СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность История в лицах 6 класс. Пояснительная записка.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 6 классах часу в неделю и предполагает изу­чение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества.

Цели:

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный курс внеурочной деятельности.

  • Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.
  • Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
  • Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность История в лицах 6 класс. Пояснительная записка.»

Внеурочная деятельность 6 класса «История в лицах»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История в лицах» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089), соответствует учебному плану МБОУ- лицея № 21 на 2014-2015 уч. год.


Курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 6 классах часу в неделю и предполагает изу­чение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества.

Цели:

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный курс внеурочной деятельности.

  • Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.

  • Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.

  • Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию уважения к отечественной исто­рии через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

  • Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ве­дения дискуссий, поиска и обработки информации.

  • Способствовать развитию мыслительных, творческих, ком­муникативных способностей учащихся.

  • Способствовать формированию и развитию умения сравни­вать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

  • Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и ис­ториков.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тема­тике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мне­ний;

  • представление в виде выступлений на семинарах, эссе, пре­зентаций результатов исследований;

  • анализ точек зрения современников и историков на жизне­деятельность исторических личностей, формулирование собствен­ной позиции;

  • обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

  • анализ исторической литературы и исторических источников,

  • презентации,

  • лекция,

  • дискуссия (дебаты),

  • сюжетно-ролевая игра («Суд»),

  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся,

  • «мозговой штурм» и др.

Основные формы отчетности:

тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие ра­боты (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»).

Условия успешного освоения содержания курса внеурочной деятельности: обеспечение доступа учащихся к исто­рической литературе; возможность создания и демонстрации элек­тронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Содержание элективного курса

Введение (2 ч.)

Роль личности в истории. Критерии причисления к историче­ским личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Тема 1. Древняя Русь (4 ч).

  1. Они были первыми…. Рюрик, Ольга Святая, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый

  2. Семинар «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Влади­мир Святославович (7-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев.

Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Кре­щение Руси.

Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мо­номах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».

  1. Семинар «Защитники Отечества». Святослав Иго­ревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Влади­мир Святославович (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и актив­ный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.

  2. Семинар «Носители идеалов православия» (3 часа). Идеа­лы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христиан­ства. «Святая». Владимир Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мучениче­ская смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». На­ значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общиножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?). Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Политические взгляды Не­стора.

Тема 2. Русь удельная (4 часа).

1. Судьба союза Ярославичей. (2 ч. )Начало раздробления государства. «Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь Ростово-Суздальский: распро­странение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Пе­ренесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.

2. Семинар «Защитники Отечества». Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.

3. Хранители православия в Удельной Руси. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери).

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (8 часов).

  1. Лекция. Семинар «Деятели Руси ХIV-ХV вв.» (2 часа). Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покор­ность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

  2. Семинар (1 ч.) «Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Кано­низация.

3. Семинар (1 ч.) «С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси».

С. Радонежский (1314-1392). Детство Варфо­ломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митро­политом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Жи­тие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собо­ра во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551.

4. Дмитрий Донской - защитник Отечества. Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покор­ность Москвы.

  1. Иван III – государь всея Руси. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

  2. Деловая игра-дебаты «Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравст­венное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канони­зация.

Тема 4. Россия XVI века (4 ч).

  1. «Избранная рада» (2 часа). Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель Рос­сии (ведение архивом, руководство составлением «Государева ро­дословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?-ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583).
    Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

  2. Семинар (1 ч.) «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замуже­ство дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

  3. Деловая игра (1 ч.) «Суд над Иваном Грозным». Иван Гроз­ный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Ре­формы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

  4. Семинар. «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность ди­настии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхо­ждения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

Тема 5. Россия периода Смуты (10 ч).

1. «Правители эпохи» (2 часа). Б. Годунов (1552-1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриар­шества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552-1612). Про­исхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы­ крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свер­жение. Пострижение, выдача полякам.

2. Урок-расследование. Судьба царевича Дмитрия.

3. Лжедмитрии. Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Лжедмитрием II. Последствия действий. Свер­жение. Пострижение, выдача полякам.

4. Семинар «Патриоты» (2 часа). Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интер­вентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канониза­ция. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский старос­та. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхож­дение. Начало государственной службы. Воевода. Участник перво­го ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судь­ба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ям­ского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в ук­реплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной культуре России.

5. Церковь в период Смуты. Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интер­вентами, семибоярщиной. Арест.

6. Роль личности в эпоху Смуты. Подведение итогов.

Материально-техническое обеспечение курса.

Литература.

  1. Васяева, М. Н. Смутное время - время упущенных возмож­ностей // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 6.

  2. Великие государственные деятели России. - М., 1996.

  3. Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.

  4. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учеб­ники дореволюционной России по истории. - М., 1993.

  5. История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв.-М., 1996.

10. История государства Российского: жизнеописания. XVIIвек.-М., 1997.

11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М., 1993.

12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.-СП6., 1993.

  1. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.

  2. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.

  3. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М., 1993.

  4. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели истори­ческой мысли. - М., 1990.

17'. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12.

  1. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.

Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.-№5-6

  1. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: го­сударственные деятели XVI века. - М., 2001.

  2. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.

  3. Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.

  4. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1997.

  5. Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.

  6. Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.

  7. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М., 1995.

Электронные пособия по истории

1. История Отечества 882-1917. Мультимедийный учебно-методический комплекс. Из-во СГИ. (CD)

2. История России и ее ближайших соседей. Энциклопедия для детей. Из-во

ООО «Кордиас-Медиа» 2005 г. (CD)

3. Энциклопедия истории России 862-1917. Из-во «Интерактивный мир» «Коминфо»

2004 г. (CD)

4. Аудиоучебники. Карамзин История государства Российского т.1-3.Из-во ООО «Бизнесфорт» 2006 г. (CD)

5. Иллюстрированная история Российского государства т.1-4. Фильм (DVD)

6. Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 класс. Из-во Министерство образования РФ. (CD)

7. Репетитор по истории. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». (CD)

8. Уроки по истории России VIII-XVIII вв. Кирилла и Мефодия. (CD)

9. Династия Романовых. Электронное пособие. (CD)

10. История государства Российского. Н.Карамзин. Фильм (CD)

11. История России ч. 1. (CD)

  1. Кабинет истории оборудован мультимедийным проектором, телевизором, DVD, компьютером, Интернет, полностью отвечает современным требованиям.