Воспитательный час «Родина моя – Россия»
для учащихся начальной школы
подготовила воспитатель МЦО «Интердом» им. Е.Д.Стасовой
Шалашова Ольга Николаевна
Цель: Воспитание патриотизма и гражданственности
Задачи:
- Создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника;
- Формирование устойчивого уважительного отношения к родной стране, к народам, населяющим ее
- Развитие кругозора учащихся, обогащение их словарного запаса.
- Сплочение детского коллектива;
Оборудование:
Политическая карта современной России, портрет Владимира Владимировича Путина, рисунки детей, аудиозапись песни «Родина моя», рисунки детей, презентация, компьютер, интерактивная доска
Предварительная работа.
1.Проведение конкурса рисунков «Моя Родина»
2.Подбор стихотворений и музыкального оформления.
3. Подготовка детьми сообщений о символах России
Предполагаемые результаты мероприятия.
1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.
2. Высокий уровень толерантности, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.
Ход :
Звучит запись песни «Родина моя» (ансамбль «Непоседы»)
Ведущий: Добрый день! Ребята, сегодня мы собрались, чтобы отправиться в небольшое путешествие.
У географической карты – двое учеников. (показывают указкой очертания страны)
- Если долго – долго – долго
В самолете нам лететь,
Если долго – долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна!
Ведущий: Как вы поняли, каков будет наш маршрут? (ответы)
- Да, мы приглашаем всех посмотреть родные просторы, прикоснуться к истории нашей страны , нашей Родины – России . Все согласны отправиться в путешествие?
- А отправной точкой будет то место, что называется «малой родиной». У каждого свое представление о красоте родных мест, сейчас мы сможем в этом убедиться.
Рассматриваем «Наш вернисаж» – подготовленные рисунки.
Рассказ детей о любимых местах родного края.
Чтение стихотворения З.Александровой «Если скажут слово Родина…»
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Как вы думаете, откуда пришло слово «Родина», как его толкуют словари ?
Ответ ученика
В толковом словаре говорится, что слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. Ведущий:
-А какие слова вы знаете, которые произошли от слова род?
Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкие по смыслу.
- А что для вас Родина?
(дети показывают свои рисунки и объясняют)
- Город, в котором мы живём, дом, в котором родились, березка у родного порога – всё это и есть Родина, т.е. родное сердцу место. А такое место нельзя не любить. Давайте вспомним известное вам уже слово, пришедшее к нам из греческого языка и означающее «любящий родину» - (патриот)
Слайд – Патриот –это…
- А есть и более общее для всех понятие слова « Родина» - это вся наша огромная многонациональная страна, протянувшаяся «с южных гор до северных морей». В течение многих столетий формировалась территория нашего государства. И далеко не всегда увеличивалась за счет завоеваний. Отважные путешественники открывали новые земли, находили природные богатства. И еще важно было найти общий язык с коренным населением.
Слайд – «Первооткрыватели Сибири и Дальнего Востока»
Не зря одним из известнейших людей России 18 века – ученым и поэтом М.В.Ломоносовым – были сказаны такие пророческие слова:
«Российское могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном»
Слайд – «Природа Сибири», «Добыча полезных ископаемых»
- Наша страна очень велика. Если на западе только восходит солнце, то на востоке уже наступает ночь. И живут везде люди, много разных людей.
Слайд – «Многонациональная Россия»
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.
Стихотворение Владимира Степанова
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним - милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех - одна.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
Ведущий:
Велика численность населения России. Как вы думаете, что помогает людям жить в мире и согласии?
Ответы
- Уважение к языку и обычаям друг друга. И, конечно, соблюдение законов государства.
- Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.
В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции Российской Федерации. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы. Гарантом Конституции является Президент страны. Запомним это слово: гарантировать – значит обеспечивать
Слайд «Конституция»
-Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
-Ребята, а вы являетесь гражданами страны?
- Как граждане России, какие имеете права и обязанности?
Ответы детей:
Права:
-на жизнь
-на неприкосновенность
-на свободу мысли и слова
-на охрану здоровья и медицинскую помощь
-на образование
-на участие в культурной жизни
Обязанности:
-сохранять и заботиться об исторических, культурных памятниках
-охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
-защищать
-хорошо учиться
-становиться достойным гражданином своей Родины)
Ведущий: А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
Что такое символ? (Символ – это условные знаки или изображение. Они отражают историю государства и его народа, отражают национальный характер)
Какие государственные символы вы знаете?
Ответы детей. На экране слайд – «Государственные символы»
Сообщения учеников:
1.История герба (слайд)
. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах
На гербе изображен двуглавый орел, символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III., А теперь это герб Российской федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества, и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на запад, при едином теле – едином правлении.
Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка, верности закона.
слайд Флаг.
2. Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году. А единственным флагом российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это государственный флаг Российской федерации.
По другой версии, на Руси три цвета имели следующие символические значения: белый – благородство, откровенность; синий – верность, честность,; красный – мужество, смелость, великодушие, любовь; такое цветосочетание сохранилось в Российском флаге и поныне.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств …
Слайд «Гимн».
3.Гимн отражает историю страны. Музыку сочинил композитор А.Александров. А слова гимна написал Сергей Михалков. Это главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Во время прослушивания гимна нельзя разговаривать.
Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают российский флаг.
Он звучит 9 мая в День Победы во время парада на Красной площади в Москве.
. На международных соревнованиях гимн нашей страны звучит во время награждения победителей — российских спортсменов.
Даже Новый год начинается с гимна. Бьют часы — куранты на Спасской башне Московского Кремля, а затем звучит гимн России.
Ведущий :
- Каждое государство имеет еще и столицу. Конечно же, вы все знаете, что означает это слово? И какая столица у нашей Родины?
Ответы.
Слайд «Москва»
- В нашей гостеприимной столице мы заканчиваем наше небольшое путешествие по просторам Родины. Прежде чем завершить эту неисчерпаемую тему, напишите, пожалуйста, кто такой, по –вашему, патриот своей страны…
Прикрепляем бумаги с ответами на доску
Звучит аудиозапись песни «Родина моя»