Воспитательное занятие
«Встреча поколений»
Жигулева Людмила Юрьевна,
педагог дополнительного образования
МБУ «Центр образовательной и
музейной деятельности»
ССОП «Центр творчества»
2024 г.
Пояснительная записка
Цель: формирование ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям.
Задачи:
сфокусировать внимание на особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений;
пояснить, что такое ценность семейных отношений, почему важно уважительное, бережное, заботливое отношение детей к родителям.
способствовать формированию культуры общения подростков с родителями.
Личностные результаты:
гражданское воспитание: понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
патриотическое воспитание: ценностное отношение к семейным традициям народов России;
духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
– выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
– делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
Регулятивные универсальные учебные действия
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
– регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
Предметные результаты:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
– осознание значимости крепкой семьи как ценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России;
– формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи;
– умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со старшими членами семьи;
– умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками.
Направление воспитательной деятельности: духовно-нравственное.
Вид занятия: проблемно-ценностное общение.
Форма занятия: встреча.
Участники: обучающиеся 9-11 классов, их родители, бабушки и дедушки.
Материально-техническое обеспечение: столы, стулья, медиапроектор, экран, компьютер, колонки, кейсы с дидактическими материалами, ручки, цветные карандаши, фломастеры.
Перечень использованной литературы, интернет-ресурсов
1.Лыкова И. А., Майер А. А., Машкова Д. В. Обзор исследований традиций семейного воспитания. //Семейное воспитание в условиях новой социальной реальности: отечественный и зарубежный опыт. Под редакцией И. А. Лыковой, А. А. Майера. М.: 2022. С.47 URL:
https://институтвоспитания.рф/institut/publications/ (Дата обращения: 12.10.2024)
2. Песня «Дорогие мои старики». //Осиашвили С., Суруханов И. Песня «Дорогие мои старики». URL: https://rus.hitmotop.com/song/74753359 (Дата обращения: 05.10.2024)
3. Притча «Орёл и орлёнок». URL: https://m.ok.ru/group/51939492954303/topic/69896414885311 (Дата обращения: 07.10.2024)
4. Программа курса «Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов и студентов профессиональных образовательных организаций. URL:
https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/fbe/65iaqyxd11nb8z0quhww7ivhzakyc974.pdf (Дата обращения: 05.10.2024)
5. Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее –
программа) для 5–9 классов. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/08/2_5300844784137559930.pdf (Дата обращения: 06.10.2024)
6. Социальный ролик «Брошенные». URL: https://rutube.ru/video/fc117df33a726c6f6b1142f5dcc87f40/ (Дата обращения: 06.10.2024)
7. Социальная реклама. Видеоролик. «Связь поколений». URL: https://yandex.ru/video/preview/5586626791845964734
8. Толстой Л.Н. Старый дед и внучек. URL: https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/01text/0058.htm (Дата обращения: 05.10.2024)
Содержание:
Подготовительная часть: участникам мероприятия лично вручаются приглашения. Определяется количество участников. Выводятся на печать дидактические материалы для кейсов.
Основная часть:
Перед началом занятия участники рассаживаются за столы по поколениям (1 стол: бабушки и дедушки, 2 стол: родители; 3 стол: дети).
Ведущий: здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами поговорим о семье. Семья-самое важное и ценное в жизни каждого человека. Она главная опора, основа стабильности и надежности, прочная связь времен и поколений, источник мудрости, сохранения и приумножения традиций. Семья – это дом, это мама и папа, бабушка и дедушка, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться вашим успехам больше всех на свете и переживать за вас больше всех. Семья – это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции.
Тема сегодняшней нашей встречи «Связь поколений».
Кейс 1. Просмотр и обсуждение социального ролика «Брошенные».
(Приложение 1)
Ведущий: уважаемые участники, предлагаю вам посмотреть видеоролик. Внимание на экран.
Просмотр видеоролика. Обсуждение.
Ведущий задаёт вопросы участникам:
-Какое впечатление произвёл на вас фильм? Какие чувства и эмоции возникли у вас внутри?
-Какая проблема или проблемы показаны в этом социальном ролике?
-Что чувствуют те, кого предают?
-Какова цель этого социального ролика?
Участники отвечают на вопросы.
Вывод: брошенные престарелые родители, жестокое обращение с животными, предательство, одиночество. Цель: привлечь внимание к проблемам брошенных родителей и животных, жестокому обращению с животными, изменить поведение и мышление людей.
Кейс 2. Прослушивание и обсуждение песни И. Саруханова «Дорогие мои старики». (Приложение 2)
Ведущий: послушайте, пожалуйста, песню Игоря Саруханова «Дорогие мои старики». Проанализируйте текст песни (распечатанные слова лежат на столах) и ответьте на вопросы.
Ведущий задаёт вопросы участникам:
-О чем говорит автор песни?
-Какие чувства и эмоции возникли у вас внутри?
Участники отвечают на вопросы.
Вывод. Эмоциональная, настоящая, чувственная, правдивая, мелодичная, проникновенная и очень трогательная песня "Дорогие мои старики" близка каждому из нас, потому что она о самых дорогих, любимых людях-наших родителях. Любите и цените своих родителей, своих бабушек и дедушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими поступками и словами. Не совершайте предательства по отношению к ним. Берегите их!
Кейс 3. Обсуждение результатов исследования традиций семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВРАО». (Приложение 3)
Ведущий: на ваших столах лежат листы с результатами исследований традиций семейного воспитания в Российской Федерации Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».
Задание: проанализируйте данные таблицы и ответьте на следующие вопросы:
1. Какой вывод о традициях семейного воспитания в России можно сделать на основе представленных данных?
2. Какие традиции воспитания сохраняются в вашей семье?
3. Какую роль играет старшее поколение (бабушки и дедушки) в воспитании молодежи?
Работа в группах.
Представление результатов работы групп.
Вывод: семейные традиции способствуют сближению членов семьи; совместное времяпровождение - средство семейного воспитания, где дети приобретают культуру отношений в семье, учатся общению; традиции нескольких поколений устанавливают межпоколенную связь, помогают ребёнку осознать принадлежность к роду и гордиться своей семьёй.
Кейс 4. Чтение и обсуждение притчи Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», беседа. (Приложение 4)
Ведущий: послушайте притчу Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Ведущий задаёт вопрос участникам:
- О чем главная мысль притчи?
Примерные ответы участников: внук открывает своим родителям глаза, всего лишь назвав вещи своими именами; в притче осуждаются чёрствость и эгоизм, недоброжелательное отношение к ближнему; поучительная история о том, как важно уважать старость, беречь постаревших родителей и заботиться о них.
Вывод: главная мысль притчи в том, что старость нужно уважать. Надо
любить родителей не только тогда, когда они в силе, но и когда они становятся слабыми и немощными. К людям надо относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Кейс 5. Выполнение практического задания «Письмо благодарности». (Приложение 5)
Ведущий предлагает выполнить практическое задание-написать письма благодарности своим родителям и детям.
Групповая работа. Дети пишут письма благодарности родителям, бабушкам и дедушкам; родители пишут своим детям и своим родителям; бабушки и дедушки пишут письма благодарности своим детям и внукам.
Ведущий предлагает зачитать письма вслух.
Группы зачитывают свои письма благодарности родителям, бабушкам, дедушкам за любовь, заботу, внимание и поддержку, за пример крепких семейных отношений.
Родители благодарят детей за то, что они просто есть, за то, что любят своих родителей, за то, что поддерживают в трудную минуту, за то, что делают взрослых лучше, за то, что часто дети мудрее взрослых и др.
Кейс 6. Просмотр и обсуждение социальной рекламы. (Приложение 6).
Ведущий: уважаемые участники, предлагаю вам посмотреть ещё один социальный ролик. Внимание на экран.
Просмотр видеоролика. Обсуждение.
Ведущий задаёт вопросы:
-Какое впечатление произвёл на вас ролик?
-Какие чувства и эмоции возникли у вас внутри?
Ответы участников.
Вывод: родители подарили нам жизнь, а в том, какими мы выросли, есть заслуга старших; связь поколений очень важна в воспитании детей, объединяет и сплачивает людей. Люди, помнящие, знающие, уважающие традиции своих дедов и прадедов, сильны духом. Видеоролик содействует духовному развитию личности.
Заключительная часть.
Ведущий: над огромным мрачным ущельем летел орел. На его спине сидел орленок – его сын. Орлу было тяжело, но он понимал, что сын сам пока не справится. Орленок был еще слабый и маленький, такой перелет явно бы не осилил. Орленок сказал отцу:
- Папа, ты такой сильный. Когда я вырасту, то также буду тебя нести на своей спине.
- Нет, сынок. Когда ты будешь взрослым – ты на своей спине уже понесешь своего сына. (Приложение 7).
Ведущий подводит итог: вроде бы несколько слов, а как цепляет… Сразу накатываются слезы. Дети вырастают, обзаводятся собственными детьми, и забывают о своих родителях. Одно поколение сменяет другое, кто-то старится и умирает, кто-то рождается и растет, но потом также идет к своему старению. Мы гости в этом мире. Сколько каждому из нас отмерено, - столько важно прожить в ладу со своей совестью. Почтительное отношение и благодарность родителям как раз является частью внутренней гармонии. Не забывайте о своих родителях, ведь они так вас любят.
Вернёмся к теме нашей сегодняшней встречи «Связь поколений». Надеюсь, что сегодняшний наш разговор заставит вас задуматься, как много значит связь поколений- важное условие сохранения традиций и ценностей семьи. Забота о старших родственниках, уважение, доверие-основа отношения детей к родителям.
Дорогие дети, уважаемые взрослые, благодарю Вас за активное участие и искренность! Пусть свет любви и добра согревает ваш семейный очаг. Мира и счастья вашему дому и семьям!
Рекомендации по использованию сценария:
Сценарий занятия может быть использован при проведении внеурочных мероприятий, посвященных Дню пожилого человека и Дню семьи, в преподавании курса «Семьеведения». Соответствует теме «Родители и дети. Взаимоотношения поколений» в программе курса «Семьеведение» для 10-11 классов.
Использование интерактивной кейс-технологии позволяет формировать у обучающихся знания, умения, личностные качества на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации, способствует развитию метапредметных знаний и умений обучающихся, в том числе коммуникативных навыков и, так называемых, soft skills: умение работать в команде, проявлять гибкость, улаживать конфликты, умение убеждать и искать компромиссы и др.
Для получения видео и аудиоматериалов, литературных источников необходимо в приложении скопировать ссылку и вставить в строку браузера.
Приложение1
Кейс 1. Просмотр и обсуждение социального ролика «Брошенные».
https://rutube.ru/video/fc117df33a726c6f6b1142f5dcc87f40/
Приложение 2
Кейс 2. Прослушивание и обсуждение песни И. Саруханова «Дорогие мои старики». https://rus.hitmotop.com/song/74753359
Дорогие мои старики
Постарели мои старики
Hе заметно, как это бывает,
И уже с чьей-то лёгкой руки
Маму бабушкой все называют.
И всё чаще тревожит отец,
Хоть и делает вид, что здоров,
Для меня нет дороже сердец,
Чем сердца этих двух стариков.
Дорогие мои старики,
Дайте я вас сейчас расцелую,
Молодые мои старики,
Мы ещё, мы ещё повоюем.
Вам обоим к лицу седина
И морщинки лучами косыми,
И я ваши возьму имена,
Чтоб назвать ими дочку и сына.
И глаза ваши станут светлей,
Их огня никому не задуть,
Ведь внучат любят больше детей,
Только я не ревную ничуть.
Дорогие мои старики,
Дайте я вас сейчас расцелую,
Молодые мои старики,
Мы ещё, мы ещё повоюем.
Дорогие мои старики,
Дайте я вас сейчас расцелую,
Молодые мои старики,
Мы ещё, мы ещё повоюем.
Приложение 3
Кейс 3. Результаты исследования традиций семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ».
Наиболее часто практикуемые традиции семейного
воспитания (в % от общего числа вариантов ответов)
Практикуемые в семье традиции семейного воспитания | Частота выбора (%) |
Прогулки на природе | 83,3 |
Уборка и благоустройство дома | 72,1 |
Совместный просмотр мультфильмов, кинофильмов | 70 |
Совместное приготовление еды | 60,9 |
Привлечение детей к тому, что делают сами родители | 58,3 |
Развивающие игры | 49,5 |
Обучение рукоделию и др. трудовым навыкам | 37,8 |
Совместные занятия спортом | 36 |
Совместное чтение | 35,7 |
Слушание музыки | 31,5 |
Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело | 13,8 |
Другое (свободные ответы респондентов) | 0,2 |
Задание: проанализируйте данные таблицы и ответьте на следующие вопросы:
Какой вывод о традициях семейного воспитания в России можно сделать на основе представленных в исследовании данных?
Какие традиции воспитания сохраняются в вашей семье?
Какую роль играет старшее поколение (бабушки и дедушки) в воспитании молодежи?
Приложение 4
Кейс 4. Чтение и обсуждение притчи Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/01text/0058.htm
Старый дед и внучек
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Толстой Л.Н.
Какова мораль этой притчи?
Приложение 5
Кейс 5. Выполнение практического задания «Письмо благодарности».
Дети пишут письма благодарности родителям, бабушкам и дедушкам; родители пишут своим детям и своим родителям; бабушки и дедушки пишут письма благодарности своим детям и внукам.
Приложение 6
Кейс 6. Просмотр и обсуждение социальной рекламы «Связь поколений»
https://vk.com/im?sel=476917135&z=video476917135_456239269%2F579aa325f8bae3dbe8
Вопросы для обсуждения:
-Какое впечатление произвёл на вас ролик?
-Какие чувства и эмоции возникли у вас внутри?
Приложение 7
Притча «Орёл и орлёнок» https://m.ok.ru/group/51939492954303/topic/69896414885311
Над огромным мрачным ущельем летел орел. На его спине сидел орленок – его сын. Орлу было тяжело, но он понимал, что сын сам пока не справится. Орленок был еще слабый и маленький, такой перелет явно бы не осилил. Орленок сказал отцу:
- Папа, ты такой сильный. Когда я вырасту, то также буду тебя нести на своей спине.
- Нет, сынок. Когда ты будешь взрослым – ты на своей спине уже понесешь своего сына. (Приложение 7).