СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное воздействие на поведенческие проблемы детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для классных руководителей в работе с детьми школьного возраста, перечислены поведенческие проблемы детей такие как лень, лживость, пассивность, неорганизованность, эгоизм, недисциплинированность, грубость и даны рекомендации педагогам по целенаправленному воспитательному  воздействию на подростка с осложненным поведением.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное воздействие на поведенческие проблемы детей»

Рекомендации педагогам по работе с особыми детьми

Составила педагог-психолог МБОУ «СОШ № 36» Гардабудских Надежда Степановна


Характерологические недостатки у подростков

Причины возникновения у школьников поведенческих проблем (Н.Д.Левитов)

  • Фактическая безнадзорность ребенка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров.

  • Отсутствие в семье единой твердой линии воспитания то, что обычно порождает слабохарактерность.

  • Избалованность ребенка в семье; недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости.

  • Отсутствие четкого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность.

Причины формирования лени у детей:

  1. Отрицательное влияние окружающего социума или чрезвычайно заботливые родители. В прошлые годы у взрослых людей формировали убеждение, что трудиться можно «спустя рукава», избегать напряженных видов трудовой деятельности, добавлялась малая заинтересованность. Эти взгляды копируют подростки, а родители стремятся подготовить ребенка «к интеллигентной профессии». Отсюда формирование не вполне работоспособного человека.

  2. Избалованность ребенка, родители выполняют все прихоти и капризы ребенка, не побуждая к целенаправленной учебной и трудовой деятельности. Отсюда формируется неусидчивость, отсутствие навыков самостоятельности и устойчивых учебно-познавательных интересов.

  3. Отдаленная во времени действенность обучения для школьника. Они хотят получить готовый практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. Отсюда потеря интереса к учебе в школе.

Рекомендации:

    • Помочь проявить взрослость ребенка через стремление к познавательной деятельности.

    • Воспитательное воздействие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Причины развития пассивности у школьников:

  1. Расстройство физического здоровья или переутомление.

Причины переутомления:

  • Перегрузки на уроках

  • Неумение сосредоточенно готовить домашнее задание

  • Длительное сидение за компьютером

  • Частые посещения гостей

  • Одновременное посещение нескольких секций, кружков и т.д..

  1. Дефекты умственного развития.

  2. Причины внутреннего порядка

  • Особенности типа темперамента (флегматик – инертен, вял, малоподвижен и сонлив)

  • Личностные особенности: застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе

  1. Неправильное воспитание

  • Слишком большая опека родителей (в таких семьях часто вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети)

  • Родители делают все за детей (дети растут инфантильные)

  • Родители, требующие безусловного послушания.

  1. Понижение интеллектуальной активности

Причины снижения учебной активности

    • Недостатки в воспитании деятельностных мотивов учения

    • Усложнение учебного материала на средней ступени школьного образования

    • Нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи с либо завышенной самооценкой и легкостью в овладении знаниями в начальной школе, либо с заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости.

    • Снижение контроля родителей над школьниками или, наоборот, слишком мелочный контроль.

    • Переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность: участие в кружках, секциях, увлечение компьютерами и т.д..

    • Невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость.

Рекомендации:

      • Оздоровление и укрепление физической выносливости ребенка

      • Формирование внутренних мотивов деятельности: интересы, убеждения, стремления.

      • Внешнее побуждение к деятельности.

      • Включение в деятельность школьной малой группы, выполняя общественные поручения

Причины развития неорганизованности.

  • Мотивом поведения неорганизованных учащихся является желание самовыражения и самоутверждения.

  • Невольные дезорганизаторы они не ставят своей целью нарушение учебно-воспитательного процесса в класс, но невольно нарушают, так как постоянно спорят и пререкаются с преподавателями, вносят дополнения и т.д..

  • Выделяется группа мнимых дезорганизаторов – чрезвычайно активных на уроках школьников, они выступают как люди заинтересованные предметом, имеют желание разобраться в предмете – к ним относятся одаренные дети.

  • Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью, многие из них импульсивны, часто это связано с нежеланием ограничивать свою свободу.

  • Заорганизованные внешне – они слепо подчиняются порядку везде, они лишены самостоятельности и критичности, в жизненных ситуациях не могут проявить инициативу, и ждут указаний.

  • Заорганизованные внутренне – чрезмерная активность и жесткая самоорганизованность, не знают пределов физических и умственных возможностей (трудоголики). Заорганизованность может являться причиной проявления взрослости у подростков.

Рекомендации:

    • Привлечение к несложным видам общественно-организационной деятельности, постепенно усложнять, обучая подростка целесообразным приемам организации своей работы.

    • Педагогам не следует поддаваться раздражительности, проявлять терпимость и понимание в работе с дезорганизаторами.

    • Педагогам следует нейтрализовать крайние проявления активности дезорганизаторов при помощи доказательности и обоснованности своих суждений, сдержанности в общении.

    • Необходима работа по профилактике правонарушений, особенно в период каникул.

    • Воспитание организованности: умение планировать и выполнять свои дела.

    • Воспитание качеств: аккуратности, добросовестности, ответственности.

Причины несформированности настойчивости у школьников.

Настойчивость – это способность завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе напряженной и длительной деятельности. Ненастойчивые дети не ставят труднодостижимые и дальние цели или ставят их, но ими не руководствуются.

Рекомендации: пути воспитания настойчивости (Н.Д.Левитов).

  • Требуется тщательный контроль над выполнением любой работы: небрежно сделанное дело должно быть переделано.

  • В труде и учебе следует ставить перед ребенком интересные задачи, увлекать положительными примерами.

  • При первых затруднениях не следует сразу же оказывать помощь и устранять все препятствия самим: подростки должны учиться самостоятельно, преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы.

  • Необходимо формировать активность, организованность, упорство, уверенность в себе, сознательность.

В случае неудовлетворенности желания, стремления можно встретить реакции подростков: агрессию, отвлечение на другую деятельность, капризность, бесплодное повторение не получающейся деятельности или скованность, апатию.

Причины эгоизма у детей

Эгоист – это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей. Жизненная направленность эгоиста – собственное «Я», личное преуспевание.

Виды выражения эгоизма:

  1. Нарциссически характер – объектом любви может являться внешность или обожание себя за внутренне «совершенство» (способности, ум, характер).

  2. Синдром Клеопатры характерен для старшеклассниц - стремление обратить на себя внимание юношей, заигрывание с ними, а затем беспричинное раздражение, смех над товарищами.

  3. Психологическое отчуждение - ощущение себя в обществе чужими, многое в их жизни определяется родителями, учителями. Причиной также является не оказание человеку помощи окружающими, не проявление к нему сочувствия, выражение равнодушия (часто родители заняты своими делами).

4. Эгоцентризм - в центр жизни подросток ставит свое «Я». Жизненной потребностью является необходимость похвалы, восхищение его способностями. Причиной формирования эгоизма являются неблагоприятные социальные условия (для того чтобы выжить в современных экономических условиях требуются эгоистические черты характера). В семейном воспитании часто родители заботятся только о ребенке, концентрируют свое внимание только на его нуждах и потребностях.

Рекомендации:

  • Формирование качеств: альтруизма (бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами), товарищество, забота о более слабом человеке.

Причины недисциплинированности

  1. Наиболее распространенной причиной является избыток энергии.

  2. Неумение разумно проявить свою инициативу.

Рекомендации:

    • Формировать у подростков интерес к общественно полезной деятельности

    • Рационально направлять проявление их активности.

Упрямые дети

Рекомендации:

  • Необходимо быть требовательным, но одновременно проявлять доброжелательность и тактичность.

  • Учет потребностей и интересов ребенка.

  • Организация правильного режима учебы и отдыха

  • Нормальные взаимоотношения в семье и школе

  • Разумная требовательность

  • Привлечение к коллективной творческой деятельности сверстников

Причины грубости у детей.

  1. Ответная реакция на несправедливые действия взрослых.

  2. Подавление личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения)

  3. Мелочная опека со стороны взрослых.

  4. Чрезмерное и неуместное выражение нежности к ребенку

  5. Состояние переутомления у ребенка

Рекомендации:

    • Уважение достоинства ребенка

    • Предоставление ему определенной самостоятельности

    • Разумная организация его активности

    • Исправление взрослым своих ошибок, корректное поведение.

    • Правильно организованный режим занятий и отдыха.

Причины лживости у детей:

  1. Боязнь наказания.

  2. Стремление, во что бы то ни стало, привлечь к себе внимание окружающих.

3. Желание скрыть свой неблаговидный поступок или проступок товарища.

Рекомендации:

  • Акцентировать уважение к правдивости ребенка, объясняя, что лживость отягощает совершенный поступок.

  • Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.


. Рекомендации педагогам по целенаправленному воспитательному воздействию

на подростка с осложненным поведением

Группы педагогических приемов

1.группа. Созидательные, которые содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и подростком, установлению взаимопонимания:

  • Проявление доброты, внимания, заботы

  • Просьба

  • Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия, доброго отношения.

Поощрение рекомендуется применять при соблюдении следующих правил:

    • Совершение подростком нерядового для него положительного поступка;

    • Поощрение должно вызвать у подростка положительные эмоции;

    • Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе формы и значимости поощрения для компенсации усилий, затраченных подростком на совершение положительного поступка.

    • Не оставлять без поощрения каждое положительное проявление в поведении подростка;

    • Чтобы ни случилось, нельзя оставлять без награды каждое положительное проявление личности;

    • Никогда не отнимать полученную награду, так как вы реагируете на поступок, а не на подростка как личность, чтобы ни случилось, ребенок должен знать, что он «хороший».

    • Подростку необходима доля личной свободы и право на секрет; не усердствуйте в приказаниях, внушениях, распоряжениях, уговорах, помните о внушаемости ребенка;

    • Если обстоятельства диктуют, приказывайте твердо и решительно, но только оживленно и оптимистично;

    • Всегда учитывайте настроение ребенка и его состояние здоровья;

    • Не унижайте ребенка, относитесь к нему с уважением, если хотите от него такого же отношения;

    • Помните о неприкосновенности личности, выказывайте отношение только к поступкам, действиям: не «ты бессердечный», а «ты проступил бессердечно», не «ты невоспитанный», а «ты проявил невоспитанность».

      • «Авансирование личности», высказывание положительного мнения о личности, даже если пока еще его не заслужил в полной мере.

      • «Обходное движение». Ученик совершил неблаговидный поступок и находится в затруднительном положении. Задача педагога ненавязчиво дать подростку понять, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность, которая больше не повторится, так как из ошибок нужно извлекать урок.

      • Прощение.

2.группа. Некоторые приемы, способствующие формированию у подростка социально-одобряемого поведения.

  • Убеждение и личный пример. Убеждение – это разъяснение, и доказательство необходимости либо недопустимости определенного поведения, поступка.

Личный пример – полновесный аргумент правоты взрослого человека.

  • Моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои силы и возможности.

  • Вовлечение в интересную деятельность

  • Пробуждение гуманных чувств

3.группа. Приемы, основанные на понимании динамики формирования чувств и интересов подростка.

  • Опосредование. Взрослый достигает желаемых изменений в поведении ребенка не прямым указанием, как следует поступать, а посредством какого-либо промежуточного компонента.

  • «Фланговый подход». Взрослый, обнаружив проступок подростка, не осуждает его, а душевно затрагивает чувства ребенка, которые побуждают к проявлению его лучших черт.

  • Активизация сокровенных чувств ребенка заключается в поиске взрослым условий, которые способны затронуть и активизировать глубоко скрытые благородные устремления подростка.

4.группа. Прямые и косвенные тормозящие приемы.

  • Констатация поступка. Прямая – высказывание, акцентируемое на данном поступке, косвенная – высказывание или действие, указывающее подростку на то, что его поступок для взрослого не тайна.

  • Необычный подарок, без слов укоризны вручаемый подростку в качестве намека на невыполненную, согласно предварительной договоренности, работу.

  • Осуждение, как открытое отрицательное отношение взрослого к нарушению каких-либо норм поведения.

  • Наказание результативно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку.

  • Приказание как прием успешно только при правильном выборе взрослым тона его произнесения.

  • Предупреждение.

  • Вызов тревоги относительно предстоящего наказания.

  • Возмущение недопустимостью совершенного поступка.

5. группа. Вспомогательные приемы

  • Создание внешней опоры социально-одобряемого поведения заключается в формировании культурных и нравственных привычек с помощью нравственных упражнений, заключающихся в многократной организации проявлений социально-одобряемого поведения ребенка.

  • Отказ от концентрации внимания на отдельных проступках.

Нельзя в процессе общения с ребенком переходить на крик, который является признаком педагогического невежества