Урок по окружающему миру во 2 классе
(развивающая система Л. Занкова)
Учитель: Татаринова Анна Евгеньевна
Тема урока: Вода – растворитель. Практическая работа №5 «Вода – растворитель».
Цель урока: знакомство со свойством воды - растворять в себе вещества.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: проводить опыты, опытным путем устанавливать свойство воды – растворять вещества, ознакомиться с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в тексте; устанавливать причинно – следственные связи; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, приводить доказательства.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: оформлять диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ход урока:
Организационный момент.
- Каждый из нас живёт в доме или квартире, где есть свет, водопровод. Часто мы смотрим телевизор, работаем с компьютером. Можем отправиться в путешествие на поезде, на автомобиле или на самолете. Скажите, если бы мы заглянули в прошлое на много – много лет назад, мы увидели такую же жизнь людей? Благодаря чему всё это создано: электричество, транспорт, водопровод? Верно, благодаря науке. Как называют людей, которые занимаются наукой? Правильно, учёные. Предлагаю сегодняшний урок провести под девизом «Виват, наука!». А вам побывать в роли учёных.
Определение цели урока.
- Наш класс на сегодняшнем уроке превращается в научный центр, а каждая группа будет являться мини-лабораторией, в которой вы проведете небольшие исследования. Итак, уважаемые ученые, вам следует определить предмет исследования.
В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)
Актуализация знаний.
- Прежде чем начнут работать ученые в 6 лабораториях, давайте вспомним всё, что вы знаете о воде. Доскажите фразы.
1)Благодаря воде возникла на Земле …. (жизнь)
2) Вода не имеет… (Цвета, запаха, вкуса)
3)Вода бывает в трёх состояниях:… (жидком, твердом, газообразном)
4) Снег и лед – это вода в … (твердом состоянии)
5) Лед плавает потому что… (легче воды)
Открытие новых знаний.
А) Практическая работа. (РТ №68)
Групповая работа.
Оборудование для каждой группы: стакан с водой, два пустых стакана, ложку и одно из веществ для растворения (сахар, соль, растворимый кофе, вишневый сок).
Дети растворяют предложенное вещество, на листе бумаги записывают наблюдения и делают выводы.
(Дети должны понять, что вода является растворителем; вода, растворяя вещество, становится раствором.)
Физминутка.
Б) Работа с учебником. с.19
- Прочитайте в учебнике на стр.19, что такое растворение.
- Все ли вещества может растворить вода? Всегда ли вода растворяет полностью вещество? Давайте проверим.
В) Групповая работа.
(Каждая группа получает одно из веществ (мел, глина, мелкие камушки, древесные опилки.)
Г) Коллективное обсуждение результатов работы.
(Дети делают вывод, что не все вещества растворяются в воде.)
- Итак, о самой воде и ее свойствах мы узнали много нужного и полезного. А вот как нужно относиться к этому богатству, мы узнаем из учебника, стр.19.
5. Итог урока.
- Какие новые знания о воде вы приобрели сегодня?
- Где можно применить полученные знания?
- Для чего следует беречь воду?
6. Рефлексия урока.
- С какой капелькой воды вы сегодня подружились: с маленькой - если вам урок был неинтересен и неполезен; с большой капелькой воды – если вам понравился сегодняшний урок, вы узнали новое о воде.
7. Домашнее задание.
учебник: с.18-19 (читать и отвечать устно на вопросы)