Воспитание и обучение дошкольников с нарушенным слухом...х
В.Н. Прышко,
Е.А. Умникова
г. Белгород,
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат №23», учителя-дефектологи.
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными и приобретенными.
В настоящее время определить состояние слуховой функции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии – тональной (с применением аппаратуры), речевой – для первичной проверки слуха.
В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В. Нейманом. Диагноз «глухота» ставится при потере слуха до 75–80 децибел. Устанавливается три степени тугоухости. По классификации Л.В. Неймана (1961):
слабослышащие дети | глухие дети |
I степень – не превышает 50 дБ; II степень – от 50 до 70 дБ; III степень – более 70 дБ; | I группа – 125–250 Гц; II группа – 125–500 Гц; III группа – 125–1000 Гц; VI – 125–2000Гц и выше. |
Условная граница между тугоухостью и глухотой – 85 дБ.
По международной классификации (1988) 4 степени тугоухости и глухоты:
I степень – 26–40 дБ;
II степень – 41–55 дБ;
III степень – 56–70 дБ;
IV степень – 71–90 дБ; глухота – более 90 дБ.
Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие (ранняя глухота), безречевые дети, а также поздно оглохшие, у которых речь сформирована, в той или иной степени.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.
Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.
Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы: глухие без речи (ранооглохшие), глухие, сохранившие речь позднооглохшие), слабослышащие с развитой речью, слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и от времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных и при произношении слов сложной слоговой структуры. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные мероприятия, тем успешнее развивается речь.
Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии – это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.
Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.
Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью и глухотой, зависит от ряда благоприятных факторов:
– интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;
– активного участия семьи в его воспитании и обучении;
– потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.);
– использования сурдотехнических средств.
В содержании коррекционно-педагогической работы выделяются несколько разделов, каждый из которых включает решение как воспитательных и образовательных задач, так и коррекционных, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании различных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом.
Раздел «Развитие речи» является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной); отработка различных видов речевой деятельности, проведение элементарных языковых наблюдений.
Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры.
Дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Письмо и чтение – основные средства овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих.
Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.
Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.
Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.
Помимо того, что слабослышащие и глухие дети обучаются в дошкольных группах, часть детей (по заключению ЦПМПК с 1,5 лет) посещают консультативный пункт 3 раза в неделю. Занятия проводятся учителем-дефектологом в присутствии родителей.
Основной задачей учителя-дефектолога является педагогическое обследование ребенка, составление плана индивидуального педагогического сопровождения, проведение коррекционных занятий с детьми.
Правильно организованная работа, начатая еще в раннем возрасте, определяет успешность всестороннего развития ребенка с нарушением слуха.
Наш опыт показывает, что раннее обеспечение ребенка слуховым аппаратом, имплантом, систематическое его использование и соответствующая слухоречевая реабилитация способствуют адекватному речевому развитию детей даже при больших потерях слуха при сохранном интеллекте.
На занятиях учитель-дефектолог формирует у малыша потребность в устном общении, проводит специальные упражнения, направленные на вызывание у ребенка произвольных голосовых реакций, учит ребенка подражать крупным и мелким движениям тела, обучает речевой ритмике.
Педагог развивает неречевой слух: вырабатывается условно-двигательная реакция на звучания, определяется их характер, вызываются и различаются звукоподражания, звуки речи с использованием фонетической ритмики, лепетные и полные слова, названия знакомых игрушек, частей тела, выполняются простые поручения, идёт подготовка к овладению навыками глобального чтения.