Просмотр содержимого документа
«Выражение универсальных учебных действий в предметных»
Выражение универсальных учебных действий в предметных
учебных действиях.
Дашинимаева Г.Б.
Пед.совет (Тезис)
В условиях перехода на новые стандарты (ФГОС-ы) перед учителями биологии и химии встают большие проблемы.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежат фундаментальное ядро содержания и системно-деятельностный подход. Если ранее цели школьного образования формировались как усвоение знаний, умений и навыков, то новый стандарт образования определяет цели как формирование умения учиться. Новый стандарт отличается своей структурой и направленностью на результаты, качественно и содержательно отличающиеся от привычных ЗУНов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным: готовность и способность учащихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, система
ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в жизни, способность
ставить цели и жизненные планы
метапредметным: освоение учениками межпредметных понятий и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность использовать
их в учебной и социальной практике
предметным: освоение знаний и умений специфические для данного
предмета, формирование научных представлений о ключевых
теориях, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями.
«Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающего его культурную идентичность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» такое определение читаем в Глоссарий.
Возможность успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей осуществляется на основе сформированных УУД. УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов и методов. Поэтому уровневый анализ универсальных учебных действий следует расширить, применить к конкретной теме.
Я попыталась выявить соотнесение специфических предметных действий по зоологии по теме «Рыбы» с содержательностью видов УУД.
Выражение предметных учебных действий в универсальных
познавательных и коммуникативных учебных действиях
№ | Тема | Предметные учебные действия | Универсальные учебные действия |
Раздел «Рыбы» | Строение рыбы | характеризовать особенности строения рыбы; объяснять, в чем выражены приспособления рыб к водной среде; использовать материалы энциклопедии, Интернет -ресурса; показывать на таблице органы рыб; рассказывать о многообразии рыб | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе из Интернет – ресурса; умение сознательно и произвольно строить свой устный ответ; умение подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. универсальные логические действия: анализ, синтез, выбор критериев для сравнения, классификация рыб, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование коммуникативные УУД: умение работать в паре, группе, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, строить продуктивное и бесконфликтное сотрудничество |