Возможности народной игрушки в коррекционно-развивающем процессе
Коротко из истории РОССИЙСКОЙ народной игрушки
- Первые игрушки появились еще до возникновения письменности
- На Руси вместо слова «игрушка» говорили «потешка».
- В Сибири нашли множество игрушек, выточенных из мягкого камня мергеля, из бивня мамонта в каменном веке,
35— 12 тысяч лет до нашей эры!
Коротко из истории РОССИЙСКОЙ народной игрушки
- Самые древние игрушки выполнялись в
России в двух наиболее распространенных
материалах: глине и дереве.
- Глиняные погремушки, миниатюрная посуда, фигурки людей, свистульки-птицы, кони, другие животные встречаются в славянских погребениях УI—УII веков и в раскопках древнерусских городов Х— ХIУ веков — Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Твери, Коломны, Радонежа, Зарайска, Дмитрова. Деревянные погремушки, кони, птицы, шары, мячи, лодочки и др., относящиеся к ХII веку, были обнаружены в Старой Ладоге, при раскопках древнего Новгорода и на реке Ояти.
Коротко из истории РОССИЙСКОЙ народной игрушки
- Деревянные игрушки относятся к наиболее старинным видам игрушек. Известны традиционные центры их производства: -
- русский Север;
- Поволжье (игрушки из деревни Лысково, городецкие, федосеевские, семеновские);
- Подмосковье (Сергиев Посад – родина деревянной игрушки, село Богородское, Подольский район – Бабенская игрушка) .
О деревянной игрушке
игрушки и по сей день из
липы, ольхи, осины и березы.
несколько лет в естественных
условиях и затем обрабатывают.
Тогда оно становится мягким и послушным в руках мастера.
О деревянной игрушке
- Промысловая игрушка была активно развлекательна. Развеселить, позабавить, увлечь - это, прежде всего, входило в ее роль. Отсюда рождался образ, зрелищный, видовой, иллюстративный по своему характеру. Из чего он складывался? Из каких выразительных средств? Промысловая игрушка сразу привлекает внимание детальной пластической изобразительностью, с чем связан принцип комбинирования в ней разных материалов. Игрушки эти занятны, затейливы.
Сергиев Посад – Царство игрушек
- Первую деревянную игрушку вырезал Сергий Радонежский. Он делал деревянные игрушки и дарил их детям, которые приходили с прихожанами.
- Каждый мастер имел свой почерк.
- В качестве заготовки использовали трехгранное полено, тщательно моделировали верхнюю часть изображения, а нижнюю лишь слегка обрабатывали крупными широкими срезами. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи — персонажи, характерные для Сергиева Посада.
ТОКАРНАЯ ИГРУШКА
- Токарная игрушка сергиевских мастеров была производной от достаточно развитого промысла токарной посуды, который получил широкое распространение, начиная с ХУII века. Одними из лучших были токари Звенигородского уезда. Здесь производились разнообразные наборы бирюлек. (Игра в бирюльки была в свое время одной из наиболее популярных.) Некоторые из них были настолько малы, что их приходилось брать с помощью крючка. В деревнях Звенигородского уезда и селах Подольского уезда жили и работали удивительные мастера, производящие токарные игрушки: разборные пирамидки и погремушки, многоместные вкладные яйца, шары, бочата, чашки. Работа токарей была настолько совершенна, искусна и тщательна, что до сих пор поражает воображение.
БАБЕНСКАЯ ТОКАРНАЯ ИГРУШКА
- История бабенского промысла уходит в глубину XIX века.
- В деревнях Бабенки, Вороново, Свирино, Голохвастово работали удивительные мастера Дороничев В.Н., Смирнов Н.Н. и др.
- В советский период работала
Бабенская игрушечная
фабрика, которая выпускала
игрушки для детских садов.
БАБЕНСКАЯ ТОКАРНАЯ ИГРУШКА
- Мастера Подольского района славились многоместными игрушками бочатами, горшочками, репками, шарами, яйцами, чашечками, матрешками в 18, 24, 36 и 50 мест. Так 100-местное яйцо – шедевр токарного искусства, не имеющий аналогов в мире, сделал Н.Е. Ромахин. Оно и до сих пор храниться в запасниках Педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде.
- Уникальные игрушки на винте вытачивал Иван Павлович Другин, только у него были удивительные винтовые бочата, грибы, графины, горшки, яйца. Игрушки этого рода нанизываются на штырь, на конце которого имеется резьба, на которую закручивают, как винт, завершающую деталь игрушки.
«БАБЕНСКАЯ ИГРУШКА» центр дополнительного образования
- В настоящее время в Подольском районе, в поселке Шишкин лес
работает центр дополнительного образования «Бабенская игрушка».
Возродил этот промысел
художник,
кандидат искусствоведения
Виданов Сергей Валентинович.
Функции народных игрушек
- Многофункциональной была народная игрушка. Разные роли могла выполнять она в одном и том же обличье. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение- все эти ее значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения. Мы видели, как рождалась игрушка в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, она тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым - далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти! В этом заключена основная духовная ценность народной игрушки: и той, что только стояла на пороге искусства, и той, что стала художественным произведением.
Коррекционные возможности деревянной игрушки
В народных деревянных промысловых игрушках таятся многогранные коррекционные возможности. Играя с деревянной игрушкой у детей с ограниченными возможностями здоровья корригируются все психические процессЫ, речь, моторика, коммуникативные и эмоционально-волевая сферы, формируются различные виды игровой деятельности.
Игрушки для формирования психологической основы речи и эмоционально-делового общения
Игрушки для формирования психологической основы речи и эмоционально-делового общения
Игрушки для формирования моторики и зрительно-двигательной координации
Игрушки для формирования моторики и зрительно-двигательной координации
БОГОРодские Игрушки для формирования моторики
Игрушки для коррекции речи и формирования фонематических процессов
РАсписная Деревянная матрешка
- Первая русская матрешка уже была сюжетной. По прейскуранту Сергиевской земской учебно-показательной мастерской за 1911 год (!) значится 21 вид матрешек. Большинство из них были сюжетные. Выпускались "Золотая рыбка", "Колобок", "Конек-горбунок", "Жар-птица", "Иван-царевич". Точная дата появления этой матрешки не известна, вероятно между 1901-1914 гг.
Первая русская матрешка уже была сюжетной
- В советское время фабрика "Семеновская роспись" многие десятилетия выпускала матрешки на сюжеты народных сказок. Сразу видно, что рисовал профессиональный художник. Рисунок очень тонкий, тщательный. Однако такая матрешка уже утратила черты игрушечности, это уже сувенир.
СЮЖЕТы на матрешках
- Различные сказки написанные на матрешках. Прошлое и современное.
Игрушки для формирования словаря
Игрушки для развития театрализованной деятельности
Новые деревянные коррекционные игрушки
- В настоящее время совместно с сотрудниками кафедры дефектологии Академии Социального Управления (Лусс Т.В.) и художниками центра центра «Бабенская игрушка» (Виданов С.В.) разрабатываются и апроирутся в КБОУ
и на занятиях с другими
детьми пособия для
коррекционно-развивающего
процесса.
Новые коррекционные игрушки
- Старик-годовик для изучения времен года и месяцев
Новые коррекционные игрушки
запомнить последо-
вательность дней
недели и их названий .
Новые коррекционные игрушки
Работа со слушателями академии СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
- В рамках курса «Игровые технологии в коррекционно-развивающем процессе» проводятся занятия со слушателями по созданию пособий для
логопедической работы
с дошкольниками.
Практико-значимые РаботЫ слушателей академии
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ