Тема: Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.
Цель
Познакомить учащихся с восточными славянами – предками русских, украинцев и белорусов; показать сущность единства этих народов в современном обществе.
Задачи
Образовательные: формировать у учащихся представления о жизни наших предков – восточных славян; на какие племена были разделены; их места расположения.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса; учить составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине, к другим народам.
Оборудование и материалы
Карта в учебнике «Расселение древних славян».
Основные знания
Восточные славяне, племена, братские народы.
Тип урока
Сообщение новых знаний.
Ход урока
1)Оргмомент.
2)Актуализация знаний, объявление новой темы.
Вводное слово учителя. С помощь. Древних летописей ученые написали нам о жизни древних людей – восточных славян. Кто они, восточные славяне? Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.
3)Изучение нового материала
Рассказ учителя о восточных славянах (знакомство):
- Люди, от которых мы все произошли, называются предками. Наши с вами предки – славяне. Когда-то в давние времена наши предки-славяне жили вместе. Однако в результате войн славяне постепенно разделились на западных и восточных. Именно восточные славяне являются предками русских, украинцев и белорусов.
Словарная работа: предки, племена
Работа с текстом учебника.
- Где жили восточные славяне?
- На какие племена разделились восточные славяне?
- Что помогало славянам побеждать врагов?
Работа с картой: показ мест жительства племён.
Продолжение работы с текстом.
В ходе чтения разбор следующих вопросов:
Как назывались племена, расселившиеся в лесах?
Почему славян называли северянами?
Где жили дреговичи?
Задание. Найдите в тексте учебника описание внешнего вида восточных славян. Контролирует выполнение задания. Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод по теме.
Физ. пауза
Жили славяне:
В лесу – древляне (руки вверх),
В болотистых местах – дреговичи (руки вниз),
В поле – поляне (руки в стороны),
Севернее – северяне (руки вперед),
Это наши предки – восточные славяне (руки скрещивают на груди).
4)Первичное закрепление нового материала
Закрепление материала проводится по вопросам и заданиям учебника.
Задание. Используя карту в учебнике « Расселение древних славян», назовите на какие племена были разделены восточные славяне.
Кроссворд (раздает каждому ученику; вешает на доску)
Кроссворд
Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.
Забор из заостренных бревен (колов) вокруг славянского поселения.
Люди, от которых мы произошли.
Объединение людей, которые говорили на одном языке и жили на одной территории.
5)Подведение итогов
Комментарии, объявление оценок.
6)Домашние задание
Сообщение домашнего задания.
Прочитать текст учебника, пересказать указанные учителем абзацы, дать ответы на вопросы учебника.
7)Индивидуальное задание
Сообщение индивидуального задания.
Выполнить задание на карточках (вставьте пропущенные буквы: д…о..чи, кри..чи, по…., ..яти.и), прочитать указанные учителем абзацы в тексте.