МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 76» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПРОЕКТ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №1
«Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через наблюдение за распусканием почек на ветках тополя, помещенных в благоприятные и неблагоприятные условия»
Автор проекта:
воспитатель: Кудрина О.М.
2022-2023 учебный год
Проблема:
1. Можно ли «разбудить» растения от зимнего сна.
2. Как влияют условия внешней среды на рост и развитие растений.
Актуальность:
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста и развития. Чтобы восполнить недостающий объем знаний, удовлетворить детскую любознательность, активизировать логическое мышление, в группе необходимо создать условия для поисково - исследовательской деятельности детей. С этой целью был задуман и реализован кратковременный проект по наблюдению за развитием почек на ветках тополя в зимне-весенний период в помещении детского сада. Созданные условия позволяют дошкольникам самостоятельно вести наблюдения за объектом и отмечать происходящие изменения.
Новизна проекта состоит в том, что ход проекта охватывает все образовательные области.
Цель эксперимента: Создание условий для доказательства, что деревья зимой засыпают, но не умирают и что распускание почек происходит в разное время (у каждого растения свой вегетационный период) и на рост и развитие растений влияют условия окружающей среды.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у дошкольников представление о жизни растения как живого объекта: оно растет, развивается.
- Расширять представления детей о необходимости света, тепла, влаги для роста новых листьев из почки, делать выводы.
- Учить старших дошкольников вести наблюдение, замечать изменения.
- Приучать детей наслаждаться результатами своей деятельности: красотой распустившихся веток, их ароматом.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
- Приобщать детей к выполнению поручений, (добавить воды в баночку, переставить ближе к свету), видеть результат своего труда.
- Вызвать желание рассказать о своих наблюдениях.
Воспитательные:
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: дети старшей группы, педагог
Оборудование: 2 банки с водой, банка без воды, 3 побега дерева Тополь длинной 20-25 см.
Предварительная работа:
- Рассматривание почек на деревьях, растущих на участке детского сада
- Чтение стихов, разгадывание загадок
- Беседы с детьми на тему: «Зачем нужна вода?»
- Дидактическая игра «Кому нужна вода».
Наблюдения за распусканием веточек тополя.
Примерный план:
1. Срезать 3 побега (длиной 20-25 см.) тополя. Убедиться, что почки на побегах не повреждены!
2. Поставить побеги в:
- 1 побег в баночку с отстоянной водой и поместить в теплое и светлое место.
- 1 побег в баночку с отстоянной водой и поместить в теплое и темное место.
- 1 побег в баночку без воды и поместить в теплое и светлое место.
3. Вести наблюдение за всеми изменениями, происходящими с побегами.
4. Зафиксировать наблюдения с использованием таблицы «Дневник наблюдения».
5. Сделать вывод.
6. Рисование «Ветки тополя – без почек и с листьями»
Предполагаемый результат:
1. Дети опытным путем получат знания о том, что условия окружающей среды влияют на рост и развитие растений, что растения не погибают, а засыпают на зиму.
2. научится замечать изменения роста и развития растений.
5. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Ход наблюдения:
1. Мы срезали несколько веток тополя и поместили в разные условия в соответствии с планом.
2. Стали наблюдать за всеми изменениями, происходящими с побегами (см. подробно в «Дневнике наблюдения»).
ВЫВОД:
Зимой все деревья засыпают на период холодов, но не умирают. И как только возникают благоприятные условия для роста: тепло, длинный световой период, доступное питание (вода) - деревья просыпаются и начинают распускаться почки, то есть деревья оживают.
Поставленные цели выполнены, задачи достигнуты.
Отчет
ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №1
«Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через наблюдение за распусканием почек на ветках тополя, помещенных в благоприятные и неблагоприятные условия»
Актуальность проблемы:
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста и развития. Чтобы восполнить недостающий объем знаний, удовлетворить детскую любознательность, активизировать логическое мышление, в группе необходимо создать условия для поисково - исследовательской деятельности детей. С этой целью был задуман и реализован кратковременный проект по наблюдению за развитием почек на ветках тополя в зимне-весенний период в помещении детского сада. Созданные условия позволяют дошкольникам самостоятельно вести наблюдения за объектом и отмечать происходящие изменения.
Новизна проекта состоит в том, что ход проекта охватывает все образовательные области.
Цель эксперимента: Создание условий для доказательства, что деревья зимой засыпают, но не умирают и что распускание почек происходит в разное время (у каждого растения свой вегетационный период) и на рост и развитие растений влияют условия окружающей среды.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у дошкольников представление о жизни растения как живого объекта: оно растет, развивается.
- Расширять представления детей о необходимости света, тепла, влаги для роста новых листьев из почки, делать выводы.
- Учить старших дошкольников вести наблюдение, замечать изменения.
- Приучать детей наслаждаться результатами своей деятельности: красотой распустившихся веток, их ароматом.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
- Приобщать детей к выполнению поручений, (добавить воды в баночку, переставить ближе к свету), видеть результат своего труда.
- Вызвать желание рассказать о своих наблюдениях.
Воспитательные:
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: дети старшей группы, педагог
Предполагаемый результат:
1. Дети опытным путем получат знания о том, что условия окружающей среды влияют на рост и развитие растений, что растения не погибают, а засыпают на зиму.
2. научится замечать изменения роста и развития растений.
5. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
ВЫВОД:
Зимой все деревья засыпают на период холодов, но не умирают. И как только возникают благоприятные условия для роста: тепло, длинный световой период, доступное питание (вода) - деревья просыпаются и начинают распускаться почки, то есть деревья оживают.
Цели реализованы, задачи достигнуты.