Материал предназначен для классных руководителей в работе с детьми школьного возраста, перечислены поведенческие проблемы детей такие как лень, лживость, пассивность, неорганизованность, эгоизм, недисциплинированность, грубость и даны рекомендации педагогам по целенаправленному воспитательному воздействию на подростка с осложненным поведением.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательное воздействие на поведенческие проблемы детей»
Рекомендации педагогам по работе с особыми детьми
Составила педагог-психолог МБОУ «СОШ № 36» Гардабудских Надежда Степановна
Характерологические недостатки у подростков
Причины возникновения у школьников поведенческих проблем (Н.Д.Левитов)
Фактическая безнадзорность ребенка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров.
Отсутствие в семье единой твердой линии воспитания то, что обычно порождает слабохарактерность.
Избалованность ребенка в семье; недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости.
Отсутствие четкого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность.
Причины формирования лени у детей:
Отрицательное влияние окружающего социума или чрезвычайно заботливые родители. В прошлые годы у взрослых людей формировали убеждение, что трудиться можно «спустя рукава», избегать напряженных видов трудовой деятельности, добавлялась малая заинтересованность. Эти взгляды копируют подростки, а родители стремятся подготовить ребенка «к интеллигентной профессии». Отсюда формирование не вполне работоспособного человека.
Избалованность ребенка, родители выполняют все прихоти и капризы ребенка, не побуждая к целенаправленной учебной и трудовой деятельности. Отсюда формируется неусидчивость, отсутствие навыков самостоятельности и устойчивых учебно-познавательных интересов.
Отдаленная во времени действенность обучения для школьника. Они хотят получить готовый практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. Отсюда потеря интереса к учебе в школе.
Рекомендации:
Причины развития пассивности у школьников:
Расстройство физического здоровья или переутомление.
Причины переутомления:
Перегрузки на уроках
Неумение сосредоточенно готовить домашнее задание
Длительное сидение за компьютером
Частые посещения гостей
Одновременное посещение нескольких секций, кружков и т.д..
Дефекты умственного развития.
Причины внутреннего порядка
Особенности типа темперамента (флегматик – инертен, вял, малоподвижен и сонлив)
Личностные особенности: застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе
Неправильное воспитание
Слишком большая опека родителей (в таких семьях часто вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети)
Родители делают все за детей (дети растут инфантильные)
Родители, требующие безусловного послушания.
Понижение интеллектуальной активности
Причины снижения учебной активности
Недостатки в воспитании деятельностных мотивов учения
Усложнение учебного материала на средней ступени школьного образования
Нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи с либо завышенной самооценкой и легкостью в овладении знаниями в начальной школе, либо с заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости.
Снижение контроля родителей над школьниками или, наоборот, слишком мелочный контроль.
Переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность: участие в кружках, секциях, увлечение компьютерами и т.д..
Невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость.
Рекомендации:
Оздоровление и укрепление физической выносливости ребенка
Формирование внутренних мотивов деятельности: интересы, убеждения, стремления.
Внешнее побуждение к деятельности.
Включение в деятельность школьной малой группы, выполняя общественные поручения
Причины развития неорганизованности.
Мотивом поведения неорганизованных учащихся является желание самовыражения и самоутверждения.
Невольные дезорганизаторы они не ставят своей целью нарушение учебно-воспитательного процесса в класс, но невольно нарушают, так как постоянно спорят и пререкаются с преподавателями, вносят дополнения и т.д..
Выделяется группа мнимых дезорганизаторов – чрезвычайно активных на уроках школьников, они выступают как люди заинтересованные предметом, имеют желание разобраться в предмете – к ним относятся одаренные дети.
Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью, многие из них импульсивны, часто это связано с нежеланием ограничивать свою свободу.
Заорганизованные внешне – они слепо подчиняются порядку везде, они лишены самостоятельности и критичности, в жизненных ситуациях не могут проявить инициативу, и ждут указаний.
Заорганизованные внутренне – чрезмерная активность и жесткая самоорганизованность, не знают пределов физических и умственных возможностей (трудоголики). Заорганизованность может являться причиной проявления взрослости у подростков.
Рекомендации:
Привлечение к несложным видам общественно-организационной деятельности, постепенно усложнять, обучая подростка целесообразным приемам организации своей работы.
Педагогам не следует поддаваться раздражительности, проявлять терпимость и понимание в работе с дезорганизаторами.
Педагогам следует нейтрализовать крайние проявления активности дезорганизаторов при помощи доказательности и обоснованности своих суждений, сдержанности в общении.
Необходима работа по профилактике правонарушений, особенно в период каникул.
Воспитание организованности: умение планировать и выполнять свои дела.
Воспитание качеств: аккуратности, добросовестности, ответственности.
Причины несформированности настойчивости у школьников.
Настойчивость – это способность завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе напряженной и длительной деятельности. Ненастойчивые дети не ставят труднодостижимые и дальние цели или ставят их, но ими не руководствуются.
Рекомендации: пути воспитания настойчивости (Н.Д.Левитов).
Требуется тщательный контроль над выполнением любой работы: небрежно сделанное дело должно быть переделано.
В труде и учебе следует ставить перед ребенком интересные задачи, увлекать положительными примерами.
При первых затруднениях не следует сразу же оказывать помощь и устранять все препятствия самим: подростки должны учиться самостоятельно, преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы.
Необходимо формировать активность, организованность, упорство, уверенность в себе, сознательность.
В случае неудовлетворенности желания, стремления можно встретить реакции подростков: агрессию, отвлечение на другую деятельность, капризность, бесплодное повторение не получающейся деятельности или скованность, апатию.
Причины эгоизма у детей
Эгоист – это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей. Жизненная направленность эгоиста – собственное «Я», личное преуспевание.
Виды выражения эгоизма:
Нарциссически характер – объектом любви может являться внешность или обожание себя за внутренне «совершенство» (способности, ум, характер).
Синдром Клеопатры характерен для старшеклассниц - стремление обратить на себя внимание юношей, заигрывание с ними, а затем беспричинное раздражение, смех над товарищами.
Психологическое отчуждение - ощущение себя в обществе чужими, многое в их жизни определяется родителями, учителями. Причиной также является не оказание человеку помощи окружающими, не проявление к нему сочувствия, выражение равнодушия (часто родители заняты своими делами).
4. Эгоцентризм - в центр жизни подросток ставит свое «Я». Жизненной потребностью является необходимость похвалы, восхищение его способностями. Причиной формирования эгоизма являются неблагоприятные социальные условия (для того чтобы выжить в современных экономических условиях требуются эгоистические черты характера). В семейном воспитании часто родители заботятся только о ребенке, концентрируют свое внимание только на его нуждах и потребностях.
Рекомендации:
Формирование качеств: альтруизма (бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами), товарищество, забота о более слабом человеке.
Причины недисциплинированности
Наиболее распространенной причиной является избыток энергии.
Неумение разумно проявить свою инициативу.
Рекомендации:
Упрямые дети
Рекомендации:
Необходимо быть требовательным, но одновременно проявлять доброжелательность и тактичность.
Учет потребностей и интересов ребенка.
Организация правильного режима учебы и отдыха
Нормальные взаимоотношения в семье и школе
Разумная требовательность
Привлечение к коллективной творческой деятельности сверстников
Причины грубости у детей.
Ответная реакция на несправедливые действия взрослых.
Подавление личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения)
Мелочная опека со стороны взрослых.
Чрезмерное и неуместное выражение нежности к ребенку
Состояние переутомления у ребенка
Рекомендации:
Уважение достоинства ребенка
Предоставление ему определенной самостоятельности
Разумная организация его активности
Исправление взрослым своих ошибок, корректное поведение.
Правильно организованный режим занятий и отдыха.
Причины лживости у детей:
Боязнь наказания.
Стремление, во что бы то ни стало, привлечь к себе внимание окружающих.
3. Желание скрыть свой неблаговидный поступок или проступок товарища.
Рекомендации:
Акцентировать уважение к правдивости ребенка, объясняя, что лживость отягощает совершенный поступок.
Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.
. Рекомендации педагогам по целенаправленному воспитательному воздействию
на подростка с осложненным поведением
Группы педагогических приемов
1.группа. Созидательные, которые содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и подростком, установлению взаимопонимания:
Проявление доброты, внимания, заботы
Просьба
Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия, доброго отношения.
Поощрение рекомендуется применять при соблюдении следующих правил:
Совершение подростком нерядового для него положительного поступка;
Поощрение должно вызвать у подростка положительные эмоции;
Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе формы и значимости поощрения для компенсации усилий, затраченных подростком на совершение положительного поступка.
Не оставлять без поощрения каждое положительное проявление в поведении подростка;
Чтобы ни случилось, нельзя оставлять без награды каждое положительное проявление личности;
Никогда не отнимать полученную награду, так как вы реагируете на поступок, а не на подростка как личность, чтобы ни случилось, ребенок должен знать, что он «хороший».
Подростку необходима доля личной свободы и право на секрет; не усердствуйте в приказаниях, внушениях, распоряжениях, уговорах, помните о внушаемости ребенка;
Если обстоятельства диктуют, приказывайте твердо и решительно, но только оживленно и оптимистично;
Всегда учитывайте настроение ребенка и его состояние здоровья;
Не унижайте ребенка, относитесь к нему с уважением, если хотите от него такого же отношения;
Помните о неприкосновенности личности, выказывайте отношение только к поступкам, действиям: не «ты бессердечный», а «ты проступил бессердечно», не «ты невоспитанный», а «ты проявил невоспитанность».
«Авансирование личности», высказывание положительного мнения о личности, даже если пока еще его не заслужил в полной мере.
«Обходное движение». Ученик совершил неблаговидный поступок и находится в затруднительном положении. Задача педагога ненавязчиво дать подростку понять, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность, которая больше не повторится, так как из ошибок нужно извлекать урок.
Прощение.
2.группа. Некоторые приемы, способствующие формированию у подростка социально-одобряемого поведения.
Личный пример – полновесный аргумент правоты взрослого человека.
Моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои силы и возможности.
Вовлечение в интересную деятельность
Пробуждение гуманных чувств
3.группа. Приемы, основанные на понимании динамики формирования чувств и интересов подростка.
Опосредование. Взрослый достигает желаемых изменений в поведении ребенка не прямым указанием, как следует поступать, а посредством какого-либо промежуточного компонента.
«Фланговый подход». Взрослый, обнаружив проступок подростка, не осуждает его, а душевно затрагивает чувства ребенка, которые побуждают к проявлению его лучших черт.
Активизация сокровенных чувств ребенка заключается в поиске взрослым условий, которые способны затронуть и активизировать глубоко скрытые благородные устремления подростка.
4.группа. Прямые и косвенные тормозящие приемы.
Констатация поступка. Прямая – высказывание, акцентируемое на данном поступке, косвенная – высказывание или действие, указывающее подростку на то, что его поступок для взрослого не тайна.
Необычный подарок, без слов укоризны вручаемый подростку в качестве намека на невыполненную, согласно предварительной договоренности, работу.
Осуждение, как открытое отрицательное отношение взрослого к нарушению каких-либо норм поведения.
Наказание результативно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку.
Приказание как прием успешно только при правильном выборе взрослым тона его произнесения.
Предупреждение.
Вызов тревоги относительно предстоящего наказания.
Возмущение недопустимостью совершенного поступка.
5. группа. Вспомогательные приемы
Создание внешней опоры социально-одобряемого поведения заключается в формировании культурных и нравственных привычек с помощью нравственных упражнений, заключающихся в многократной организации проявлений социально-одобряемого поведения ребенка.
Отказ от концентрации внимания на отдельных проступках.
Нельзя в процессе общения с ребенком переходить на крик, который является признаком педагогического невежества