ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
Воспитатель: Сафонова Л.Д.
Цель: систематизировать знания детей о вежливых словах; развивать внимание, логическое мышление, артистические способности, умение подбирать рифму; воспитывать стремление активно использовать в своей речи вежливые слова.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши, четверть альбомного листа.
Воспитатель. Начать занятие я хочу со сказки (автор Р. Куда), которая называется «Принцесса с Самым Красивым Голосом».
«У Принцессы с Самым Красивым Голосом был самый красивый голос. Не то что серебристый, а просто золотой. А стоит ли пользоваться золотым голосом, только
чтобы сказать «здравствуй» или «прощай», или «который час»? Пользоваться самым красивым голосом стоит, только когда наступит самый крайний случай.
Вот и не говорила принцесса ни «здравствуй», ни «прощай», вот и не желала ни «хлеб да соль», ни «Бог в помощь». Принцесса с Самым Красивым Голосом ждала самого крайнего в жизни случая, чтобы подать наконец свой золотой голос.
Другие ничего не знали про то, что она ждет. Давно уж решили, что принцесса немая и просто не умеет говорить.
Зато Принцесса с Самым Негодным Голосом всегда заговаривала с теми, кто ей встречался, ее голос без опаски звучал в лесу и на лугу, на городской улице и во дворе хутора. Когда принцесса приходила, она говорила «здравствуй», а когда уходила — «прощай». И «спасибо» она говорила и «простите» тоже.
В жизни так не бывает, чтобы не пришел крайний случай. Вот и в жизни Принцессы с Самым Красивым голосом наступил самый крайний случай. В тот день, когда во всеуслышание объявили, что самый красивый голос у Принцессы с Самым Негодным Голосом.
Тут от испуга у Принцессы с Самым Красивым Голосом открылся рот и она хрипло каркнула: «Вовсе не у нее, а у меня!».
Как вы думаете, ребята, какие слова и выражения помогли Принцессе с Самым Негодным Голосом приобрести самый красивый голос? {Ответы детей.) Какие еще подобные фразы вы знаете? Как их называют? (Вежливые, или волшебные слова.)
Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить волшебные слова, которые прозвучат в нем.
«Волшебные слова»
Извини,
Пожалуйста
И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы -
Таблицы умножения -
Есть еще таблица -
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» -
Волшебные слова!
Запись учащимися выражений в тетрадь. Проверка.
Воспитатель: Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «Здравствуйте!» А зачем мы его произносим?
— Слово «Здравствуйте!» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «Здравствуйте!», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь - повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повторить с утра.
Здравствуйте!
Здравствуйте! — ты скажешь человеку
Здравствуй! — улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Доброго пути!
Нам желают: доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Спасибо!
Мы все припомнить не смогли бы,
Ведь это было столько раз...
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
До свидания!
Когда мы увидимся снова?
— Никто не ответит заранее...
Сказать остается два слова,
И мы говорим: «До свидания!»
Будьте добры
Будьте добры, — эго я говорю по секрету,
Будьте добры — и не ждите за это конфету.
Будьте добры — без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры.
Подберите подходящее nо рифме вежливое слово или выражение:
Всегда я маме говорю: «За обед...» (благодарю).
Отзовется даже рыба, услышав теплое... (спасибо).
Прощенья попросить хотите — скажите четко... (извините).
Каждый день мы не напрасно говорим знакомым..
(здравствуй).
Приятеля обидев, попроси: «Пожалуйста,... (прости)
Прося, запомни, как пароль: «Пожалуйста, ... (позволь»).
Знакомым на прощание скажите:... (До свидания).
Перед сном приятно очень услыхать: ... (Спокойной ночи).
Следующее задание заключается в том, чтобы к каждой группе выражений из азбуки вежливости подобрать обобщающее слово. (Запись на доске. Коллективная работа.)
а) Анна Николаевна! б) Здравствуй!
Андрюша! Добрый день!
Дорогая бабушка! Приветствую.
Милая мама! Добрый вечер.
в) Я очень вас прошу... г) Простите, пожалуйста
Будьте добры! Прошу меня извинить.
Вы не могли бы... Виноват...
Будь любезен! Прошу прощения.
д) Спасибо! е) До свидания.
Благодарю вас. До скорой встречи.
Я вам очень признателен. Всего хорошего.
Большое спасибо. Пока!
Обобщающие слова: извинение, обращение, прощание, приветствие, просьба, благодарность.
Простите
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся,
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите», — сказал.
И мама молчит,
Улыбается лаже:
«Мы купим другую,
Есть лучше в продаже».
«Простите!» Казалось бы,
Что в нем такого,
А вот ведь какое
Чудесное слово
.
Вопросы:
О каком честном поступке говорится в стихотворении ?
Какое необычное, чудесное слово использует папа?
Когда и как его надо произносить?
Ты умеешь им пользоваться ? Как часто прибегаешь к его помощи ?
Давайте разыграем ситуации, в которых вы могли бы использовать слова и выражения из этой азбуки вежливости.
Желающие выходят к доске парами. Придумываются и разыгрываются мини-сценки на тему вежливости. Обсуждение.
Попробуйте дополнить предложения недостающими словами.
...говори «доброе утро», а вечером...
...говори «здравствуй», а прощаясь...
...то тебя называют вежливым, а если не пользуешься волшебными словами...
...относишься к людям, так и люди будут...
...на душе становится хорошо, а от злых слов...
А теперь расшифруйте пословицы о добрых словах. 1.
S | R | Д | Q | F | О | Б | Р | N | Ы | L | Е | J |
W | R | С | л | Y | О | и | J | и | В | А | W | N |
д | О | р | S | Z | О | Y | Ж | Е | R | G | I | R |
L | Б | О | R | W | R | Г | А | Т | С | Т | В | А |
Ответ: Добрые слова дороже богатства. Читаем только русские буквы по строчкам. 2.
О | Ж | Ы | О | ы | О | X |
т | Л | X | в | к | т | н |
в | И | с | я | н | с | Е |
Е | В | л | 3 | Е | О | Т |
Ответ: От вежливых слов язык не отсохнет. Читаем столбцами.
Каким тоном надо произносить приветствие?
Когда говорим слова «простите», «извините»?
Познакомимся с интересным явлением - интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.
Инсценировки.
Автор. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.
Старушка. Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.
Автор. Заметила старушка, сидевшая напротив.
Л е н а. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.
А в т о р. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.
- И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?
Слово воспитателя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат».
Д | 0 | Б | Р | 0 | Е |
С | Л | 0 | В | 0 | И |
К | 0 | Ш | К | Е | П |
Р | И | Я | Т | Н | 0 |
Ответ: Доброе слово и кошке приятно. Читаем строчками.
Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами. И тогда вас будут называть вежливыми и воспитанными. Добрые слова — это цветы человеческой души Так не скупитесь же раздавать эти замечательные цветы окружающим! Помните, что усилить красоту этих слов вам помогут улыбка и доброжелательный взгляд.
Эти чудные цветы
Добавят красоты,
И станет в мире меньше зла
И больше доброты.
Я попрошу вас в заключение нарисовать «эти чудные цветы» и на их лепестках написать запомнившиеся и полюбившиеся вам вежливые слова. (Самостоятельная работа.) Подарите друг другу эти цветы на память о сегодняшнем занятии. Пусть они всегда напоминают вам о необходимости как можно чаще употреблять добрые слова и выражения.
Подведем итоги занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»
4