаправленную деятельность по решению проблемы. Использование метода проектов позволяет развивать у младших школьников умения: выделять проблемы; ставить цель, планировать ход ее достижения; фиксировать результаты своей деятельности; оценивать соответствие результата цели.
Поиск информации в Интернете, фиксация и использование найденной информации. Работа учеников начальной школы в сети Интернет может быть организована в двух направлениях: поиск учебной информации с помощью поисковых машин по простым запросам (рисунки и описание конкретных растений, животных, архитектурных сооружений и т.д.); поиск информации на сайтах, заданных учителем.
Целью программы внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» является информационная поддержка проектной деятельности учащихся по всем предметам школьного курса и развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе.
Основные задачи программы:
— развитие проектных, исследовательских умений младших школьников; навыков набора текста;
— формирование начального опыта поиска информации в Интернете и фиксации найденной информации;
— развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).
Программа предназначена для реализации во 2-4 классах.
Продолжительность реализации программы: 1 занятие один раз в неделю в течение учебного года (34 ч — 2 класс, 34 ч — 3 класс, 34 ч — 4 класс).
Форма организации внеурочной деятельности: проектная деятельность.
Основные формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Ожидаемые результаты. В течение курса учащиеся научатся:
правильной постановке рук на клавиатуру компьютера;
последовательному выполнению тренировочных упражнений клавиатурного тренажёра;
самостоятельному принятию решений о переходе к следующему заданию;
созданию рисунков из символов клавиатуры в текстовом редакторе;
конкретизации и сужению темы проекта;
составлению плана работы над проектом;
созданию текстового описания работы над проектом;
публичной презентации проекта;
проектированию структуры мультимедийной презентации;
созданию мультимедийной презентации под руководством учителя и самостоятельно с опорой на конспект «Создание презентации»;
применению дизайна и разметки слайдов;
созданию гиперссылок на другие слайды презентации;
поиску изображений в Интернете, обработке цифровых фотографий, сканированию изображений;
вставке изображений в презентацию;
клавиатурному вводу текста.
Учащиеся могут научиться:
набирать текст с использованием слепого десятипальцевого метода набора текста;
решать поставленные проектные задачи, оформляя их решение в виде презентации.
Формы подведения итогов реализации программы: презентации проектов.
3. Учебно – тематический план
2 класс
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности |
Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности | Практическая часть занятия/форма организации деятельности |
1 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | 13 | Анимация: «Компьютер, его роль в жизни человека»/ коллективный просмотр | Тренажёр «Руки солиста» |
2 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Компьютерные программы». Часть 1/ коллективный просмотр | Тренажёр «Руки солиста» |
3 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Компьютерные программы». Часть 2/ коллективный просмотр | Тренажёр «Руки солиста» |
4 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Основные устройства и их назначение»/ коллективный просмотр | Тренажёр «Руки солиста» |
5 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Технология и безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка»/ коллективный просмотр | Тренажёр «Руки солиста» |
6 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Мышь и её назначение»/ коллективный просмотр | Игра «Спасение мяча», тренажёр «Руки солиста» |
7 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Назначение кнопок мыши»/ коллективный просмотр | Игра «Спасение мяча», тренажёр «Руки солиста» |
8 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Вспомогательная кнопка мыши»/ коллективный просмотр | Игра «Уборка комнаты», тренажёр «Руки солиста» |
9 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Операция перетаскивания»/ коллективный просмотр | Игра «Пазл», тренажёр «Руки солиста» |
10 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Рисование»/ коллективный просмотр | Упражнение «Нарисуй так же», тренажёр «Руки солиста» |
11 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Мышь помогает играть»/ коллективный просмотр | Тренажёр «Ловим пузырьки», тренажёр «Руки солиста» |
12 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Двойной клик»/ коллективный просмотр | Тренажёр «Руки солиста» |
13 | | Слепой десятипальцевый метод набора текста | Анимация: «Элементы интерфейса»/ коллективный просмотр | Тренажёр «Внешний вид», тренажёр «Руки солиста» |
14 | | Проект «Кто я?» | 5 | Анимация: «Огромные картинки»/ коллективный просмотр. Объявление темы проекта | Тренажёр «Охота за жемчугом». Составление плана работы над проектом. |
15 | | Проект «Кто я?» | Анимация: «Колесо мыши»/ коллективный просмотр | Игра «Подъёмный кран». Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете |
16 | | Проект «Кто я?» | Анимация: «Группы клавиш и их назначение»/ коллективный просмотр | Создание продукта проекта-презентации |
17 | | Проект «Кто я?» | Анимация: «Алфавитно-цифровые клавиши»/ коллективный просмотр | Тренажёр «Набор символов обеими руками». Создание продукта проекта-презентации |
18 | | Проект «Кто я?» | Описание работы над проектом | Презентация проекта |
19 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | 16 | Анимация: «Положение рук. Привязка клавиш к пальцам»/ коллективный просмотр. Объявление темы проекта | Тренажёр «Тренировка набора символов». Составление плана работы над проектом. |
20 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Блок клавиш управления курсором»/ коллективный просмотр | Упражнение «Вставь пропущенные слова». Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете |
21 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Вспомогательные клавиши Windows»/ коллективный просмотр | Создание продукта проекта-презентации |
22 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Клавиша контекстного меню»/ коллективный просмотр | Упражнение «Классификация животных». Создание продукта проекта-презентации |
23 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Дополнительная цифровая клавиатура»/ коллективный просмотр | Создание продукта проекта-презентации |
24 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Приёмы выделения со вспомогательными клавишами «Ctrl» и «Shift»/ коллективный просмотр | Упражнение «Выделение предметов по общим признакам». Создание продукта проекта-презентации |
25 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Комбинации клавиш для копирования и перемещения»/ коллективный просмотр | Создание продукта проекта-презентации |
26 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Копирование и перемещение второй кнопкой мыши»/ коллективный просмотр | Игра «Раздели поровну». Создание продукта проекта-презентации |
27 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Приёмы работы с текстом»/ коллективный просмотр | Упражнение «Диктант». Создание продукта проекта-презентации |
28 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Изображения на компьютере»/ коллективный просмотр | Создание продукта проекта-презентации |
29 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Редактирование растровых изображений»/ коллективный просмотр | Создание продукта проекта-презентации |
30 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Представление звука в компьютере»/ коллективный просмотр | Создание продукта проекта-презентации |
31 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Программа «Проводник»/ коллективный просмотр | Создание продукта проекта-презентации |
32 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Файлы и папки»/ коллективный просмотр | Создание продукта проекта-презентации |
33 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Анимация: «Поиск фразы в тексте»/ коллективный просмотр | Создание продукта проекта-презентации |
34 | | Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» | Описание работы над проектом | Презентация проекта |
3 класс
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности |
Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности | Практическая часть занятия/форма организации деятельности |
1 | | Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи | 6 | Работа с книгой «Техника безопасности». Постановка задач поиска | Практикум. «Виртуальное путешествие» в «Усадьбу карельского крестьянина» |
2 | | Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи | Работа с книгой «Основные части компьютера». Постановка вопросов для поиска ответов | Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
3 | | Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи | Работа с книгой «Дополнительные устройства». | Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
4 | | Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи | Работа с книгой «Помощники человека». | Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
5 | | Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи | Работа с книгой «Как работает компьютер». | Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
6 | | Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи | Работа с книгой «Программирование». Описание хода работы | Практикум. Представление текстовых документов с ответами на вопросы |
7 | | Коллективный проект «Весёлая азбука» | 5 | Работа с книгой «Профессии компьютера». Объявление темы проекта | Практикум. Составление плана работы над проектом |
8 | | Коллективный проект «Весёлая азбука» | Работа с книгой «Что у нас на рабочем столе». Знакомство с книгой А. Шибаева «Весёлая грамматика» | Практикум. Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете |
9 | | Коллективный проект «Весёлая азбука» | Работа с книгой «Панель задач». | Практикум. Создание продукта проекта- презентации |
10 | | Коллективный проект «Весёлая азбука» | Работа с книгой «Работа с компьютерной мышью». | Практикум. Создание продукта проекта- презентации |
11 | | Коллективный проект «Весёлая азбука» | Описание работы над проектом | Презентация проекта |
12 | | Коллективный проект «Кулинарная книга» | 5 | Работа с книгой «Указатели и курсоры». Объявление темы проекта | Практикум. Составление плана работы над проектом |
13 | | Коллективный проект «Кулинарная книга» | Работа с книгой «Курсоры мыши». | Практикум. Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете |
14 | | Коллективный проект «Кулинарная книга» | Работа с книгой «Текстовый курсор». | Практикум. Создание продукта проекта- презентации |
15 | | Коллективный проект «Кулинарная книга» | Работа с книгой «Что такое пиктограмма». | Практикум. Создание продукта проекта- презентации |
16 | | Коллективный проект «Кулинарная книга» | Описание работы над проектом | Презентация проекта |
17 | | Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста | 6 | Работа с книгой «Разнообразие пиктограмм». Постановка задач поиска | Практикум. Поиск на сайте (по указаниям учителя) |
18 | | Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста | Работа с книгой «Пиктограммы на экране компьютера». Постановка вопросов для поиска ответов | Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
19 | | Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста | Работа с книгой «Структура окна». | Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
20 | | Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста | Работа с книгой «Заголовок окна». | Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
21 | | Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста | Работа с книгой «Заголовок окна». | Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
22 | | Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста | Описание хода работы | Представление текстовых документов с ответами на вопросы |
23 | | Поиск в Интернете. «Башни Кремля» | 6 | Работа с книгой «Меню и панели». Постановка задач поиска | Практикум. Поиск в Интернете (по указаниям учителя) |
24 | | Поиск в Интернете. «Башни Кремля» | Работа с книгой «Рабочая область, полосы прокрутки, строка состояния». | Практикум. Поиск в Интернете (по указаниям учителя) |
25 | | Поиск в Интернете. «Башни Кремля» | Работа с книгой «Что такое меню». | Практикум. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля |
26 | | Поиск в Интернете. «Башни Кремля» | Работа с книгой «Компьютерные меню». | Практикум. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля |
27 | | Поиск в Интернете. «Башни Кремля» | Работа с книгой «Компьютерные меню». | Практикум. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля |
28 | | Поиск в Интернете. «Башни Кремля» | Описание хода работы | Представление текстовых документов |
29 | | Проект «Чему я научился на уроках информатики» | 6 | Объявление темы проекта | Самостоятельное составление плана работы над проектом |
30 | | Проект «Чему я научился на уроках информатики» | --- | Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете |
31 | | Проект «Чему я научился на уроках информатики» | --- | Создание продукта проекта - презентации |
32 | | Проект «Чему я научился на уроках информатики» | --- | Создание продукта проекта - презентации |
33 | | Проект «Чему я научился на уроках информатики» | Описание работы над проектом | Выступление с сообщением и презентацией перед одноклассниками |
34 | | Проект «Чему я научился на уроках информатики» | --- | Выступление с сообщением и презентацией перед одноклассниками |
4. Содержание изучаемого курса
2 класс
Слепой десятипальцевый метод набора текста. Тренировка автоматической правильной постановки рук на клавиатуру. Последовательное выполнение тренировочных упражнений клавиатурного тренажера. Самостоятельное принятие решений о переходе к следующему заданию. Создание рисунков из символов клавиатуры в текстовом редакторе.
Проект «Кто я?». Создание презентации из 4-5 слайдов под непосредственным руководством учителя. Применение дизайна и разметки слайдов. Создание гиперссылок на другие слайды презентации. Обработка цифровой фотографии и вставка ее в презентацию.
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края». Конкретизация и сужение темы проекта. Составление плана работы над проектом. Проектирование структуры мультимедийной презентации. Поиск изображений в Интернете, обработка цифровых фотографий, сканирование изображений. Клавиатурный ввод текста. Создание мультимедийной презентации самостоятельно с опорой на конспект «Создание презентации». Создание текстового описания работы над проектом. Публичная презентация проекта.
С целью формирования навыков работы за компьютером на занятиях также используются материалы «Курса элементарной компьютерной грамотности» (1-4 кл.), расположенного в «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».
3 класс
Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы:
Из каких помещений состоял дом карельского крестьянина? Ка назывались и для чего были предназначены изделия из бересты в быту карельского крестьянина? Что видно из окон дома карельского крестьянина? Где крестьяне хранили молоко? Найди и отгадай загадки карельских крестьян.
Коллективный проект «Весёлая азбука». Самостоятельное создание презентации, каждый слайд которой посвящён одной или нескольким буквам русского алфавита. Каждый слайд содержит рисунки, созданные учеником в графическом редакторе, и стихотворение. Рекомендуется использовать книгу Александра Шибаева «Весёлая грамматика».
Коллективный проект «Кулинарная книга». Создание страницы кулинарной книги с любимым домашним рецептом. Обработка и вставка цифровых иллюстраций. Объединение страниц, созданных учениками класса в единый файл. Создание оглавления.
Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста с мультиками. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы:
Как строился Московский Кремль? Назови этапы строительства. Какие реки омывают Московский Кремль? Чем занимались крестьяне, поселившиеся у стен Кремля? Сколько сторожевых башен в Кремлёвской стене и как называются самые крупные? Какова длина стен Московского Кремля? Для вычисления используй калькулятор. Сколько было проездных и сколько глухих башен Кремля?
Поиск в Интернете. «Башни Кремля». Поиск в Интернете изображений и описание заданной учителем башни Кремля. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля. Объединение страниц, созданных учениками класса в единый файл. Создание оглавления.
Проект «Чему я научился на уроках информатики». Ученик самостоятельно составляет план работы над проектом, отбирает содержание для презентации, создаёт презентацию, выступает с сообщением перед одноклассниками.
С целью повышения компьютерной грамотности на занятиях также используются материалы учебника-лаборатории «Изучаем компьютер», где к книге прилагается диск с вопросами, практикумами и контрольными тестами.
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование:
Печатные, экранно-звуковые пособия пособия:
Изучаем компьютер/ Дуванов А. – М.: Эксмо, 2012.- 112с.: ил.+СD-Rom. – (Мои первые уроки).
тренажёр: «Руки солиста».
Цифровые образовательные ресурсы:
httр://schооl-соllесtiоn.еdu.ги
httр://www.uznai-prezidenta.ru/
httр://kizhi.karelia.ru/
www.akademkniga.ru и [email protected].
29