СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление «Формы и методы работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поможет коллегам при работе с родителями в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Выступление «Формы и методы работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)».»








Выступление

на августовском педагогическом совещании отделения учителей начальных классов городского УМО в системе общего образования «Совершенствование методической культуры учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС и ФОП НОО» по теме

«Формы и методы работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)»



Выступление подготовила

Силакова Светлана Валентиновна,

учитель начальных классов














г. .Железногорск,2025 г.


(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться опытом работы с родителями в начальной школе. На мой взгляд, успешное сотрудничество с семьей – это один из ключевых факторов успешного обучения и воспитания ребенка. Именно в начальной школе закладывается фундамент для дальнейшего развития личности, и участие родителей в этом процессе бесценно.

(Слайд 2) Ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Воспитание детей надо начинать с родителей». С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.


(Слайд 3) Работа с родителями – это:

1.Единство требований.

Когда школа и семья придерживаются общих принципов и требований, ребенку легче адаптироваться и усваивать новые знания.


2.Поддержка и мотивация.

Родительская поддержка вселяет уверенность в ребенка, мотивирует его к учебе и помогает справляться с трудностями.

3. Понимание индивидуальных особенностей.

Общаясь с родителями, учитель получает ценную информацию об особенностях ребенка, его интересах, потребностях и проблемах, что позволяет выстраивать индивидуальный подход.


4. Вовлечение в жизнь класса и школы.

Активные родители – это помощники в организации мероприятий, создании комфортной атмосферы и формировании позитивного имиджа школы.


Взаимодействие с родителями – это не просто обязанность учителя, это необходимость, продиктованная интересами ребёнка.


(Слайд 4) Каково же значение взаимодействия учителя с родителями?


  • Успешная адаптация ребенка к школе

поможет привыкнуть первоклассникам к новой среде и требованиям школьной программы.


  • Повышение успеваемости и мотивации к обучению учеников

важна за счет поддержки дома и согласованных усилий участников образовательного процесса.


  • Формирование позитивного имиджа школы положительно

влияет на образовательный процесс.


  • Укрепление связи "семья-школа-ребенок" создаёт

единое образовательное пространство.


Поскольку я работаю в школе не первый год, со временем сложилась система работы с родителями. Чтобы организовать совместную деятельность, считаю важным применять активные формы и методы взаимодействия с семьями учеников, поддерживать их инициативу в делах класса и школы. 

Для эффективного сотрудничества я применяю следующие методы работы:

(Слайд 5) Методы работы с родителями (из опыта):

  • Активное слушание.


Умение внимательно выслушать родителя, понять его точку зрения, проявить эмпатию.


  • Позитивная коммуникация.

Подчеркиваю положительные стороны ребенка, хвалю его за успехи, вселяю уверенность в силы ученика.


  • Конструктивная критика.

Критикую не личность ребенка, а его действия. Предлагаю конкретные пути решения проблемы.


  • Сотрудничество и партнерство.

Рассматриваю родителей как союзников в воспитании и обучении ребенка. Привлекаю их к активному участию в жизни класса и школы.


  • Индивидуальный подход.

Учитываю особенности каждой семьи, ее потребности и возможности.


(Слайд 6) Мой педагогический опыт позволяет использовать разнообразные формы работы с родителями. Я условно разделяю их на три категорий:


Формы работы с родителями (из опыта):


1. Индивидуальные формы:

  • Родительские собрания:

Почему родительские собрания относятся к индивидуальным формам работы с родителями?

В отличие от групповых форм работы, родительское собрание предполагает не коллективное обсуждение, а личное взаимодействие педагога с родителями. 

Безусловно, это базовая форма. Важно, чтобы собрания не превращались в монолог учителя. Необходимо создавать атмосферу для обсуждения, обмена опытом, решения конкретных проблем.

Начинаю собрание с позитивной информации, отмечаю успехи детей, создаю доброжелательную атмосферу. Использую интерактивные методы (игры, дискуссии, анкетирование) для вовлечения родителей.


  • Индивидуальные консультации: позволяют обсудить личные вопросы, связанные с обучением и воспитанием конкретного ребенка.

Предлагаю консультации как по собственной инициативе, так и по запросу родителей.


  • Посещение семей на дому: (по согласованию с родителями!) Позволяет увидеть ребенка в привычной обстановке, лучше понять его потребности и образ жизни.


  • Телефонные звонки и переписка по электронной почте/в мессенджерах: оперативный способ связи для решения срочных вопросов или просто для обмена информацией.

Устанавливаю четкие границы времени для общения вне уроков.


2. Групповые формы:

  • Родительский комитет: это надежный помощник в организации мероприятий, решении хозяйственных вопросов и поддержании связи между школой и родителями.

Поддерживаю инициативы родительского комитета, привлекаю их к планированию и организации мероприятий.


  • Круглые столы, семинары, практикумы: формы работы, направленные на повышение педагогической культуры родителей.

Приглашаю специалистов (психологов, логопедов, учителей-предметников) для проведения семинаров по актуальным темам.


  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия: Позволяют родителям увидеть процесс обучения и воспитания своими глазами, оценить работу учителя и успехи ребенка.

Приглашаю родителей не просто присутствовать, а активно участвовать в уроке или мероприятии.


  • Совместные творческие проекты: (выставки, конкурсы, фестивали). Объединяют детей, родителей и учителей, способствуют укреплению семейных отношений и развитию творческих способностей.

Всегда придумываю интересные и доступные для всех проекты, не требующие больших затрат, времени и средств.


3. Информационные формы:

  • Стенды, буклеты, памятки: содержат полезную информацию по вопросам обучения и воспитания, расписание занятий, объявления о мероприятиях.


  • Школьный сайт и страницы в социальных сетях: оперативный способ информирования родителей о событиях в школе, достижениях учеников, важных новостях.


  • Дневники и тетради: (как средство обратной связи). Регулярное заполнение дневника учителем и родителями позволяет отслеживать успеваемость ребенка, обсуждать возникшие проблемы и находить пути их решения.


Все формы работы с родителями можно разделить на традиционные и инновационные. 



Слайд 7: Традиционные и новазионные формы работы с родителями


(Слайд 8) Наши школьные праздники.

Традиционно, совместно с родителями провожу внеклассные мероприятия:

«День Знаний»; «Неделя народного творчества», «Встреча Нового года»,

(Слайд 9) «День защитников Отечества», «Праздник День Победы»

(Слайд 10) «День матери» ; «Окончание учебного года».

На мероприятия я не приглашаю аниматоров, родители играют роли сказочных персонажей: Деда Мороза и Снегурочки, Шапокляк. Они являются спонсорами этих праздников

Слайд 11) Помогают в подготовке костюмов и декораций для проведения тематических недель и праздников Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями.

(Слайд 12) Творческое сотрудничество.

Интересно и родителям, и детям совместное оформление фотозон, уголков в классе, украшение окон к праздникам.

(Слайд 13) Изготовление поделок к городским и школьным конкурсам и выставкам находит отклик как в сердцах детей, так и в сердцах их родителей. Взрослые с удовольствием принимают участие, устраивая даже своеобразные «соревнования» друг между другом по оригинальности, красочности и необычности.

(Слайд 14) Особенно радует итог работы, когда дети получают дипломы победителей и призёров, их приглашают на церемонию поднятия Государственного флага Российской Федерации, становятся участниками церемонии награждения лучших учеников школы «Парад звёзд» — это не просто признание усилий и таланта, это настоящее торжество творчества и вдохновения.

(Слайд 15) Традиционным в моей практике стало привлечение родителей к проведению классных часов, на которых они знакомят детей с профессиями, предприятиями, на которых они трудятся и миром их интересов и увлечений.

Особенно ребятам нравятся мастер –классы от родителей по изготовлению и раскрашиванию новогодних игрушек.

(Слайд 16) Не менее увлекательными стали информационные часы, которые организовали родители. Это встречи с профессиональными корреспондентами и представители других интересных сфер деятельности.

(Слайд 17) В нашем классе стало доброй традицией принимать участие в самых разнообразных проектах. Одним из таких мероприятий стало трогательное и душевное событие, посвященное мамам «Моя мама – первоклассница».

Дети, объединившись с родителями, готовили сообщения, презентации и даже организовали фотовыставку, посвященную самым дорогим женщинам в их жизни – мамам. Дети с гордостью демонстрировали дневники и октябрятские звёздочки, которые бережно хранились в семьях и передавались из поколения в поколение.

(Слайд 18) Родители и дети принимают участие в озеленении территории нашей школы и класса.

Традиционным стало проведение уборки в классе после каждого триместра.

(Слайд 19) Со своими учениками и их родителями мы часто путешествуем – посещаем цирк, фабрику игрушек, швейную фабрику, библиотеку, музеи.

(Слайд 20) Поход на природу, в кино, парк, кафе вместе – это встреча с неведомой для них социальной средой, а для родителей – это необычное мероприятия вне школы и возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны.

(Слайд 21) Родители с детьми принимают участие в соревнованиях, в акциях. Подобные мероприятия сплачивают семьи, укрепляют сотрудничество между семьей и школой.

Так постепенно родители перешли в ряды моих единомышленников и помощников.

Они обращаются ко мне за советом по самым разнообразным вопросам. Выросла их инициатива. Если в начале обучения активно работал только родительский комитет, то в дальнейшем почти все родители принимают активное участие в жизни класса.


(Слайд 22) В современном мире, когда время становится все более ценным ресурсом, очень важно находить эффективные способы коммуникации и вовлечения родителей в образовательный процесс. Именно поэтому я в своей работе начала активно использовать платформу "Школа возможностей".


"Школа возможностей" – это многофункциональная онлайн-платформа, разработанная специально для организации эффективного взаимодействия между школой, учителями и родителями.


(Слайд 23) Программа имеет три направления: одно из которых «Работа с семьёй».


(Слайд 24)  Разработана для детей разных возрастных категорий, оснащена различным учебно-методическим комплексом.


(Слайд 25) Один из разделов – «Взаимодействие с семьёй».


(Слайд 26) В этом разделе представлены сборники методических рекомендаций, как выстраивать партнёрские отношения с семьями учащихся, материал для работы с родителями, сборник рекомендаций по проектированию детских развлекательных мероприятий, сценарии занятий с описанием современных практик работы с родителями.


(Слайд 27) Я использую данную онлайн-платформу следующим образом:

1.Знакомлю родителей с проектом по развитию личностного потенциала на родительских собраниях.

2. Предоставляю родителям инструмент для проведения диагностики своего ребёнка по социально-эмоциональному развитию.

3.Транслирую занятия  родителям в групповых чатах.

4.Использую онлайн-курсы для родителей.

5. Использую «Путеводитель для современной семьи»

6. Использую методические материалы для работы.


В заключение, хочу подчеркнуть, что успешное взаимодействие с родителями строится на нескольких ключевых принципах:


(Слайд 28): Принципы успешного взаимодействия с родителями

  • Открытость и доброжелательность

Всегда будьте готовы к диалогу, проявляйте искренний интерес к проблемам родителей и детей.


  • Уважение к мнению родителей

Прислушивайтесь к их мнению, даже если оно отличается от вашего. Вместе ищите компромиссные решения.


  • Индивидуальный подход к каждой семье

Учитывайте особенности каждой семьи, ее потребности и возможности.


  • Регулярная обратная связь

Сообщайте родителям об успехах и проблемах ребенка, предлагайте конкретные рекомендации.


  • Позитивный настрой


Старайтесь видеть в родителях не проблему, а союзников.


(Слайд 29) Я считаю, что работа с родителями – это сложный, но очень важный и интересный процесс.

Главное – помнить, что мы все делаем одно общее дело – растим счастливых, успешных и образованных детей.

Успешное сотрудничество с родителями – это залог благополучия ребенка, его успехов в учебе и гармоничного развития личности.

Искренне надеюсь, что мой опыт будет полезен в вашей работе!

Дорогие коллеги, поздравляю с началом учебного года! Желаю позитивного настроя и больших достижений!


Спасибо за внимание!